Татьяна Тарабукина
Психологическое благополучие ребенка в семье
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители. Очень рада видеть Вас, наша встреча посвящена теме «Психологическое благополучие ребенка в семье»
Предлагаю вам немного размяться. Встанем в круг и бросаем мячик называя качества, необходимые родителям для сохранения психологического благополучия ребенка в семье (Упражнение с мячом).
Публикация «Психологическое благополучие ребенка в семье» размещена в разделах
Здоровье - это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка — это один из критериев здоровья в целом. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Рассмотрим факторы, влияющие на психоэмоциональное благополучие ребенка в семье.
Что вы знаете о важности следующих факторов, влияющих на развитие ребенка? Если этот фактор кажется вам важным, поставьте напротив него знак «+». Если нет, то «-»
№ п/н Факторы, влияющие на развитие ребенка Да Нет
1 Планирование беременности
2 Ожидание ребенка определенного пола
3 Постоянство материнской заботы
4 Режим питания
5 Наказания
6 Поощрения
7 Стиль воспитания в семье
8 Порядок рождения ребенка в семье
9 Имя ребенка. Группа крови
Факторов влияющих на психологическое благополучие ребенка много.
Многие ли из нас знают свою группу крови? А группу крови своих детей? Как правило, необходимость в такой информации у нас появляется лишь в связи с несчастными случаями или медицинскими показаниями. А вот в Японии убеждены в том, что от группы крови в жизни человека зависит почти все, и даже разработали систему воспитания дошкольников, учитывающую группы крови детей, родителей и воспитателей.
Чем отличаются дети разной группы крови
Дети с первой (0) группой крови
Большинство детей этой группы умильно ласковы и послушны. Исключительно чувствительны по натуре. С раннего детства испытывают огромную потребность в ласке и остро переживают недостаток родительской любви и внимания. Необходимо с раннего возраста взять этот процесс под контроль: настойчиво прививать чувство коллективизма и объяснять необходимость думать о других. Ругая ребенка, нужно дать ему почувствовать, что ваше отношение продиктовано исключительно заботой о нем, что он любим.
Рисование. Раскрашивают рисунок своим любимым цветом, даже если рядом есть другие краски. Творчество этих детей наиболее выразительно, они замечательные фантазеры и сочинители. Не следят за тщательностью изображения, зато каждый трудится самостоятельно и очень увлеченно.
Физкультура. На занятиях внимательно следят как за указаниями тренера, так и за реакцией на их действия окружающих.
Игра. Любят подражательные игры. Стараются любым способом заполучить понравившуюся игрушку.
Особенности отношения к пище. Даже дома во время приема пищи стремятся к уединению. В еде для них главное – количество. Еда отвлекает от слез. Кушают, когда проголодаются, до тех пор, пока не насытятся.
Отношение к вещам. Желание монопольно владеть чем-либо доводит детей до ссор и драк. Они импульсивны и часто решают споры со сверстниками с помощью кулаков. Чаще других затевают драки и чаще выходят из них победителями. Ни за что не отдадут игрушку другим сами.
Привитие гигиенических навыков. В этом вопросе категорически не приемлют принуждения. Тяжело переживают наказание. Пусть ребенок лучше лишний раз описается, чем заставлять его садиться на горшок. Чем жестче нажим, тем сильнее сопротивление. Приучая такого малыша к горшку, нужно набраться терпения: придет время, и он все будет делать правильно.
Плач. Находят утешение на руках или в объятиях воспитателя. Горько плачут, когда их игрушки берут другие.
Сон. Неохотно укладываются спать. Бесполезно заставлять силой. Привыкнув к режиму, крепко спят.
Дети со второй (А) группой крови
Многие дети упрямы и непоседливы, но по мере взросления становятся все более и более послушными. Их характерная особенность – повышенная внимательность как к окружению, так и к отношению к ним со стороны окружающих. Постепенно у них вырабатывается потребность всем и во всем уступать и угождать. И только в начальной школе у некоторых начинают появляться волевые качества. Главное в воспитании таких детей – помочь им обрести уверенность в себе. Эти дети испытывают постоянную потребность в понимании со стороны взрослых. Чем уверенней в себе ребенок, тем интенсивнее он развивается. Не следует ругать ребенка, заостряя внимание на его недостатках, это может подорвать его веру в себя. Ласковое слово и похвала оказываются часто незаменимыми помощниками в коррекции поведения таких детей. Нужно все терпеливо и настойчиво объяснять, — за что ругают, почему что-то запрещают делать. Убеждение – вот главный подход к такому ребенку. По сравнению с другими, дети с этой группой крови более медлительны, поэтому в общении с ними требуется больше терпения. Но занявшись делом, они стараются довести его до конца. Не подгоняйте, не торопите такого ребенка, иначе у него все будет валиться из рук.
Рисование. Очень старательны, используют преимущественно бледные краски. В их творчестве отражается внимательное отношение к окружающему миру. Искусно используют разные цветовые сочетания.
Физкультура. Дети со второй группой крови выкладываются на занятиях на всю катушку.
Игра. С 3 лет играют в подражательные игры. В играх непритязательны, проявляют самостоятельность. В «социальных» играх предпочитают роль мам и пап. Любят всех опекать.
Особенности отношения к пище. Безупречны в подборе блюд и традиционны в распределении домашних обязанностей. Кушают быстро и аккуратно. Умело пользуются столовыми приборами (особенно девочки).
Отношение к вещам. Если у них что-то отбирают, впадают в истерику.
Привитие гигиенических навыков. Ужасно боятся быть пристыженными, очень чувствительны к похвале. Их следует чаще поощрять.
Плач. Горько плачут в первые дни пребывания в детском саду. Привыкнув к постоянному воспитателю, быстро успокаиваются.
Сон. Вначале просыпаются от малейшего звука. Привыкнув к детском саду, спят спокойно.
Дети с третьей (В) группой крови
Дети необыкновенно жизнерадостны, игривы и интересны своей непредсказуемостью в словах и поступках. С ними не соскучишься, но они доставляют много хлопот. Это дети из разряда «неподдающихся». Все стандартные приемы – шлепки, крики, наказания — либо бесполезны, либо приводят к обратному результату. Ругать их надо строго и внушительно по несколько раз за одно и то же, чтобы «дошло до сознания». Родителям иногда можно прибегать и к физическому наказанию. Дети с ранних лет способны хладнокровно оценивать происходящее. Им безразлично, как к ним относятся окружающие. Они редко заводят друзей, заняты только собой, без энтузиазма относятся к общественно полезному труду. Воспитателям следует особое внимание уделять формированию коммуникативных навыков, объяснять правила поведения в обществе. Многие из них артистичны и не обделены талантами, но берутся выполнять сразу много дел и ни одного не доводят до конца. Предоставляя ребенку определенную свободу, нужно приучать его концентрировать внимание и достигать цели, чтобы он начинал новое дело, лишь доведя до конца предыдущее. При воспитании таких детей понадобятся терпение и выдержка.
Рисование. Контуры рисунка смазаны, но в нем много экспрессии. Их произведения создают впечатление художественного беспорядка и легкой непринужденности. Работают не только руками, но и языком, всем телом, ведут себя шумно. Любят перемешивать краски и почти никогда не используют один цвет.
Физкультура. Дети с третьей группой крови на занятиях необузданны.
Игра. Ни минуты не сидят на месте, галдят и вертятся как волчки, будоража окружающих. В «социальных» играх испытывают потребность в патронаже. Не любят брать на себя обязанности.
Особенности отношения к пище. Не расположены к домашнему быту. Предпочитают еду с доставкой на дом. Продолжают игру и во время еды.
Отношение к вещам. Терпеть не могут ссор, в том числе и из-за обладания вещами. Первыми протягивают руку к примирению.
Привитие гигиенических навыков. И прием пищи, и пользование горшком для них – продолжение игры. Внимание детей рассеяно, а настроение переменчиво. Лучше всего приучать их к горшку, создавая игровую ситуацию, например играя «в туалет».
Плач. Вначале, поглощенные новыми впечатлениями, дети не плачут. Потом от 2—3 дней до недели плачут долго и надрывно. Новая игрушка способна отвлечь от слез на короткое время.
Сон. Если внушить, что сон – продолжение игры, легко засыпают. Проснувшись, сразу бросаются играть.
Дети с четвертой (АВ) группой крови
Дети этой группы толковы и покладисты. Но в детстве многие из них застенчивы и даже трусоваты, испытывают необъяснимый страх перед людьми. Причем у одних детей это заметно, у других — принимает форму покорного послушания, третьи умело скрывают или преодолевают свою робость. Биться в истерике, топать ногами — для детей с четвертой группой крови это редкое исключение. Они также редко настаивают на чем-то, чего-то требуют, они робки и пугливы. К подростковому возрасту многие из них резко меняются: легко завязывают контакты с другими людьми, охотно берут на себя роль посредников во взаимоотношениях. Таким детям нужно уделять особое внимание, соблюдать предосторожность, принуждая к чему-либо, не угрожать наказаниями. В противном случае боязнь может перерасти у них в неприязнь к людям. Психика внешне флегматичных детей на самом деле очень ранима и восприимчива к обидам и несправедливости. Вместо того чтобы отругать ребенка за провинность, поговорите с ним мягко и задушевно, взывая к его разуму. У него много здравого смысла – он вас поймет. Взывайте также к его чувству справедливости, которое у него очень развито.
Рисование. Скрупулезно вырисовывают мелкие детали. Работают спокойно и вдохновенно. Любят изящные цвета.
Физкультура. Дети ведут себя осмотрительно.
Игра. Избегают шумных игр, но ладят со всеми. Иногда склонны к уединению.
Особенности отношения к пище. Врожденная чистоплотность. Не забывают выполнять гигиенические правила. У них ярко выражены пристрастия и антипатии в еде. Категорически отказываются от нелюбимых блюд.
Отношение к вещам. Вещи не имеют притягательной силы для таких детей, но они большие спорщики. Вступают в споры без драк, любят высмеивать других, но не стремятся отнимать вещи.
Привитие гигиенических навыков. Доставляют меньше всего хлопот, опрятны и послушны. Сразу начинают пользоваться горшком. При обращении с ними упор нужно делать на чистоплотность.
Плач. Страдают молча или плачут умеренно. На приход родителей реагируют бурно: плачут, сердятся, выражают обиду.
Сон. Поначалу в детском саду спать идут неохотно. Если не спят, то долго лежат в кроватях тихо. Привыкнув, спят спокойно.
Предлагаю немного поработать в группа. Поделимся на 4 группы «младшие», «старшие», «средние», «единственные». Посовещайтесь и скажите, как влияет на развитие ребенка последовательность рождения.
Изначально ваш малыш был первым – и единственным. И, может быть, он еще таким и остается даже при наличии братика или сестрички. Ведь не стоит забывать о том, что дети, разница в рождении которых составляет более шести-семи лет, имеют превалирующие характеристики единственного ребенка и дополнительно те качества, которые присущи их настоящему порядку рождения. Чаще всего это связано с тем, что в жизни старшего школьника родители уже не играют главенствующей роли, круг интересов давно вышел за пределы семьи, а основные черты характера и личности закладываются как раз до шести лет.
Единственный ребенок в семье, как уже неоднократно замечено психологами, помещается семьей и ближайшим окружением на своеобразный пьедестал. Ожидания родителей и родственников целиком возложены на его плечи, тем не менее, огрехи ему легко прощаются. Отсутствие конкуренции и необходимости бороться за родительское внимание сказывается и на том, что ребенок вынужден в основном ориентироваться на взрослый образец поведения. Именно понимание взрослых становится одной из основных задач единственного ребенка в семье. К слову, решать задачи и находить пути оптимального их решения так же в его характере.
Единственные дети в семье остро ощущают свою уникальность, и их требования к жизни весьма высоки. Но и работать над собой эти дети любят и умеют, так как стараются оправдать как надежды своих родителей, так и собственные амбиции. Тем более, что возможностей для интеллектуального развития у них больше, чем у остальных, ведь никто не пожалеет ни денег, ни времени, ни сил на дополнительное образование единственного ребенка.
Однако есть и подводные камни, с которыми могут сталкиваться родители единственного ребенка. Помимо эгоцентричности и эгоизма, может развиваться излишняя привязанность к родителям и возникновение состояние, которое называется «выученная беспомощность» - что чревато во взрослом возрасте инфантильностью вашего чада и нежеланием жить своим умом. Ведь, находясь под непрестанной опекой близких, ребенок не имеет самостоятельности и у него не так много возможностей научиться строить отношения с окружающими.
Из этого порочного круга есть два выхода – либо ребенок, вырастая, остается по-детски беспомощным, либо прикладывает все свои силы, становясь состоятельным и компетентным взрослым человеком.
Черты характера единственного ребенка : Обостренное чувство справедливости, четкое разделение добра от зла; Обладают высокой мотивацией на достижение цели; Высокий уровень эмпатии, способности понимать окружающих людей; Обладают сильным чувством собственного достоинства и исключительным самоуважением; Довольно проблематично сходятся с новыми людьми, сложно завязывают близкие отношения; Имеют тягу к одинокому образу жизни; Они склонны к эгоистичности и эгоцентризму. Низкая потребность в аффилиации; Обладают потребностью идти навстречу другим людям, чтобы заслужить одобрение; Очень ценят собственную независимость; Не пугаются неудач, спокойно преодолевая трудности на пути к цели.
Старший ребенок
Как уже писалось, первенец, который первые шесть-семь лет был один в семье, сохранит психологические установки единственного ребенка. Тем не менее, в любом случае при появлении второго малыша психология старшего ребенка претерпевает изменения в той или иной степени.
Чаще всего первенец проходит три стадии:
1. Единственный, любимый и незаменимый, ребенок находится в фокусе внимания родителей и всей семьи, занимая привилегированное положение.
2. Появление второго ребенка кардинально изменяет сложившуюся ситуацию, вызывая шок и недоумение у первенца. Если разница между детьми составляет менее пяти-шести лет, то воздействие стресса многократно усугубляется. Тем не менее, все ощущения ребенка сводятся к мысли о том, что его место в сердце и мыслях родителей занял кто-то другой, а он сам потерял свою безграничную власть над мамой и папой. Помимо возраста, ситуация усугубляется при появлении второго ребенка того же пола, что и первенец. Психологи называют этот момент «свержение с трона».
3. После стресса, который пережил старший ребенок, личность и характер малыша претерпевают значительные изменения. Ребенок ищет и находит выход из положения, пытаясь превзойти второго ребенка, показывая родителям, что он не только старше, но и умнее. Реакция родителей, которые при дефиците времени только радуются успехам и самостоятельности старшего отпрыска, закрепляет такую модель поведения, как правильную.
Старшие дети консервативны, чтут традиции и не прощают ошибок. Однако оценка других людей, в противоречии к этому, очень значима для них.
Чаще всего, первые дети лучше учатся, их тесты IQ почти всегда выше среднего, чему виной не только высокий интеллект, но и амбиции, стремление быть первыми, сильная мотивация на достижение успеха. Статистика утверждает, что среди знаменитостей более 65% являются старшими или единственными детьми в семье, ведь конкуренция проявляет лидерские качества.
Черты характера старшего ребенка : Старшие дети легко и охотно соблюдают правила; Стремятся к успеху и имеют высокую мотивацию, но при препятствиях способны бросить начатое; В их характере присутствуют добросовестность и ответственность. ; Старшие дети, чаще всего, серьезнее младших; Их отличает завидное упрямство; Они консервативны и склонны к соблюдению традиций; Нетерпимы; Зависимы от чужого мнения; Старшим детям свойственен высокий уровень интеллекта; Первенцы осторожны и склонны к сотрудничеству.
Младший ребенок
Личность младшего ребенка складывается уже совершенно в других условиях. Он никогда не был один в семье – с самого рождения у него уже была семья из мамы, папы и старшего ребенка. Его характер и личность противоположны характеру первенца – второй ребенок, чаще всего, оптимистичен и независим, и любит сваливать ответственность на других.
Тем не менее, младший ребенок – отличный манипулятор и провокатор. Он не имеет столько жизненного опыта и знаний, как старший, в силу разницы в возрасте, поэтому для самоутверждения предпочитает спортивную деятельность или искусство. Тем более, ориентация у них идет на себя, любимых, тогда как ожидания других людей и их мнение мало волнуют младшеньких детей.
По мнению автора книги «Семья глазами ребенка», написанной Г. Т. Хоментаускасом, у младшего ребенка в семье, где двое детей, есть три основные стратегии поведения:
1. Конкуренция. «Я буду более любим и ценен для родителей, если смогу превзойти старшего брата или сестру. Для этого хороши абсолютно все средства».
2. Бунт, направленный против ограничений родителей. «Я хочу быть таким, какой я есть. Принимайте меня таким».
3. Нахождение в тени старшего ребенка. «Смотрите, я совсем никчемный. Оставьте меня в покое!».
Младшие дети не сталкивались с появлением «конкурента» из роддома, и часто находятся в положении любимчиков у всей семьи. Зачастую, список обязанностей младших детей невелик, им потакают, балуют, и относятся весьма снисходительно, что влечет к формированию личности зависимо-импульсивного типа.
Возможно, именно из-за этого они менее тревожны и эмоционально устойчивее старших детей. А также они общительны, беспечны, но, в тоже время, практичны. Из них получаются отличные коммерсанты.
Черты характера младшего ребенка : Младшие дети оптимистичны и жизнерадостны; Отличаются независимым характером; Беспечны и склонны избегать ответственности; Младшие дети склонны к иждивенческой жизненной позиции; Они весьма импульсивны и склонны к аффективным реакциям; В тоже время могут быть драчливы и враждебны; Общительны и дружелюбны, легко заводят близкие отношения; Практичны; Склонны манипулировать людьми. Провокаторы; опасаются поражений и неудач; У них выражено желание конкурировать.
Средний ребенок
Никто не застрахован от третьего ребенка, и даже если двое детей – предел ваших мечтаний, стоит немного прояснить ситуацию, как чувствует себя ребенок, ставший средним, и как такое положение скажется на формировании его личности.
Второй ребенок, пусть и не оказывался безраздельным хозяином любви и внимания родителей, тем не менее, вытесняется появившимся младенцем. И как мы знаем, чем больше неизвестных фактором – тем больше вариаций, именно поэтому средние дети наименее изучены, так как влияет и возраст между всеми детьми, и их количество, и их градация по половому признаку.
Тем не менее, именно у средних детей в семье наибольшие сложности с самоопределением, они являются и младшими – и уже старшими, сочетая в себе черты обоих психотипов. Не имея авторитета более умелого и сильного старшего ребенка, а так же, не обладая беззащитностью и зависимостью младшего ребенка, средние дети теряют способность идентифицировать себя и чувствуют себя потерянными.
В зрелом возрасте средние дети склонны к безынициативности и зависимости мышления от других. Именно у них в семье самая низкая мотивация к достижению успеха, а вот ощущения несправедливости жизни может преследовать таких детей и во взрослом возрасте.
Средние дети отчаянно нуждаются в родительском внимании, и если для этого необходимо совершить что-то немыслимое, или просто иметь раздражающие привычки – они это сделают. Тем не менее, если разница в возрасте у детей большая, то все эти проявления во многом сойдут на нет, ведь средний ребенок уже побывал малышом, и теперь вынужденная взрослость не так его тяготит, тем более, что в его жизни уже есть старший ребенок, и друзья, и сторонние увлечения.
Коррекция минусов, закрепление плюсов
- В воспитании ребенка огромную роль играет психологический климат в семье, общение с ребенком. То, как мы общаемся со своим ребенком, играет большую роль в его развитии как личности. Предлагаю в этом разобраться.
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, то говорите от ПЕРВОГО ЛИЦА: О СЕБЕ, О СВОЕМ переживании, а не о НЁМ, не о ЕГО поведении.
Высказывания такого рода психологи назвали «Я сообщениями».
Они могут быть такими:
1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто то ползает, и я все время спотыкаюсь.
3. Меня очень утомляет громкая музыка.
В таких высказываниях используются слова ты, тебя, тебе. Их можно назвать «Ты сообщениями».
- Как вы думаете, есть ли разница?
На первый взгляд разница между «Я сообщениями» и «Ты сообщением» невелика. Больше того, вторые привычнее и «удобнее». Однако, в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.
Ведь каждое «Ты сообщение», по сути, содержит выпад, обвинение или критику ребенка. Вот типичный диалог:
— Когда ты, наконец, начнешь убирать свою комнату! (Обвинение.)
— Ну, хватит, пап. В конце концов, это моя комната!
— Как ты со мной разговариваешь? (Осуждение, угроза.)
— А что я такого сказал?
«Я сообщение» имеет ряд преимуществ по сравнению с «Ты — сообщением».
1. Оно позволяет вам выразить свои негативные чувства в необидной для ребенка форме. Некоторые родители стараются подавлять вспышки гнева или раздражения, чтобы избежать конфликтов. Однако это не приводит к желаемому результату. Как уже говорилось, полностью подавить свои эмоции нельзя, и ребенок всегда знает, сердиты мы или нет. И если сердиты, то он, в свою очередь, может обидеться, замкнуться или пойти на открытую ссору. Получается все наоборот: вместо мира — война.
2. «Я сообщение» дает возможность детям ближе узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней «авторитета», который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Мы носим маску «воспитателя» и боимся ее хотя бы на миг приподнять. Порой дети поражаются, узнав, что мама и папа могут вообще что то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искреннее в выражении своих. Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. И последнее: высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания.
Научиться посылать «Я сообщения» непросто, так же, как и активно слушать ребенка. Потребуется тренировка, и на первых порах трудно будет избегать ошибок. Одна из них состоит в том, что иногда, начав с «Я сообщения», родители заканчивают фразу «Ты сообщением».
Давайте потренируемся (Упражнение «Переделай Ты - сообщение»)
1. Ты постоянно не можешь завязать шнурки. (Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)
2. С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь. (Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)
3. Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой. (Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)
- Наша встреча подходит к концу, в завершении хотелось бы с вами составить семейные заповеди, которых должны придерживаться родители для формирования психологической безопасности ребенка в семье. Затем происходит взаимообмен, обсуждение.
- Большое спасибо за работу. До свиданья.