Олеся Шакирьянова
Методическая разработка «Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста для предоставления на ТПМПК»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на ГМО педагогов-психологов г. Когалыма.
Методическая разработка.
«Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста для предоставления на ТПМПК».
Добрый день уважаемые коллеги. Одной из обязанностей педагога-психолога ДОУ является написание психологического представления на ребенка дошкольного (раннего) возраста для предоставления на ТПМПК. Хотя территориальная комиссия и предоставила нам бланк по ее составлению (Приложение 12 к Порядку работы территориальной психолого-медико-педагогической комиссии города Когалыма). Порой у начинающего педагога-психолога возникают трудности различного характера при ее составлении. (Предложить высказаться коллегам: «Какие трудности возникают у них»).
Публикация «Методическая разработка „Психологическое представление на ребенка дошкольного возраста для предоставления на Тпмпк“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Характеристика на ребенка в детском саду. ПМПК
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2018
В своих методических указаниях Гапон Э. В. пишет: «Для объективной интерпретации полученных результатов при обследовании детей с ограниченными возможностями здоровья в ПМПК значительную роль играет качество педагогических характеристик. Анализ педагогических характеристик детей поступающих на диагностическое обследование на ПМПК, показывает, что далеко не всегда этот важный документ составляется грамотно и полно». И я с ней соглашусь.
В более ранней версии бланка была хорошая приписка: «Пишется в свободной форме», это несколько радует, но и налагает определенные обязательства. Ведь характеристика должна не только отразить действительное развитие и состояние ребенка, но и быть, на мой взгляд стилистически грамотной, в описании психологических качеств должна соблюдаться логика. Не говоря уже о том что орфография и пунктуация должны соблюдаться безупречно! Все-таки характеристика это представление не только о маленьком клиенте, но и о человеке его написавшем. А педагог-психолог, априори, человек грамотный, имеющий высшее педагогическое образование не должен совершать ошибок! Члены комиссии, читающие характеристику, делают выводы не только об обследуемом ребенке, но и о человеке который написал это представление, его профессионализме и компетентности.
Лично для меня написание характеристики, это процесс творческий, увлекательный. Для меня, как для человека обладающего вербально- логическим мышлением, ее создание является сродни написанию сочинения –изложения. Помните да, что все писали такие в школе? Как приятно сейчас вспоминать и мысленно благодарить учителей русского языка и литературы родной школы за науку. А по этим предметам у меня всегда были пятерки.
В данных методических рекомендациях я буду рассматривать самый распространенный по обращению в комиссию, старший дошкольный возраст (5,5 – 7 лет).
Но начнем по порядку. Первое - это данные на ребенка: Ф. И. О. ребенка. Дата рождения. Адрес (пишем домашний адрес ребенка, улица, номер дома, квартиры) Наименование образовательного учреждения (пишется аббревиатура и наименование организации). Группа (номер и название). Цель обращения в ТПМПК. Это могут быть, как правило: «Решение комиссии о поступлении ребенка в школу», «Определение образовательного маршрута».
Далее идет первый пункт: «Эмоционально-волевая сфера». Не смотря, на данную форму, здесь можно как раз таки проявить навыки словотворчества и речевых оборотов. И конечно же, соблюдать этические принципы недопущения морального вреда ребенку, уважение к его личности. В то же время необходимо точно дать качественную оценку его психологического развития. Здесь очень важно подбирать адекватную терминологию в описании поведения ребенка в ситуации обследования. Более подробно о методах диагностики и схеме углубленного психологического анализа представлена в пособии Семаго М. М. «Руководство по психологической диагностике». – М., 2002.
Далее шрифтами выделены: текст Приложения Определение психологического качества, Мои методические рекомендации и пояснения.
Эмоционально-волевая сфера. Особенности вступления в контакт, в совместную деятельность со взрослым, преобладающее настроение, адекватность поведения, произвольность поведения, поведение при возникновении трудностей, реакция на успех и неуспех, формирование правильного поведения в коллективе, расторможенность, импульсивность, проявления агрессии (вербальной, невербальной, познавательная активность, самоконтроль, умение планировать свою деятельность, умение работать длительно и целенаправленно, доведение дела до конца, формирование мотивации деятельности, особенности общения (использование речи, жестов, мимики для общения). Особенности развития личности - усвоение моральных норм, подчинение своих поступков моральным и этическим нормам, появление самосознания, появление привычек, особенности характера.
Особенности вступления в контакт, - на контакт с незнакомым взрослым идет охотно/не охотно, нужно время чтобы привыкнуть, отказывается от совместной деятельности.
В описании поведенческих характеристик очень важно знание и понимание самой сути этих процессов.
адекватность поведения – Поведение адекватно ситуации всегда/чаще всего, редко/не адекватно (привести примеры).
произвольность поведения, умеет/не умеет управлять своими поступками, стремлениями, настроением. Осознает/ частично осознает собственные действия. Может/не может контролировать свое поведение/ведет себя непосредственно в ситуации обследования.
Пишем в свободной форме, комбинируя ниже перечисленные качества:
поведение при возникновении трудностей, капризы, отказ от деятельности, реакции на стимулирование к деятельности и т. п.
реакция на успех и неуспех, радуется, расстраивается, безразличен, спокоен.
формирование правильного поведения в коллективе. Описывается по результатам поведения, наличия замечаний от воспитателей, со слов родителей.
расторможенность, Усиленная или избыточная двигательная и речевая активность, можно указать причины, ситуации когда проявляется ярко.
импульсивность, склонность действовать по первому побуждению, под влиянием чисто внешних обстоятельств, эмоций, действовать поспешно, торопливо. Импульсивный ребенок не обдумывает своих поступков, не взвешивает различных возможностей; он быстро и непосредственно действует и часто столь же быстро раскаивается в своих поступках. Импульсивность обусловлена преобладанием возбуждения над торможением, слабостью нервной системы и процессов торможения. Также можно указать причины, ситуации когда проявляется ярко.
проявления агрессии (вербальной, невербальной, указать, когда и как проявляется.
познавательная активность, Познавательный интерес – это стремление к знанию, возникающие из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Высокая, средняя низкая.
самоконтроль, Может/ не может, способен/ не способен владеть собой.
умение планировать свою деятельность, Умет/не умеет планировать свою деятельность в речевом плане. Т. е. может/ не может сказать, что и как он хочет сделать.
умение работать длительно и целенаправленно, Может /не может работать длительно и целенаправленно, нуждается ли в помощи взрослого, и в какой степени.
доведение дела до конца, Доводит /не доводит дело до конца, при помощи/ без помощи взрослого.
формирование мотивации деятельности, Преимущественно игровая /познавательная/ с элементами познавательной (для подготовишек, под воздействием чего формируется (по инициативе взрослого, собственная)
особенности общения
(использование речи, жестов, мимики для общения). Активная жестикуляция, слабая. Адекватность жестикуляции и мимики.
Особенности развития личности – усвоение моральных норм,
Моральные нормы и правила поведения в группе ребенком усвоены/слабо усвоены.
подчинение своих поступков моральным и этическим нормам,
Подчиняет свои поступки моральным и этическим нормам.
появление самосознания, Самосознание -ощущение себя познающим субъектом, мысленное представление существующей и воображаемой действительности, способность контролировать свои поведенческие и психические состояния. Здесь желательно отмечать отклонения в психическом развитии ребенка. Описать поведение ребенка с РАС или ребенка, мутизмом и др., когда ребенок не осознает себя как субъект, говорит о себе в третьем лице, и т. д.
появление привычек, особенности характера.
Перечислить яркие особенности (не любит громкие звуки, яркий свет, предпочитает играть один, любит прятаться в коробке и т. п.)
Хочется отметить, что если вы затрудняетесь в описании, какого либо качества, то я рекомендую опустить этот пункт. Специалисты ТПМК, при необходимости, могут уточнить это в процессе диагностики и наблюдения, а также при личной беседе с родителями, воспитателями ребенка.
2. Развитие познавательной сферы (чувственное познание).
Обучаемость: использует помощь взрослого, осуществляет перенос показанного способа действия на аналогичные задания, переходит от более низкого способа выполнения заданий к более высокому.
Написать название диагностики, автора и описать действия ребенка. Здесь можно привести пример.
Способы выполнения: действие силой (допустимо до 3,5 лет, перебор вариантов, целенаправленные пробы (допустимы до 5 лет,зрительное соотнесение (с 6 лет обязательно).
Описываем, какой способ ребенок использует чаще и соответствует ли это возрасту, по желанию указываем методику и автора.
Отношение к неудаче: неудачу оценивает (замечает неправильность своих действий, исправляет ошибки).
Замечает/не замечает неправильность своих действий, исправляет/не исправляет ошибки. Можно указать все ли ошибки он находит, есть ли желание их исправить. Также можно привести пример.
Характер деятельности - наличие мотивации к деятельности. См. формирование мотивации деятельности, преимущественно игровая /познавательная/ с элементами познавательной (для подготовишек, под воздействием чего формируется (по инициативе взрослого, собственная).
Восприятие (перцептивные действия).
Мы как правило используем диагностику зрительного восприятия поэтому фиксируем: Баллы, уровень, методика, автор. Или пишем, что восприятие развито согласно возрасту.
Восприятие - это процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения. Предметность воприятия в 3-4 года. Целостность, к 5 годам: Представление о величине предметов и умение их сравнивать. Дети этого периода начинают использовать при сравнении такие абстрактные понятия, как высота, ширина и длина. Они могут сравнивать два или три предмета относительно друг друга, применяя понятия: «самый большой» и «больше», «средний». Восприятие времени и постранства, себя и окружающих
Сравнение с эталоном при исследовании Здесь важно соблюсти логичность высказывания: «Сравнивает с эталоном при исследовании»; (ощупывание, обведение взглядом, выслушивание) - работает по образцу, выделяет цвет, форму, величину, материал, устанавливает пространственные отношения, на мыслительном плане (зрительно)
Специалисты знают, что у детей с ОВЗ здесь будут нарушения в понимании пространственных отношений уже на уровне тела. Описываем здесь: «понимает/не понимает пространственные отношения между предметов, усвоены/не усвоены предлоги и наречия (указать какие наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.)».
пятый год жизни - усвоение многих сенсорных эталонов - бессистемно; В характеристике уже указана дата рождения ребенка, соответственно известен его возраст. Поэтому пишем, какие системы эталонов им усвоены. (Сенсорные эталоны — это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов.) – какие цвета знает, формы, величина, материал.
шестой и седьмой годы жизни - усвоение системы эталонов, способность к обобщению, овладение словом-названием; целостное восприятие предмета и деление его на части (узнавание по отдельной части целого предмета). Здесь также соблюдаем связность речи: владеет словом названием, узнает по отдельной части целый предмет, или способен к целостному восприятию предмета, может делить его на части.
темп восприятия Это то, с какой скоростью ребенок воспринимает зрительный материал или речевую инструкцию, тоже пишем: высокий, средний, низкий. Или замедленный, быстрый.
Внимание:
произвольность, Произвольное внимание – вид внимания, который обязательно включает волевую регуляцию. Это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.
умение сосредоточиться на задаче, устойчивость. Устойчивость внимания - это показатель, который определяет длительность концентрации на одном и том же объекте (Длительность концентрации)
переключаемость, Переключаемость - это целенаправленное изменение объекта сосредоточения внимания. Это может быть связано как с характером деятельности, так и с необходимостью отдыха и расслабления.
распределение, Распределение определяет способность внимания одновременно концентрироваться на нескольких объектах, имеющих разную природу. При этом могут быть задействованы разные органы восприятия.
характер отвлекаемости.
Пишем: развитие произвольности внимания развито согласно возрасту/развито не достаточно. Можно указать количественную оценку, уровень, методику и автора методики.
Умеет/не умеет сосредоточится на задаче (сколько минут и соответствует ли это возрасту).
Внимание устойчиво/ не устойчиво. Как часто отвлекается/не отвлекается, легко отвлекается.
Переключаемость – баллы, соответствие возрасту, методика, автор.
Распределение – уровень, соответствие возрасту, методика, автор.
Память: объем зрительной, слуховой (кратковременной, полнота отсроченного воспроизведения.
Указываем не только цифровое обозначение (сколько слов, картинок запомнил) но и соответствие этого показателя уровню развития, согласно возрасту ребенка (низкий уровень, высокий, средний). Можно также указать используемые методики и авторов. Можно также дать качественную характеристику мнемических процессов: быстро/медленно запоминает и быстро/медленно забывает, отразить динамику запоминания (по желанию или есть особенности).
Мышление:- наглядно-действенное: компоненты мыслительной деятельности (определение цели, анализ условий, выбор средств достижения, ориентировка в условиях практических задач, самостоятельность нахождения выхода в проблемной ситуации (преобразовывает свой прошлый опыт, находит новые пути его использования); Можно оставить описание, согласовав предложение, а можно написать, что развито соответственно возрасту. Или указать, что является ведущим для детей, у которых оно ведущим быть не должно.
Является преобладающим на ранних этапах детства. В основе его лежит процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами.
- наглядно-образное (основное): задачу решает не практически, а в уме (из частей целое, анализ объекта, выделение главного,
Умеет анализировать исследуемый объект. Выделяет главное в изображении. оперирование образами; речь ребенка фиксирует образы-представления, появление слова-заместителя, Использует/не использует слова-заместители вспомогательная роль речи - оценивает собственные действия, результат, планирует действия, привлекает прошлый опыт;
Начинает активно развиваться в возрасте 4-5 лет. Ребенок уже может решать задачи в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Для дошкольников вначале характерна конкретность образов, характерной чертой которой является синкретизм. Это качество мышления ребенка-дошкольника характеризует доаналитическую ступень мышления. Ребенок мыслит схемами, слитными, нерасчлененными ситуациями в соответствии с тем образом, который у него сохранился на основе восприятия, без его членения.Образное мышление дает возможность старшим дошкольникам понимать схематическое изображение – планы комнат, лабиринты, находить в комнате по заданию и по схеме спрятанные предметы и т. п.
- наглядно-логическое - формирование элементов
Этот вопрос вызывает массу вопросов у психологов, но чтобы пресечь дискуссии, я предлагаю остановиться на формулировке: «Формируются элементы наглядно-логического мышления» или «Элементы наглядно-логического мышления в стадии формирования».
3. Развитие деятельности:
Игра - возникновение сюжета, в центре внимания ребенка отношения людей, использование предмета-заместителя, совместная деятельность. Здесь следует емко и точно написать: Играет/не играет со сверстниками в сюжетно-ролевые игры (перечислить какие). Использует/мало использует/плохо использует/ не использует предметы заместители. Можете меня поправить, если не права, или вас не устраивает данная формулировка.
Продуктивная деятельность:
Рисование - изображения предмета примитивные, схематичные, отражение частей, значимых для ребенка, Здесь конечно же тоже необходимо описать действия в настоящем времени: изображает…, в рисунке отражены… человек "головоног" - к началу четвертого года жизни. Здесь указываем рисунок человека в баллах, соответствие/не соответствие норме,название и автора методики.
Изображение сюжета, ситуации, использование цвета как средства изображения и передачи эмоций, настроения, использование всего пространства листа, отделение главного от второстепенного, вычленение контура, восприятие цвета, целостное изображение предмета. Согласуем слова в предложения логически, желательно не использовать сложносочиненные предложения.
Лепка - восприятие объема.
Воспринимает натуру в целом, самостоятельно проводит ее анализ, (после/при дополнительной словесной инструкции педагога). В лепке передает внешнее сходство, форму, расположение частей, пропорции, используя необходимые приемы лепки.
Конструирование и аппликация – использование готовых форм, пространственные отношения, конструирование по образцу.
Владеет обобщенными способами конструирования (комбинирования, настраивания, изменения пространственного расположения деталей). И т. д.
Инициативно выбирает разные способы для создания выразительного образа; – владеет навыками использования различных техник в достаточной мере; – умеет планировать свою работу, осуществляет контроль и самоконтроль своей деятельности.
4. Развитие крупной и мелкой моторики.
Достаточный/недостаточный уровень сформированности крупной моторики, Достаточный/недостаточный уровень сформированности мелкой моторики. Можно указать, в чем проявляется. Пример: «Отставание в развитии тонкой моторики рук у ребёнка проявляется в слабом развитии навыков самообслуживания (надевание и снимание одежды, застёгивание и расстёгивание пуговиц, крючков, застёжек, развязывание и завязывание шнурков, пользование столовыми приборами, вырезывание ножницами, раскрашивании не выходя за границы. То есть наблюдается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе».
Согласованность действий обеих рук, Действия рук согласованны/не согласованны
ведущая рука, Рекомендовано писать: правосторонние/левосторонние латеральные предпочтения, амбидекстр (Семаго М. М.).
зрительно-двигательная координация. Нарушена/ не нарушена/ незначительные нарушения/ значительные нарушения зрительно-двигательной координации.
5. Развитие речи. Слово направляет деятельность, но наравне с наглядным способом передачи опыта; слово главное - вычленение не только цели, но и способа ее достижения, речь ребенка из сопровождающей переходит в фиксирующую, планирующую. Конечно же, можно согласовать приемлемое описание речи из этого примера, но я использую рекомендации других авторов:
Семаго М. М. : (слабая, адекватная, чрезмерная) речевая активность,
качество звукопроизношения,
объем активного и пассивного словаря и разницу между этими объемами.
степень развернутости речевого высказывания,
наличие аграмматизмов
наличие в речи так называемых «детских» слов («бибика» и т. п.). сформированность диалогической речи в режиме «вопрос — ответ», степень развернутости ответов, а также трудности инициации речевого высказывания,
латентность (отсроченность) ответов.
эмоциональность высказываний,
их адекватность,
соотнесенность с содержанием высказывания.
Можно воспользоваться рекомендациями Семаго М. М. : «Все характеристики оцениваются с учетом микросоциальной речевой среды, в которой растет ребенок (двуязычие, нарушения речи и/или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребенком)».
Или:
Словарь: указать: норма (словарный запас достаточный, соответствует возрастной норме, в пределах обихода, резко ограничен;)
Грамматический строй речи: (сформирован, сформирован недостаточно, не сформирован)
Фонетический строй речи сформирован недостаточно, наблюдается общая смазанность речи.
Фонематические дефекты звукопроизношения (пропуск, искажения)
Связная речь: (соответствует возрастной норме, в стадии формирования, требует дальнейшего развития, не сформирована;
Характер предложений (простые, сложные, распространенные, малораспространенные, нераспространенные, неполные)
Умение отвечать на вопросы взрослых односложно или полной фразой, Умение строить предложения по демонстрации.
При наличии в детском саду учителя логопеда, я оставляю привилегию подробного описания речи ему.
6. Новообразования.
В 3,5 года осваивает конструирование, появляются элементы планирования, сюжетно-ролевой игры с предметами (сверстниками). Эмоционален, самолюбив, обидчив, радостен, печален, доброжелателен, враждебен, завистлив, способен к сочувствию.
В 4 года способен понять то, что не видел сам, но о чем ему рассказывали. Сочиняет простой, но достаточно подробный рассказ по картинке. Осмысленно заканчивает начатое взрослым предложение. Способен к обобщению и подведению под понятие. Основные вопросы нормативного ребенка - «почему?», а у детей с задержкой психического развития - «что? где? куда?». Сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Может заниматься одним делом до 40 - 50 минут.
В 4,5 года способен ставить цель и планировать ее достижение. Задает вопрос - «зачем?».
В 5 лет называет свою фамилию, имя, отчество, возраст, адрес, транспорт, идущий к дому; умеет пользоваться конструктором; собрать игрушку по схеме; нарисовать человека со всеми частями тела.
В 6 - 7 лет пишет свое имя, не переворачивая букв; раскладывает цифры от 1 до 9 в правильном порядке; способен заметить, какие цифры отсутствуют, если убрали две из них; доступен смысл простых пословиц и поговорок; легко видит сюжетную связь картинок и составляет по ним рассказ; без затруднений обобщает и вычленяет предметы; решает простые арифметические задачи; знает много игр, умеет выдумывать сюжет; ориентируется в пространстве, времени (вчера, сегодня, завтра, в отношениях между людьми; изображая человека, рисует шею между головой и туловищем, одежду, обувь.
В этом пункте, конечно же, оставляем только те фразы, которые соответствуют действительности и то, что ребенок действительно знает и делает. Если ребенок обладает еще, какими либо качествами, превышающими свою возрастную норму, тоже указываем. (Умеет читать, складывает кубик Рубика, свободно владеет еще одним языком.) Здесь также указываем уровень готовности ребенка к школе и автора методики.
7. Заключение педагога-психолога (психологическое развитие соответствует возрастной норме; ниже нормы; развитие опережает возрастную норму). Оставляем необходимую формулировку. Считаю, что ставить диагноз согласно Семаго. М. М. следует только в случае если вы точно уверенны в собственном заключении и диагностировали потенциального ребенка с ОВЗ при помощи диагностики этого автора.
Основные источники информации:
• https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2016/02/15/metodicheskie-rekomendatsii-pedagogam-po-sostavleniyu
• http://uo.admkogalym.ru/index/territorialnaja_psikhologo_mediko_pedagogicheskaja_komissija_goroda_kogalyma/0-13
• Подласый И. П. Курс лекций по коррекционной педагогике. Для средних специальных учебных заведений
•. –– M.: Владос, 2002
• Семаго Н. Я., Семаго М. М. Руководство по психологической диагностике. - М., 2002
• Педагогический словарь, 1960.
• Сайт статей ФБ. ру http://fb.ru/
Спасибо за внимание!