Курякина Зинаида
Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье обучающихся начальной школы.
Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие. Самое ценное что человек получает при рождении – здоровье. Состояние здоровья физического и психологического детей – это здоровое общество и государство в целом. Здоровые дети сегодня – завтра здоровые рабочие, ученые. Здоровая нация, здоровое наследие поколений. В настоящее время хорошее здоровье маленького человечка является одним из основных показателей здорового общества. Изменения во всех областях жизни, стремительное движение вперед происходят с огромной скоростью. Объем информации постоянно растет, а значит, увеличивается количество учебных предметов в школе. Чтобы быть успешными в школе, в отношениях со сверстниками, дети стали вести образ жизни, не обремененный физическими упражнениями и, даже, движениями. Детей младшего школьного возраста больше интересует виртуальная жизнь, жизнь по ту сторону экрана телевизора, монитора компьютера, игры в планшетах. Отсутствует культура и пропаганда слабая здорового образа жизни во многих семьях нашей страны. Но, для того, чтобы жить и чувствовать себя успешным в современном мире, быть полноценным и успешным человеком ребятам просто необходимо быть постоянно готовыми к изменениям, но при этом умудриться сохранить свое физическое и духовное здоровье и не потерять индивидуальность. По данным современной статистики в последние годы происходит ухудшение здоровья детей : увеличилось количество хронических заболеваний, сократилось число здоровых членов общества в разных возрастных категориях. Так, количество здоровых дошкольников составляет всего лишь около 12%. Среди детей, поступающих в школу, более 20% имеют дефицит массы тела, 50% детей имеют приобретенные хронические заболевания. Все это способствует нарушению психологического здоровья детей. Ухудшение здоровья подрастающего поколения растет год от года и стало уже общегосударственной проблемой. Остро стоит проблема о разработке и проведении координальных мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний в школе на уроках и во внеурочное время обучающихся начальной школы. Также необходимо вести регулярную просветительную работу с учениками и их родителями в данном направлении. Я- Учитель начальных классов, стараюсь применять в работе такие педагогические технологии, которые позволяют совмещать учебный процесс с сохранением здоровья учеников. 1. Мои уроки отличаются здоровым микроклиматом в классе. Ученики ходят с удовольствием в школу, в класс, где я провожу урок: здесь чисто, уютно, каждого встречает добрый взгляд учителя и его дружелюбные друзья-одноклассники. Положительный эмоциональный настрой перед началом урока- это обязательное условие дальнейшего успеха. Он снимает необоснованный страх, создает ситуацию успеха каждого участника образовательного процесса. А это дает возможность успешно учить учителю и быть успешным учеником обучающемуся 2. Темп проведения урока регулирую в зависимости от возможностей детей (иногда меняю его в течении урока несколько раз, демократичность общения учитель-ученик позволяет ребятам сосредоточиться на работе, а не думать что и как сказать. В таких условиях лучше усваивается учебный материал. 3. Подачу нового материала строю в доступной форме, учитываю возрастные особенности и умение воспринять новые знания обучающимися конкретного класса. 4. Наглядность использую на каждом уроке. Она способствует конкретизации изучаемого материала, повышает интерес детей к получению новой информации. Использование ИКТ на уроке повышает интенсивность обучения, усиливает индивидуализацию учебного процесса. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление – все это делает ИКТ незаменимыми помощниками в деле снижения утомляемости обучающихся начальной школы. 5. Частая смена видов деятельности на уроке направлена на поддержание интереса и снятие повышенной утомляемости. 6. Физкультминутки – неотъемлемая часть моих уроков в начальных классах. Они помогают снять утомление, помогают ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Способствуют отдыху ума и тела. 7. Дифференцированный подход к обучению позволяет на моих уроках слабым ученикам поднять самооценку и не чувствовать себя отстающими и создать идеальные условия для работы сильным учащимся. При дифференцированном подходе к обучению каждый ученик получает от урока только положительный заряд, ощущает защищенность, а не унижение и испытывает интерес к учебе и получению новых знаний. 8. Систематически на своих уроках организую групповую работу, работу в парах. Уровень восприятия, запоминания и усвоения учебного материала значительно повышается, обучающимся становится комфортно учиться в таких условиях. Так учащиеся могут свободно общаться друг с другом; анализировать свою работу и работу сидящих рядом; учиться сотрудничать в процессе совместной работы. 9. Применяю игровые технологии. Игра и ребенок неразделимы. Игра позволяет познать мир, учит анализировать, обобщать, сравнивать предметы, действия. Широко использую уроки: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки- сказки, заочные экскурсии и путешествия, уроки-конкурсы. Применение игровых технологий на моих уроках вместе с другими приемами и методами организации учебных занятий способствует к повышению мотивации к получению новых знаний, изучение даже самого трудного учебного предмета, помогает создать комфортные условия, положительные эмоции, использовать индивидуальность учеников для достижения высоких результатов в обученности. 10. Большую оздоровительную роль в режиме дня младшего школьника имеет подвижная перемена. Правильно организованные игровые перемены – это хороший отдых между уроками; они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают дальнейшую работоспособность. Воспитываю внимательное отношения к физическому и духовному, а значит, пхсхологическому здоровью. Я провожу беседы о том, как заботиться о своем здоровье, используя личный жизненный опыт детей и их родителей. Говорю о вредных привычках, необходимости выполнения режима дня, правильном питании. Много провожу тематических мероприятий и праздников, на которых ставлю целью решить задачи формирования у ребенка нравственного сознательного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. В последние годы в педагогической науке довольно актуальным стало понятие личностно-ориентированного обучения, т. е. обучения с учетом природы конкретного ребенка, его задатков, способностей, возможностей. При такой работе учитель вступает в новую для себя позицию - быть одновременно и учителем, и психологом. Личностно-ориентированное обучение является здоровьесберегающей технологией. Что же это такое? Это совокупность методов и приемов с целью максимального сохранения здоровья ребенка в школе. Только комплексное использование технологий в содержательной связи друг с другом на единой основе можно назвать здоровьесберегающим. Моя практика показывает, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей физической заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе, активно приобщает родителей младших школьников к работе по укреплению их здоровья. Становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Все здоровьесберегающие технологии, применяемые мной в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей физическое и психологическое.
Публикация «Консультация „Психологическое здоровье обучающихся начальной школы“» размещена в разделах
- Здоровье. Мероприятия по теме здоровья для школьников
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Начальная школа. 1-4 классы
- Психология школьников
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки