Елена Монич
Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
«Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника»
Выполнила:___Монич Е. О___
I. Общие сведения о ребёнке
Имя и первая буква фамилии Дарья Л.
Дата рождения 09.11.2014
Возраст 5 лет 10 месяцев
Общее физическое развитие Физически развита. Антропологические измерения соответствуют среднему уровню для данного возраста.
Состояние здоровья Группа здоровья - I
Состав и особенности семьи:
Мама: Ольга Ивановна, 29 лет.
Образование: Новосибирский Государственный Педагогический Университет, специальность логопед. Домохозяйка.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика ребёнка-дошкольника» размещена в разделах
Папа: Олег Петрович, 32 года.
Образование: Новосибирский автотранспортный техникум, специ-альность техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Место работы: ООО «Автоэмали-Сибирь», Наборщик-комплектовщик
.
Сестра: Анна Олеговна, 1 год
Бабушка: Валентина Михайловна, 61 год
Образование: Новосибирский Государственный Медицинский Уни-верситет, специальность педиатр. Пенсионерка.
Семья среднего достатка.
II. Особенности жизни ребёнка в семье.
1. Воспитывается в полной семье родными родителями, первый ребенок. Воспитанием ребенка занимается мама и папа, ребенок одинаково общается как с мамой так и с папой. Взаимоотношения в семье ровные, спокойные, доброжелательные. Ребенок так же доброжелательно относится к родителям.
2. Дома ребенок предпочитает играть в куклы, рисовать, собирать конструктор. Родители играют вместе с ребенком: принимают участие в играх, папа катает на спине, с мамой рисуют, гуляют, читают книги, играют в лего, разнообразные настольные игры.
У ребенка дома своя комната, в которой присутствует детский уголок с игрушками. Охотно откликается на предложения мамы помочь в уборке по дому. Самостоятельно складывает игрушки по местам.
III. Игра – основной вид деятельности ребёнка.
Ребенок предпочитает предметно-процессуальные и подвижные игры, участвует в ролевых играх, выполняя в них разные роли.
Вступая в ролевой диалог, отвечает на вопросы и задает их соответственно принятой роли. Хорошо взаимодействует в подгруппе детей, подчиняется игровым правилам. Девочка проявляет стойкий интерес к новой игрушке или игре, адекватно использует игрушку. Умеет использовать предметы – заместители.
3. По желанию выступает инициатором новых игр, идей. В играх занимает как главную роль, так и второстепенную.
4. Игровые действия по продолжительности совпадают с другими участниками игры.
IV. Другие виды деятельности
1)Владеет изобразительными умениями и навыками. Навыки рисования (дом, дерево, человек и др.) , лепки (скатать шарик, брусок из пластилина и др., аппликация (правильно держит ножницы) ; изображение вертикальных линий, горизонтальных линий, вогнутость линий, изображение фигурок по образцу.
Проявляет интерес к конструированной деятельности. правильно собирать матрешку, пирамидку, складывать простые фигуры по образцу из счетных палочек, выполнять постройки из кубиков.
Проявляет инициативу к труду, к поручениям относится ответствен-но, доводит начатое дело до конца.
Новым материалом овладевает постепенно и устойчиво, может работать продолжительное время, не отвлекаясь.
Преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности; стремится их преодолеть.
2)Работает в едином темпе с другими детьми в группе. Контролирует себя, свою деятельность, удерживает цель, доводит дело до конца, проявляет самостоятельность. Оценивает себя, сравнивает свои результаты с образцом. Не мешает педагогу, детям. Принимает помощь (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую).
V. Особенности отдельных познавательных процессов.
1)Развитие познавательных психических процессов ребёнка.
1. Восприятие
Соответствует возрасту. Восприятие величины, формы, цвета не нарушено. Хорошо знает все основные цвета, может объяснить отличие геометрических фигур, группировать предметы в зависимости от их формы, делить изображения предметов на заданные части.
Развитие действий при ознакомлении с новым предметом. Стремится более планомерно и последовательно обследовать и описать вертит предмет в руках, ощупывает его. Разрезные картинки собирает самостоятельно, легко, закономерность понимает.
Пространственное восприятие не нарушено, имеет четкое представление о левой, правой руке, ориентируется в понятиях «впереди», «сзади».
Восприятие времени нарушены незначительно, ориентация недостаточная, последовательность времен года знает четко, понятия «время дня», «части суток» ей знакомы, но путается; путается в днях неделях (понедельник со средой, пятницу с воскресеньем).
2. Память:
Непроизвольная память развита хорошо, легко запоминает интересующую информацию. Произвольное запоминание развито хорошо, достаточно легко заучивает. Может запоминать 7-8 предметов изображенных на картинках, преобладает зрительное запоминание. За-поминание носит краткосрочный и механический характер (предлагаемый материал не осмысливает, а запоминает в том виде, в кото-ром он предлагается).
3. Мышление
Достаточно хорошо развито наглядно - образное и элементы логического мышления. Основным средством решения задач является об-раз. Понимает, что изображено на плане комнаты (с небольшой помощью). По отметке на плане может найти спрятанную игрушку или показать на плане стол, за которым он сидит. Решает лабиринтные задачи (3-4 стенки, 2-3, но не более 4 перегородок)
4. Воображение
Преобладает репродуктивное воображение, носит произвольный характер. Может дорисовать начатое воспитателем изображение, до-полнив его деталями. Способен самостоятельно сочинить небольшую сказку или историю на заданную тему, которая часто представляет собой вариацию знакомой сказки.
5. Внимание:
Устойчивость высокая;
Объем достаточный;
Переключаемость быстрая;
Внимание носит произвольный характер
Может действовать в соответствии с заданным правилом: отбирать нужные картинки, заштриховывать необходимые фигурки
2) Развитие речи ребёнка :
Понимает обращенную к ней речь.
Словарный запас соответствует возрастной норме (достаточный). Ребенок отличается большим словарным запасом.
Пользуется обобщающими словами, группируя предметы по родовым признакам, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный,этические качества (хитрый добрый).
Хорошо развита смысловая сторона речи, ребенок может подобрать синонимы, антонимы.
Предложения строит развернуто, слова употребляет точно в соответствии с их значениями.
Грамматический строй речи соответствует норме (сформирован). Насыщает свою речь словами, обозначающими все части речи.
Умеет согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе, правильно использовать существительное единственного и множественного числа, употребляет сложноподчиненные предложения.
Достаточно активен в словотворчестве, словоизменении и словообразовании, задает много поисковых вопросов.
Способна устанавливать и отражать в речи причинно-следственные связи, обобщать, анализировать и систематизировать.
Умеет образовывать названия детенышей животных, соотносит название действия с предметом.
- звуковая сторона речи:
Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове.
Использует средства интонационной выразительности: грустно, ве-село, торжественно читает стихи, регулирует громкость голоса и темп речи при разных обстоятельствах, пользуется повествователь-ной, вопросительной и восклицательной интонациями.
Четко произносить все звуки в составе слов и предложений.
Может не только определять позиции звука в слове (начало, середина, конец слова, но и устанавливать точное место звука в слове, называя звуки по порядку их следования в слове.
Произносит трудные звуки, речь отчетливая. Может обнаружить в речи сверстников и взрослых ошибки в произношении.
На занятиях различает слова с разным количеством слогов, находит слова, сходные и разные по звучанию.
- связная речь:
Может выделить части в рассказе.
Предложения в рассказе имеют общий смысл.
Понимает тему рассказа и может озаглавить его.
Ребенок имеет достаточно развитую активную речь, пользуется в хо-де общения развернутыми фразами, точно и понятно отвечает на во-просы, способен рассказать о событиях, свидетелем которых он был.
Может составить описательный рассказ по картинке, рассказать о событиях и порассуждать на заданную тему.
Хорошо понимает прочитанное, отвечает на
вопросы по содержанию и способен пересказать сказку, короткие рассказы.
Использует синонимические выражения, способен участвовать в коллективном пересказе.
Может рассказывать по картинке (по серии картин, об игрушке (о нескольких игрушках) и о чем-то из личного опыта, передавая завяз-ку, кульминацию и развязку. Способен выходить за рамки реально-го, вообразив предшествовавшие и последующие события.
Может подметить в рассказе не только существенное, но и детали, частности.
VI. Особенности личности
1. Самооценка:
Оценивает себя адекватно, дифференцирует свои положительные качества, умеет правильно оценить свои действия и поступки.
Уровень притязаний адекватный, цели ставит реальные, но при этом нуждается в эмоциональной поддержке, тогда повышается продуктивность деятельности.
Радуется успехам
При неудачах переживает, реакции адекватные ситуации.
2. Эмоциональная возбудимость или не возбудимость,
У девочки средний уровень тревожности. В различных ситуациях может проявлять плаксивость, неагрессивна, на замечания, одобрение реагирует адекватно. Аккуратно относится к себе, личным вещам. Навыки самообслуживания сформированы
Переживания глубокие, эмоциональное состояние изменяется под воздействием окружающих факторов.
Беспокойство проявляются в ситуациях фрустрации основных потребностей.
Моральные чувства сформированы достаточно хорошо и актуализируются в ситуациях взаимодействия с окружающими людьми.
Ребенок очень хорошо выражает эстетические чувства, хорошо различает и понимает трагическое и комическое, видит красивое, подмечает изменения в природе.
Проявляет познавательный интерес, радуется при удачном выполнении заданий.
3. Доминирующие мотивы поведения.
Преобладающая мотивация поведения ребенка: интерес к миру взрослых, мотив установления положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, мотивы самоутверждения, познавательные мотивы.
4. Волевые качества.
Характер деятельности целеустремленный, проявляет инициативу при эмоциональном одобрении.
5. Темперамент ребёнка.
Активна в деятельности, темп деятельности средний.
Эмоционально чувствительна, отзывчива.
6. Положительные и отрицательные черты характера : общительная, ласковая, доброжелательная, обидчива, проявляет упрямство, иногда склонна скрывать свои чувства.
7. Интересы и склонности.
Девочке нравится музыка, слушает и танцует под нее; очень любит рисовать, с удовольствием рисует маму, папу, себя и маленькую сестренку. С интересом слушает сказки, когда читают взрослые, как рассказывают другие дети, слушает их! Пытается сама рассказывать сказки, обсуждать главных героев.
VII. Общая характеристика поведения.
1. Поведение.
Преобладает спокойное поведение
2. Выполнение режима.
Соблюдает режим, старается все успеть и уложиться в отведенное время.
3. Подчинение требованиям взрослых.
Подчиняется требованиям воспитателя и взрослых. Иногда лениться собирать вещи и игрушки. Дисциплину старается не нарушать, слушает и реагирует на все замечания преподавателей и взрослых.
VIII. Взаимоотношения с детьми группы.
1. Отношение ребёнка к товарищам по группе.
У ребенка сформировано доброжелательное отношение к детям, раз-вито желание сотрудничать с ними. Среди ребят в группе есть постоянный круг друзей с общими интересами. На контакт со взрослыми идет охотно.
2. Отношение детей группы к ребёнку.
Отношение детей в группе к ребенку положительное, дружелюбное, любят ее, принимают, играют.
IX. Отношение к детскому саду и воспитателю.
1. Любит бывать в детском саду. Нравится, что в детском саду ее учат рисовать, танцевать, лепить, играть, у нее много друзей в саду.
2. Взаимоотношения с воспитателями.
Отношение воспитателя к ребенку: положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к ребенку, в тактической помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.
Отношение ребенка к воспитателю положительное. преобладает личностный вид отношений.
Общение ребенка с воспитателем носит познавательный характер, сформирована способность к сопереживанию и желанию помочь воспитателю.
3. Приёмы (взаимодействия воспитателя с ребёнком и результаты этого взаимодействия.
Ребенок хорошо реагирует на словесные инструкции и замечания и действует в соответствии с ними
X. Внесение изменений в воспитание и обучение данного ребёнка.
Создать "ситуацию успеха", подчеркивать достижения ребенка, оказывать эмоциональную поддержку, создать условия для развития художественных и хореографических способностей.