Папки-передвижки

Психологическое здоровье детей дошкольного возраста

Марина Первухина
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Психологическое здоровье дошкольника».

Мы живем в эпоху кризисов и социальных перемен. Тем не менее, в одних и тех же обстоятельствах люди ведут и чувствуют себя по-разному. На некоторых людей жизненные сложности действуют угнетающе. У других те же проблемы способствуют пробуждению скрытых ранее ресурсов - как бы вопреки экстренным ситуациям. Что же позволяет человеку проявлять жизнестойкость? Что дает ему силы для сохранения здоровья, душевного комфорта в сложных условиях. Ребенок беспомощен, но мудрость взрослых дает ему защиту, так как именно окружающие ребенка взрослые способны создать приемлемые условия для его полноценного развития. Основой такого развития является психическое здоровье, от которого во многом зависит здоровье в целом.

Публикация «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Психическое здоровье – состояние душевного благополучия, обеспечивающие адекватную условиям действительности регуляцию поведения. Термин «психическое здоровье» был введен Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1979 году в докладе Комитета экспертов «Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей». Особое внимание эксперты ВОЗ обратили на то, что именно в детстве проблемы психического здоровья имеют более прямую связь с окружающей обстановкой, чем в другие возрастные периоды. В связи с этим одной из главных задач в работе ДОУ считается обеспечение благоприятного эмоционального климата всего педагогического процесса.

Обеспечение благоприятного эмоционального климата через работу с детьми. Для эффективности работы проводится мониторинг психического развития детей, где исследуются эмоциональное развитие детей, а именно эмоциональное состояние ребенка в группе, взаимоотношения со сверстниками. Для этого используются проективные методики, включающие в себя такие рисуночные тесты,как «Я в детском саду», «Рисунок человека». Для изучения самооценки воспитанника и ее адекватности используется методика «Лесенка». Для определения уровня тревожности используется «Тест тревожности» .

На основании вышеизложенного составлена диаграмма исследования соц-эмоционального развития детей.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтого, розового, оранжевого) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый), таких работ 73%.

Сочетание ярких и темных тонов в работах -27 % - говорит о относительном эмоциональном благополучии.

Рисунков с насыщенным черным цветом говорящим об эмоциональном дискомфорте не выявлено.

Большая часть детей старшего дошкольного возраста в целом адаптированы к социуму, имеют адекватную самооценку, повышенной тревожности не выявлено.

Для реализации задачи по созданию благоприятного эмоционального климата в нашем ДОУ используется программа «Развивайка», которая содержит обширную группу методов и приемов организационно-педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Выделяют четыре группы целей игровых технологий:

Воспитывающие - воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества;

Дидактические - расширение кругозора, развитие умений и навыков;

Развивающие - развитие внимания, памяти, речи, мышления, развитие мотивации учения;

Социализирующие - приобщение к нормам и ценностям общества; стрессовый контроль, обучение общению.

Помимо групповых занятий ведется индивидуальная работа с детьми. (по результатам диагностики, по рекомендации мед. специалистов).

Индивидуальные занятия проводятся по программе развития эмоционального мира «Я и мой мир» (на основе сказочных тренингов) .

Основная цель программы : коррекция нежелательных черт характера и поведения. Формирование навыков общения, развитие уверенности в себе. Формирование знаний об эмоциях.

Для определения эффективности работы в конце учебного года проводится повторная диагностическая работа.

Обеспечение благоприятного эмоционального климата через работу с родителями. Важным аспектом моей деятельности является организация сотрудничества с семьями воспитанников, т. к псих здоровье или нездоровье ребенка неразрывно связано со стилем родительского воспитания, зависит от характера взаимоотношений родителей и детей – для этого организованы уголки психолога в группах, где размещены консультации, так же ведется индивидуальный прием и выступления на родительских собраниях. Взаимодействие ДОУ с семьей является важным условием развития социально-педагогической системы детского сада.

Обеспечение благоприятного эмоционального климата через работу с воспитателями.

Т. к понятие психическое здоровье неразрывно связано с созданием психологического комфорта, поэтому огромная роль в создании благоприятного психологического комфорта отводится не только родителям, но и воспитателю. Работая с детьми, общаясь с ними, воспитатель должен обязательно знать закономерности и особенности такого общения и взаимодействия. Обучая и воспитывая, воспитатель, является центральной фигурой, авторитетом для детей, предметом подражания, носителем жизненных ценностей. Поэтому воспитателю необходимо следить за своими эмоциями, поведенческими реакциями, приемами и способами общения с воспитаниками. Знания не только о закономерностях формирования личности ребенка, но и о психических особенностях детей позволяют педагогам не только правильно организовывать образовательный процесс, но и помогают корректировать некоторые особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дают возможность дать родителям квалифицированные ответы на интересующие их вопросы воспитания. Для этого в кабинете психолога нашего ДОУ имеются необходимые консультации, памятки, а так же проводятся индивидуальные беседы. Отношения родителей и педагогов к воспитаннику должны строиться на его безусловном принятии, на педагогическом оптимизме и доверии, на чувстве глубокой любви и, уважении его личности. Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Тест "я в детском саду"

Иногда бывает нужно понять, насколько комфортно чувствуют себя в группе воспитанники. Самый удобный вариант в этом случае — предложить детям нарисовать рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет много времени в течение рабочего дня. Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы. 1. Ребенок рисует только здание. 2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки. 3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице. Первая группа рисунков — самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями. Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки? Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле (дети часто изображают свою опору в виде прямой линии, это хороший показатель. Значит, он `крепко стоит на ногах`, чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички — все это детали, свидетельствующие о `мире` в душе. Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке — положительный момент. Значит, педагог для ребенка — значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку — спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот. Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной (вербальной) агрессии. Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки. О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов (желтый, розовый, оранжевый) и спокойных холодных (синий, голубой, зеленый). Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного — о переизбытке эмоциональных стимулов. Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте. Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок. Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если педагог просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.

Методика «Лесенка»В. Г. Щур

Цель методики - исследование самооценки детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Процедура проведения: ребенку показывают нарисованную лесенку с семью ступеньками, и объясняют задание.

Инструкция

«Если всех детей рассадить на этой лесенке, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, добрые, смелые, хорошие – чем выше, тем лучше ( показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех нижних ступеньках окажутся плохие дети – чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней ступеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему?»

После ответа ребенка, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама, папа, воспитатель».

Публикации по теме:

Семинар «Психологическое здоровье детей в ДОУ» Цель: систематизировать знание педагогов о психическом здоровье, создавать условия в учреждении для охраны психологического здоровья детей.

Педсовет «Безопасность и здоровье детей дошкольного возраста» Здравствуйте! Я рада видеть Вас в нашей студии. Звучит музыка. На экране заставка «Жить здорово». Программа «Жить здорово!» - про то, как.

Конспект родительского собрания «Психологическое здоровье ребенка в наших руках!» Конспект родительского собрания «Психологическое здоровье ребенка в наших руках!» Форма проведения: мастер-класс с элементами тренинга.

Методическая разработка «Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста для предоставления на Тпмпк» Выступление на ГМО педагогов-психологов г. Когалыма. Методическая разработка. «Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста.

План программы «Здоровье» по сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста План программы «Здоровье» по сохранению и укреплению здоровья детей Цель программы: Формирование основ здорового образа жизни. Задачи.

Проект по здоровьесбережению детей группы среднего дошкольного возраста «Мы здоровье сбережём» Паспорт проекта: Вид проекта: краткосрочный (2 недели) Тип проекта: познавательно-оздоровительный Возраст детей: группа среднего дошкольного.

Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы» Психологическое здоровье обучающихся начальной школы. Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие.

Влияние развития музыкально-ритмических навыков на физическое и психологическое здоровье детей дошкольного возраста Работая с детьми, я увидела, что детям очень нравится двигаться под музыку. Поэтому я всегда подбирала весёлые детские современные песенки.

Влияние классической музыки на здоровье детей дошкольного возраста Первыми на проблему влияния музыки на здоровье детей обратили внимание врачи. Опираясь на точку зрения доктора-хирурга, российского долгожителя,.

Здоровьесберегающая методика для детей старшего дошкольного возраста «Здоровье — это жизнь» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое здоровье детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 ноября 2018 в 11:31
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологическое здоровье детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Марина Первухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД