Чекушкина Надежда
Психолого-педагогические эффекты в процессе общения педагога с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогические эффекты в процессе общения педагога с детьми»
Работа педагога неразрывно связана с педагогическими и психологическими ситуациями. Истоки любой педагогической ситуации и результаты ее решения имеют психологическую основу : педагог оказывает на детей психологическое влияние, они получают определенное впечатление, что ведет к возникновению и проявлению того или иного психолого-педагогического эффекта, способствующего необходимому разрешению ситуации. Это показывает схема:
Публикация «Психолого-педагогические эффекты в процессе общения педагога с детьми» размещена в разделах
На доске:
Влияние - Впечатление = Эффект,
Где влияние – то, что делает педагог; впечатление – психическое состояние детей; эффект – результат влияния педагога на психическое состояние детей.
Знание психолого-педагогических эффектов и умение их достигать помогает воспитателям успешно справляться с педагогическими задачами, по-новому взглянуть на свои профессиональные возможности, на средства влияния на детей. Многие воспитатели достигают психолого-педагогических эффектов в своей работе с детьми, а знание о психологических эффектах помогает относиться к ним более осмысленно и использовать их целенаправленно. Психолого-педагогические эффекты способны помочь воспитателю решить не только педагогически сложные задачи в своей работе, но и влиять на развитие собственной личности.
Нередко считается, что процесс воспитания детей заключается лишь в словесных объяснениях им, как надо себя вести и поступать тогда-то и там-то. Но так ли воспринимают дети то, что говорит им воспитатели, родители, рассчитывая на положительный результат? Не всегда так, как нам хотелось бы. Чтобы достигать результата, которого хочет педагог, он должен осознавать свои чувства, уметь анализировать мотивы поступка ребенка, ставить цели и выбирать правильно средства педагогического воздействия, анализировать полученный результат. Для этого можно использовать следующий алгоритм (см. Приложение 1).
После определения чувств, оценки мотивов поведения ребенка и постановки цели педагог начинает выбирать средства педагогического воздействия. Чтобы взаимодействие было эффективным, стиль общения воспитателя с ребенком должен руководствоваться следующими принципами:
1. Равенство прав и уважения человеческого достоинства – так рождаются отношения уважения и доверия.
2. Сохранение и развитие позитивного образа «Я» ребенка, который основан на адекватном представлении о качествах личности (ребенок должен думать о себе хорошо, а анализировать плохие поступки: ты – хороший, но ты поступил неправильно).
3. Поддержка в проблемных ситуациях и ситуациях выбора решений.
Проблемные ситуации в педагогической практике могут быть различными: требующими экстренного вмешательства педагога, а также ситуации, требующие использования различных психолого-педагогических эффектов, которые будут благотворно влиять на процесс общения с детьми и на процесс воспитания личности. Рассмотрим ситуации экстремального общения педагога с детьми (см. Приложение 2).
Рассмотрим несколько психолого-педагогических эффектов, которые позволяют благотворно влиять на процесс воспитания личности и могут быть использованы педагогом в процессе общения с детьми (см. Приложение 3).
• ЭФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ВАРИАНТА. Нередко педагог оказывается в ситуации, для выхода из которой недостаточно принятия одного из двух противоположных решений: в любом случае пострадает какая-то спорящая сторона, что отрицательно скажется на их последующих взаимоотношениях. Выход поможет найти эффект третьего варианта. Этого эффекта добиваются, предлагая ребенку третий вариант, который позволяет не обидеть ни ту, ни другую стороны, находящиеся на грани конфликта. Все оказываются довольны, ссора не возникает, никто не на кого не обижен.
• ЭФФЕКТ МАЛЬВИНЫ. Когда ребенку внушают, что он очень хорош, без устали восхищаются им (как Пьеро восхищается Мальвиной) и ребенок растет и воспринимает мир лишь как дополнение к собственной персоне и никак иначе. Такие дети любят похвалу, хвалят сами себя. Похвала очень опасна для формирующегося характера одаренных детей, поэтому чрезмерно хвалить их не рекомендуется. Нужно, чтобы и очень способные дети понимали, что окружающие их люди тоже талантливы.
• ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ. Этот эффект используется в различных экстремальных ситуациях.
• ЭФФЕКТ УМОЛЧАНИЯ. «Только правду, одну правду, но… не всю правду» (Г. Лессинг). Педагог о своем воспитаннике должен говорить родителям правду, но не всю. В этом и состоит суть эффекта умолчания. Иногда, когда педагог, проведя беседу с ребенком после его негативного поведения договаривается не рассказывать родителям, может происходить эффект умолчания. Педагог как бы сообщает ребенку, что он ему доверяет, верит, что этого больше не повториться. Ребенок начинает исправлять поведение.
• ЭФФЕКТ ОТРИЦАНИЯ. Он создается механизмами психологической защиты. Информация, предупреждающая ребенка о чем-то опасном, им не воспринимается. Рассчитывать на эффект отрицания рискованно, так как может произойти не такая реакция ребенка, которую педагог ожидал. Поэтому применять такой эффект нужно очень осторожно.
• ЭФФЕКТ ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЫ. Этот эффект, который используется по отношению к одаренным детям, способным детям, который не может раскрыть своих способностей. Талантливым детям, которые не могут проявить себя в детском саду, требуется внимательная педагогическая поддержка. Одаренные дети не более «легкие», чем все остальные, а напротив, более «трудные», и в отношениях со взрослыми, и в отношениях со сверстниками. Важно воспитывать нравственность такого ребенка, оберегать его от незаслуженных обид и от нанесения им самим обид другим людям. Талантливым детям необходимо давать важную роль в образовательном процессе, помогать найти достойное своим интеллектуальным возможностям место в работе на занятиях, в играх.
• ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ. Используется в случаях, когда необходимо скорректировать негативные ситуации.
ПРАКТИКУМ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА (по предложенным педагогами ситуациям из опыта работы).
Педагогам предлагается разделиться на пары. Каждая пара получает свою педагогическую ситуацию, требующую решения. Время подготовки ответов – 5 минут. Затем обсуждается ситуация и варианты решения каждой ситуации.
Примеры ситуаций:
1. Девочка хочет забрать у другого ребенка игрушку. Тот не отдает. Тогда она начинает отнимать ее силой, бьет другого ребенка. (Как должен действовать воспитатель)
2. Мальчик упрямо отказывается есть. Упирается, говорит: «Не хочу». Уговоры на него не действуют. (Как должен действовать воспитатель)
3. Дети одеваются гулять на улицу. Мальчик сидит и не одевается. Воспитатель говорит ему, чтобы он одевался, но он продолжает сидеть и делает вид, что не слышит воспитателя. (Как должен действовать воспитатель)
4. Мальчик ударил ребенка. Это происходит уже не в первый раз. Другому ребенку часто достается от этого мальчика. Воспитатель предлагает обиженному ребенку дать сдачи. Обиженный ребенок дает сдачи. Мальчик, получивший сдачи сидит один, обижен, не играет с детьми. Когда воспитатель отвлекается, мальчик набрасывается на того, который ему дал сдачи и начинает избивать. (Эффективны ли были действия воспитателя? Изменили ли они поведение ребенка? Как можно было поступить после того, как один ребенок ударил другого)
5. Мальчик нарушает правила поведения. Его наказывают в течение дня. Он, в конце концов, начинает кричать и угрожать, что сожжет детский сад, бумаги воспитателя и т. д. (Оцените действия воспитателя в течение дня. Как должен действовать воспитатель в сложившейся ситуации)
6. Спокойный, уравновешенный мальчик, который никогда не получает замечаний со стороны от воспитателя, не хочет ходить в детский сад. Как должен действовать воспитатель?
7. Девочка пришла к воспитателю жаловаться, что ее толкнула другая девочка. Воспитатель выясняет ситуацию. Оказывается, что девочка, которая жаловалась, сама первая толкнула другую девочку. Как должен действовать воспитатель?
8. Дети собираются на прогулку. Мальчик не одевается, бегает по коридору, пристает к другим детям. Как должен действовать воспитатель?
9. Мальчик не хочет участвовать ни в каких занятиях. Отказывается: «Не буду заниматься». На занятиях старается привлечь к себе внимание остальных детей, отвлечь их от занятия. Как должен действовать воспитатель?
10. Мальчик постоянно старается обидеть или сделать больно другим детям, но так, чтобы этого не видели взрослые. Воспитатель замечает это. Как должен действовать воспитатель?
11. Девочке понравилась чужая игрушка. Пока хозяин игрушки отвлекся на другую игру, игрушка исчезает. Затем ее находят у девочки. Как должен действовать воспитатель?
12. Две девочки играют вместе, но начинают ссорится из-за игрушки, не могут поделить, начинают плакать. Как должен действовать воспитатель?
13. Девочка (ранний возраст) упрямо не хочет ждать, пока воспитатель поможет другим детям раздеться после прогулки. Твердит: «Разденьте меня сначала», плачет. Как должен действовать воспитатель?
14. Девочка (ранний возраст) отказывается кушать, твердя упрямо: «Уйди, отстань!» Как должен действовать воспитатель?
15. Во время обеда дети разговаривают Как должен действовать воспитатель?
16. Мальчик во время занятия все время вертится, разговаривает, отвлекает других. Как должен действовать воспитатель?
17. После игры девочка плачет, обижается, что не успела поучаствовать в игре. Говорит: «Я тоже хочу поиграть!» Как должен действовать воспитатель?
18. Мальчик весь день вел себя спокойно, играл, был послушным. Вечером, когда за ним пришла бабушка, он начинает проявлять агрессию в присутствии ее. Вырывает цветы с корнем в коридоре детского сада, начинает все бить, избивать детей. Как должен действовать воспитатель?
Приложение 1
1 ШАГ: «Оценка педагогом ситуации, осознание собственных чувств (чувства педагога : «я беспокоюсь о психологической безопасности ребенка») :
• Что я сейчас чувствую? (полезно сообщать ребенку о своих чувствах)
• Что я хочу сделать?
• Что я делаю?
2 ШАГ: «Анализ мотивов поступка ребенка (коллеги)» :
• Почему это происходит?
3 ШАГ: «Постановка педагогической цели» :
• Чего я хочу получить от ребенка?
• Как я хочу этого добиться в преобразующей форме (как это сделать, не потеряв своего достоинства, используя педагогическое воздействие (которое направлено не на личность ребенка (коллеги, а на его поступок?
4 ШАГ: «Выбор педагогических средств» :
• Как я это сделаю? (Желательно осуществлять выбор средств совместно с ребенком (коллегой) : «Я вижу, что… Что нам нужно сделать в этой ситуации?» Жесткое условие: ждать, пока ребенок (коллега) не ответит)
5 ШАГ: «Практические действия» :
• Применение на практике выбранных средств.
6 ШАГ: «Анализ событий» :
• Поучилось ли то, что я хотел получить (шаг 3) или нет? (Если да, то средства были выбраны правильно, если нет – то средства были выбраны неправильно (возврат к шагу 4).
Приложение 2
ЭКСТРЕМАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГА С ДЕТЬМИ
1. СИТУАЦИИ АБСОЛЮТНОГО ЗАПРЕТА:
• ребенок наносит вред себе;
• ребенок наносит вред окружающим (физическая агрессия);
• ребенок наносит вред воспитателю;
• ребенок наносит вред материалам занятий, групповому оборудованию и т. д.
Педагог жестко запрещает : «В нашем детском саду этого нельзя делать никогда! Это запрещено!» Спокойный уверенный тон.
Необходимо сразу знакомить детей с этими запретами и придерживаться выполнения этих правил в группе постоянно.
В случае речевой агрессии по отношению к воспитателю: «Со мной так разговаривать нельзя!»
В случае речевой агрессии по отношению к детям: «У нас в детском саду так разговаривать нельзя!»
2. СИТУАЦИИ ЗАПРЕТА: когда ребенку нужно что-то запретить делать.
Педагог сообщает о своих чувствах, говорит о запрете на определенное поведение, описывает возможную альтернативу и сообщает ультимативные условия:
«Я понимаю, что тебе сейчас весело, хочется кричать и прыгать
*
но этого на занятии, когда я рассказываю, делать нельзя.
*
Можно это будет сделать после занятия, на прогулке.
*
Если ты будешь продолжать это делать, мне придется посалить тебя одного, чтобы ты не мешал другим детям слушать».
3. РЕБЕНОК БОРЕТСЯ ЗА ВНИМАНИЕ: Ребенок делает все, чтобы привлечь к себе внимание. Педагог чувствует раздражение.
Не давать негативного внимания. Дать позитивное внимание.
4. РЕБЕНОК БОРЕТСЯ ЗА ВЛАСТЬ: Ребенок также привлекает своим поведением внимание, но педагог чувствует беспомощность.
Перестать бояться и дать ребенку власть. Не уличать в некомпетентности, а дать возможность сделать то, что он может.
5. РЕБЕНОК МСТИТ (сложный случай) : Ребенок нарушает правила поведения из чувства мести, он не верит взрослому. Педагог при этом чувствует горечь, отчаяние, обиду.
Не мстить в ответ ребенку, мягко озвучить истинные намерения ребенку («Может быть ты так поступаешь, чтобы я растерялась» и т. д.).
Приложение 3
ЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ
1. ЭФФЕКТ ТРЕТЬЕГО ВАРИАНТА. Используется, когда при принятии одного из двух решений пострадает какая-либо спорящая сторона.
Например:
Один ребенок хочет поиграть с машинкой в «шофера», другой хочет, чтобы машинка стояла в автопарке. Дети ссорятся, не могут договориться. Педагог : «Играть в шофера очень интересно, и не менее интересно играть в автопарк. Но я хочу вам показать другую игру, в которую вы еще не играли. Поиграем?»
2. ЭФФЕКТ МАЛЬВИНЫ.
Используется, когда ребенок сам хвалит себя, любит похвалу со стороны окружающих.
Например:
Девочка талантливая, способная, любит похвалить себя, чтобы хвалили ее. Из-за зазнайства испорчены отношения с другими детьми. Педагог : «не слышит» ее похвалы в свой адрес (делает вид, что не слышит). Дает менее значимые роли, выделяя и других детей.
При настойчивом требовании похвалы: «Посмотрите, у меня самый лучший рисунок», сообщает безлично: «Мне нравятся красивые рисунки».
3. ЭФФЕКТ НЕОЖИДАННОСТИ.
Используется в экстремальных ситуациях, когда требуется быстрое решение.
Например:
Девочка капризничает и не хочет идти с прогулки домой. Педагог : «А ты знаешь, я шла на работу, а на улице лежит крокодил!» «Какой крокодил?» «Зеленый!» Ребенок уже не вспоминает о ситуации ухода с улицы.
4. ЭФФЕКТ УМОЛЧАНИЯ.
Используется в ситуациях негативного поведения ребенка.
Например:
Мальчик избил другого ребенка и, чтобы избежать наказания, бросился бежать по лестнице. Педагог : увидев стрессовое состояние ребенка, хватает его, чтобы он не навредил себе. Ребенок бьет ее, вырывается. Воспитательница держит его крепко и ведет в группу на занятие. Ребенок успокаивается. Воспитатель не рассказывает об этом инциденте родителям, не обвиняет ребенка. Ребенок в дальнейшем старается этого не повторять.
5. ЭФФЕКТ ОТРИЦАНИЯ.
Используется в ситуациях, требующих острого педагогического вмешательства.
Например:
Мальчик на занятии кривляется, не дает другим заниматься.
Педагог : «Знаете, ребята, в зоопарке живет много обезьян. Все они разных пород: мартышки, гориллы, шимпанзе и другие. Там они, как и в родных джунглях, кривляются, прыгают, громко шумят и дерутся. Ведь им больше нечего делать, а ума, как вы знаете, у них не хватает. Однажды в зоопарке был пожар и все обезьяны разбежались. Не хотелось бы думать, что некоторые из них под видом детей проникли в нашу группу и пытаются себя вести так, как вели в джунглях. История эта, я надеюсь, понятна вам? Ведь в нашем детском саду нет обезьян».
6. ЭФФЕКТ ПАДАЮЩЕЙ ЗВЕЗДЫ.
Используется по отношению к талантливым детям, которые по каким-либо причинам не смогли проявить свои способности.
Например
Ситуация 1:
Мальчику родители внушили, что он самый, самый… Дети с ним не хотят дружить из-за его зазнайства. Ребенок стал обижаться, нарастал конфликт.
Ситуация 2:
Девочка из многодетной семьи, неуверенна в себе, ведет себя тихо, замкнуто. На занятиях не может проявить себя.
Педагог в 1 ситуации : назначил его помощником на занятии математики во время выполнения детьми индивидуальных заданий (у ребенка были отмечены математические способности). Ребенок стал выделяться из коллектива не только высокомерием, но и хорошими качествами: взаимовыручкой, умением помочь.
Педагог во 2 ситуации : дал девочке ответственное задание – назначил ответственной за зеленый уголок (у девочки желание изучать явления природы и т. д., попросил выступить перед ребятами с небольшим рассказом о тех комнатных цветах, которые растут в их группе, помог подготовиться. Девочка выделилась из коллектива своими индивидуальными способностями, стала более уверенна в себе.
7. ЭФФЕКТ ПОДРАЖАНИЯ.
Используется для коррекции негативных ситуаций.
Например:
Девочка во время занятия все время крутится, отвлекается, достает различные предметы, мешает проведению занятия. Педагог : предложил ребенку провести занятие, научить ребят тому, что он сам умеет. Когда девочка стала объяснять детям, как сделать поделку, воспитательница мешала ей, отвлекала других детей посторонними вопросами. Потом побеседовала с девочкой, спросила ее, как она себя чувствовала на месте воспитателя, которому мешают.
Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут участвовать в их жизни.