Наталья Дмитриева
Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое сопровождение- это система профессиональной деятельности педагога- психолога, направленная на создание оптимальных условий для успешного обучения, развития и социализации ребенка.
В последние годы, благодаря стараниям известного московского специалиста М. Р. Битяновой и питерских практических психологов Г. Бардиер, И. Рамазан и Т. Чередниковой широко употребляемым стало словосочетание «психологическое сопровождение». Идеология сопровождения состоит в том, чтобы не ограждать ребенка от трудностей, не решать его проблемы вместо него, а создавать условия для совершения им осознанного, ответственного и самостоятельного выбора на его жизненном пути.
Публикация «Психологическое сопровождение развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Память. Развитие памяти у детей
- Психология подростка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития в условиях нашей системы образования определяется тем, что изменение социально-экономической ситуации в России в последние десятилетия привело к появлению и обострению различных проблем, касающихся появлению в школах детей с ослабленным здоровьем. Вследствие чего значительные модификации претерпевает система образования и, в первую очередь, осуществляется поиск новых подходов, ориентированных на создание необходимых условий, обеспечивающих полноценное развитие личности подростков, в том числе с задержкой психического развития, и их самореализацию в обществе. Во многом данная проблема определяется тем, что в настоящее время в образовательных учреждениях ещё недостаточно разработана система комплексного психолого-педагогического сопровождения подростков с задержкой психического развития,
Учащиеся с задержкой психического развития нуждаются в своевременной и эффективной помощи. По данным Н. Г. Лутонян, П. И. Зинченко у детей с ЗПР наблюдаются трудности при обучении, поскольку страдают мнемические процессы, из-за несформированности саморегуляции процессов запоминания и воспроизведения. Целенаправленное овладение знаниями предполагает определенный уровень развития произвольной памяти.
Вопросами развития произвольной памяти у детей с ЗПР занимались следующие педагоги и психологи : Н. Г. Поддубная, Т. А. Власова, М. С. Певзнер, Ю. Г. Демьянов, Т. В. Егорова и др. Ученые выделили особенности памяти у детей с ЗПР : уменьшение объема и скорости запоминания, недостаточное развитие зрительной и слуховой памяти, неумение рационально организовывать и контролировать свою работу и т. п.
Без достаточного уровня сформированности произвольной зрительной и слуховой памяти невозможно полноценное обучение, так как учебный процесс опирается преимущественно на эту форму памяти. Т. А. Власова, М. С. Певзнер указывают на снижение произвольной памяти у детей с задержкой психического развития как на одну из главных причин трудности в обучении. К подростковому возрасту проблемы неуспеваемости и развития личности ребенка накапливаются, что наряду с возрастными особенностями подросткового периода делают жизнь этих детей и их близких достаточно сложной во многих аспектах.
В связи с этим, проблема психологического сопровождения развития памяти у младших подростков с задержкой психического развития представляется нам остро актуальной.
Целью нашего исследования является разработка и апробирование диагностической психокоррекционной программы по психологическому сопровождению развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития.
Исследование проводилось на базе ГОУ ТО Новомосковского образовательного центра. В исследовании принимали участие 10 учащихся 11-13 лет, имеющих диагноз - задержка психического развития.
. Диагностическая программа включила в себя следующие методики:
1) «Оценка оперативной зрительной памяти»
2) «Оценка оперативной слуховой памяти»
3) «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии
4) «Память на числа»
5) «Память на образы»
Результаты по каждой методике показали. По методике «Оценка оперативной зрительной памяти» 70% испытуемых обладают не вполне достаточной по объёму кратковременной памятью, 30% подростков показали низкий уровень кратковременной памяти. При этом детей с хорошей развитой по объему кратковременной памятью, среднеразвитой по объёму кратковременной память, а также с очень низким объёмом кратковременной памяти выявлено не было. По методике «Оценка оперативной слуховой памяти» высокий уровень не проявил никто из подростков, уровень выше среднего был выявлен у 10% детей, средний уровень - у 50%, уровень ниже среднего – у 20%, низкий уровень – так же у 20%. По методике «Заучивание 10 слов» А. Р. Лурии высоким уровнем развития динамических особенностей процесса запоминания и долговременной слуховой памяти детей в экспериментальной группе обнаружено не было, 60% подростков показали средний уровень, у 40% был выявлен низкий уровень. По методике «Память на числа» у большинства испытуемых была слабо развита кратковременная память (80%). У 20% кратковременная память была выражена хорошо. По методике «Память на образы» низкий уровень показали 30% испытуемых, большая часть подростков (50%) обнаружила уровень развития образной памяти ниже среднего, средний уровень выявлен у 10% детей, равно как и уровень выше среднего.
Таким образом, проведенное диагностическое исследование особенностей памяти детей младшего подросткового возраста с ЗПР показало, что преобладающая часть испытуемых имеет низкий уровень развития мнемических способностей, остальные 30% обладают средним уровнем развития памяти. Это свидетельствует о том, что вся экспериментальная группа младших подростков с ЗПР нуждается в коррекционно-развивающем воздействии на их память. Это позволяет сформулировать следующие рекомендации:
1) своевременно проводить диагностику развития процессов памяти у детей с задержкой психического развития;
2) разработанную в исследовании диагностическую программу можно рекомендовать для изучения особенностей развития памяти у детей младшего подросткового возраста с задержкой психического развития специалистам, работающим с данной категорией детей;
3) апробировать в дальнейшей работе, разработанную в исследовании коррекционно-развивающую программу, направленную на развитие памяти у детей с ЗПР.