Вера Ефремова
Психолого-педагогические условия использования дидактических игр в развитии словарного запаса детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагается сообщение на тему «Педагогические условия использования дидактических игр в развитии словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня». В данном сообщении представлен опыт работы с детьми, имеющие ОНР. В последнее время увеличивается количество детей дошкольного возраста, имеющих различные логопедические нарушения. Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Формирование словаря является наиболее важной задачей, решение которой поможет приблизить таких детей к нормальному психическому развитию. Особенность словарной работы в дошкольном учреждении состоит в том, что она связана со всей воспитательно-образовательной работой с детьми. Обогащение словарного запаса происходит в процессе ознакомления с окружающим миром, во всех видах детской деятельности, повседневной жизни, общении. Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей являются стержнем полноценного формирования личности ребенка-дошкольника. Но у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные трудности в овладении словарем даже в условиях специального обучения. Поэтому они нуждаются в дополнительном стимулировании словаря. Это обстоятельство указывает на актуальность нашего исследования.
Публикация «Психолого-педагогические условия использования дидактических игр в развитии словарного запаса детей с ОНР» размещена в разделах
- Дидактические игры
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Нами было проведено экспериментальное исследование, состоящее из трех этапов: констатирующего, формирующего этапов с контрольным срезом. В эксперименте участвовало десять детей с диагнозом ОНР III уровня. При составлении диагностики опирались на материалы исследовании Жуковой Надежды Сергеевны, Лалаевой Раисы Ивановны, Елены Михайловны Мастюковой, Татьяны Борисовны Филичевой[59], Галины Васильевны Чиркиной [56] В. Н. Макаровой [15], Е. А. Ставцевой [15] и др. Хорошо зарекомендовала себя на практике методика на обследование словаря, В. Н. Макаровой и Е. А. Ставцевой. Констатирующий эксперимент показал низкий уровень развития словарного запаса детей с ОНР III уровня. На данном этапе эксперимента были выявлены следующие особенности словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи : дети пытались замещать слова, в частности, прилагательные, жестами. Наблюдались частые паузы, размышления, просьбы о помощи, подсказке. Отмечалась бедность в выражениях качественных признаков, неточность высказываний. У некоторых детей наблюдались незначительные ошибки. В их высказываниях отсутствовала полнота и развёрнутость, сокращались признаки описания.
В словаре дошкольников с ОНР III уровня преобладают имена существительные и глаголы, испытывают затруднения в понимании и употреблении слов с переносным смыслом, редко используют в речи синонимы, антонимы, заменяют обобщающие понятия, словами конкретного значения (посуда – в ней готовят кушать); дети не дифференцируют некоторые качества предметов (высокий - длинный, низкий – маленький, узкий – тонкий).
В процессе констатирующего этапа эксперимента также было проведено анкетирование родителей и педагогов по развитию словарного запаса детей с ОНР III уровня. Воспитатели проводят работу по развитию словарного запаса у детей с ОНР III уровня посредством дидактических игр часто, на протяжении всех занятий они обогащают, развивают и активизируют слова в речи детей. На основании полученных данных, мы можем сказать о том, как ведется развитие словарного запаса у детей с ОНР III уровня на занятиях и в детском саду, а так же, как ведут свою работу родители. Воспитатели четко знают, что способствует развитию словарного запаса детей с ОНР III уровня, хорошо владеют методикой проведения занятий, а также словарной работой вне занятий. Родители, наоборот, методику развития словарного запаса и его обогащения знают меньше, поэтому родителям было рекомендовано уделять большое внимание развитию словарного запаса детей с ОНР III уровня.
На формирующем этапе эксперимента подобрали серию дидактических игр, направленных на развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, и провели коррекционно-педагогическую работу, направленную на развитие словарного запаса. Игры, используемые на формирующем этапе эксперимента, были сгруппированы в 6 блоков: игры на развитие словарного запаса существительных; игры на развитие словарного запаса прилагательных; игры на развитие словарного запаса глаголов; игры на развитие словарного запаса наречий; игры на развитие словарного запаса семантических связей и отношений. В экспериментальной работе использовали дидактические игры трех основных видов: игры с предметами (игрушки, наглядный материал, настольно-печатные и словесные.
В играх с предметами дошкольников учили сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью этих игр дети знакомились со свойствами предметов и их признаками: цветом, формой, величиной, качеством. В играх решались задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложнялись : ребята упражнялись в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяли предметы по признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.).
При проведении настольно-печатных игр использовали : картинки, лото, домино.
Словесные игры были построены на словах и на действиях играющих. В таких играх дети учились, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углубляли знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и в новых обстоятельствах.
Словесные игры условно можно объединить в группы. В первую группу входили игры, с помощью которых формируется умение выделять существенные признаки предметов, явлений: «Отгадайка», «Магазин», «Да – нет». Вторую группу составляют игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, делать правильные умозаключения: «Похож – не похож».
Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третью группу: «Назови три предмета», «Назови одним словом».
В процессе проведения игр у детей воспитывали организационные навыки, позволяющие осуществлять коллективную речевую деятельность. С этой целью испытуемым давали возможность свободного размещения во время занятий (в кругу, полукругом, около логопеда) так, чтобы им было удобно рассматривать изучаемые предметы, смотреть друг на друга, обеспечивая тем самым полноту восприятия чужой речи. Это, в свою очередь, помогало добиться большей продуктивности занятия.
С учетом вышеописанных условий на занятиях проводилась работа по развитию и совершенствованию словаря, формированию умения выделять части предмета, действий предмета и его признаков.
Принимали непосредственное участие в дидактических играх, направленных на совершенствование словаря. Степень нашего участия определялась речевыми возможностями детей, задачами и условиями игры : по ходу игры вносили необходимые коррективы и поправки в речь детей, а в заключение обязательно поощряли всех детей, отмечали наиболее успешных и обещали в следующий раз новый вариант игры или совсем новую игру.
Игры проводили в различное время: на занятиях и вне их.
На начальном этапе исследования некоторые дети не могли сосредоточиться на материале без помощи логопеда. Но среди них были дети, на которых результаты проведения дидактических игр сказались довольно быстро. С детьми, отказывающимися от диалогов во время проведения подгрупповых занятий, проводили работу на индивидуальных логопедических занятиях, где зачастую эти дети становились гораздо активнее, отвечали на вопросы, повторяли за педагогом фразы. Спустя 5-6 недель индивидуальных занятий, двое из трех таких детей (Лия Х., Илья О.) достаточно активно участвовали и на подгрупповых занятиях. К тому же, несмотря на вышеуказанные особенности некоторых детей в поведении и эмоционально-волевой сфере, оказалось, что уровень речевого развития у них стал выше.
Перед тем, как познакомиться с игрой, дошкольникам рассказывали, как называется игра, уточняли правила и условия игры. Дидактические игры проводили последовательно и соотносили со всей коррекционно-развивающей работой.
Покажем эту работу на примере игры «Назови части предмета». Целью данной игры являлось - обогащение словаря существительных, развитие умения соотносить предмет и его части. В данной игре было использовано два варианта проведения. Были подготовлены картинки с изображением машины, куклы, кастрюли, чайника, стола. В первом варианте игры детям было дано задание по очереди рассмотреть картинки и назвать части изображенного предмета. В этом варианте перед детьми на доске вывешивали картинки с изображением машины, куклы, кастрюли, чайник, стола. Затем детям предлагали назвать каждую картинку. После того как все картинки были названы, у каждого предмета выделяли составные части. Каждому ребенку задавали вопрос: «Из каких частей состоит машина, кукла, кастрюля. Во втором варианте игры, каждый ребенок получал карточку с рисунком. Детям предлагали рассмотреть свой рисунок, назвать его и самостоятельно рассказать из каких частей изображенный предмет состоит. У детей спрашивали, какие картинки они называли, из каких частей состоят те или иные картинки.
С учетом того, что дети с речевым недоразвитием многие слова понимают недостаточно полно или даже искаженно, работа над объяснением их значения и употребления тщательно продумывалась. Здесь использовали наглядные средства обучения (картины, муляжи, сами предметы). Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера. Руководя играми в группе детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, учитывали возможности детей. В этом возрасте ребенку свойственны любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: ему хочется самому отгадать загадку, найти правильное решение задачи, высказать собственное суждение. С расширением объема знаний происходят изменения и в характере умственной деятельности. Поэтому при отборе игр главное внимание обращали на степень трудности игровых правил и действий.
Большое место в играх занимают мотивы соревнования: детям старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня предоставляли большую самостоятельность, как в выборе игры, так и в творческом решении её задач. Роль логопеда в самой игре тоже менялась. Но и здесь мы четко, эмоционально знакомили детей с её содержанием, правилами и действиями, проверяли, как они поняты, играли вместе с детьми, чтобы закрепить знания. Затем предлагали детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следили за действиями, выступает в качестве арбитра в спорных ситуациях. Однако не все игры требовали такого активного участия воспитателя.
Прежде всего, это относилось ко многим настольно-печатным играм. Таким образом, руководство дидактическими играми в старшем дошкольном возрасте с ОНР III уровня требовало от нас большой, продуманной работы в процессе их подготовки и проведения. Это обогащение детей соответствующими знаниями, подбор дидактического материала, а иногда и изготовление его вместе с детьми, организация обстановки для игры, а также четкое определение своей роли в игре. В дидактической игре продумывали правильное сочетание наглядности, слова и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами. Использование наглядного материала в старших группах разнообразно, с учетом возрастающего опыта детей, а также новых задач по ознакомлению с окружающим. Детей этого возраста привлекают винтовые игрушки, уже более сложные по конструкции, кроме того, с детьми используются картинки (парные, кубики, разделенные на большее, чем раньше количество частей. Наглядность в играх для детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня, прежде всего, была представлена в предметах, с которыми они играют, которые составляют материальный центр игры; в картинках, изображающих предметы, действия с ними, назначение предметов, их основные признаки, свойства материалов (игры с парными картинками, игры типа картинного лото, домино, игры с тематическими сериями картинок). Начальный показ игровых действий логопедом, «пробный ход» в игре, использование поощрительно-контрольных значков, жетончиков, фишек – все это составляет наглядный фонд средств, которые использует логопед, организуя игру и руководя ею. Игрушки и предметы демонстрировала в наглядном действии, в движении. В дидактических играх по развитию речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня использовали схемы для составления описательных рассказов о посуде, овощах, игрушках, одежде, временах года. Также использовали различные игрушки.
Уже в процессе проведения формирующего этапа эксперимента заметили изменения в развитии словарного запаса детей. Особый интерес вызывали задания, сопровождавшиеся ярким наглядным материалом, дополнительными поощрениями, а также задания соревновательного характера. Дети стали раскрепощенными, стали обдуманно задавать вопросы, отвечать на них, свободно владеть речевыми оборотами для установления контакта, не испытывать затруднений в составлении рассказов. На начальных занятиях некоторые дети в силу особенностей своего характера иногда баловались, громко кричали, слабо реагировали на замечания. Позже дети привыкли к регулярным занятиям, сами просили поиграть с ними еще. Дети стали правильно говорить и называть некоторые понятия,прежде чем ответить на поставленный вопрос, выстраивали последовательный четкий ответ, придумывали множество синонимов, антонимов,
При организации дидактических игр старались максимально соблюдать условия, при которых использование дидактических игр, как средства развития словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи будет эффективно: систематичность; постепенность усложнения; разнообразие дидактических игр по содержанию так и по форме проведения; включение дидактических игр в различные виды деятельности (на занятиях, в повседневной жизни); учитывать возраст и структуру речевого нарушения; совершенствовать объем словарного запаса; учить детей правильно употреблять прилагательные в речи; пополнять глагольный словарь детей; помочь усвоить слова обобщенного, отвлеченного значения, обозначающие состояние, оценку, качество, признаки и др. ; уточнять употребление слов в речи детей; взаимодействие с родителями. Игры проводились в различное время для детей : на занятиях, и вне их.
Контрольный срез проводился с той же группой детей на базе ДОУ №42 комбинированного вида г. Орла. Анализ полученных данных позволяет отметить, что при обследовании 40% детей показали высокий уровень развития активного словаря. Также видно, что в обследуемой группе 40% детей показали средний уровень развития активного словаря, т. е. при ответах затруднялись, пользовались помощью со стороны педагога, наводящими вопросами, подсказками. Вызвало сложности задание на подбор прилагательных и глаголов. В то же время 20% детей имеют низкий уровень развития словарного запаса, что говорит о том, что дети нуждаются в специализированной работе по развитию словаря.
Дошкольники после проведенной коррекционной работы более успешно выполнили предложенные задания, уровень развития словаря данной группы увеличился по сравнению с результатами констатирующего этапа эксперимента. По данным исследования словаря у детей данной группы, после проведенной системы дидактических игр, подобные задания не вызывали затруднений и они меньше ошибались при их выполнении.
повысилась сформированность обобщающих понятий;
расширился и обогатился словарный запас антонимов и синонимов;
улучшились результаты в употреблении наречий и глаголов;
повысилось умения называть и рассказывать про многозначные слова;
повысилось количество употребляемых в речи прилагательных;
дети стали увереннее в себе, пользовались развернутой речью, это говорит о том, что словарный запас повысился.
Проведя систему игр и упражнений на повышение его объема можно сделать вывод, что наша работа достигла определенных положительных результатов и подобранные нами игры и упражнения помогли в развитии словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.