Приложение МААМ

Практико-ориентированное занятие для педагогов: психологическое благополучие педагога

Юлия Шостак
Практико-ориентированное занятие для педагогов: психологическое благополучие педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: развитие у педагогов позитивного восприятия себя, знакомство с собой и своими индивидуальными личностными особенностями, которые могут быть рассмотрены как ресурс воспитания и осознание своей ценности в работе с детьми.

Первый этап. «Настрой на совместную работу. Осознание собственной ценности».

Педагог изо дня в день сосредотачивает все силы на том, чтобы воспитывать, объяснять, опекать, поддерживать и т. д. Незаметно для себя он настраивается на то, чтобы только отдавать, а не восстанавливать душевные силы, пополнять их не успевает или забывает. Усталость и стресс накаливаются. Возникает ощущение тупика, одиночества. Не удается быстро восстанавливаться, учащаются заболевания, многие из которых переходят в хроническую стадию.

Публикация «Практико-ориентированное занятие для педагогов: психологическое благополучие педагога» размещена в разделах

Но самое главное в этой ситуации понять, что самое важное в жизни – это мы сами, наше здоровье, здоровье наших близких. Именно такими нас хотят видеть самые дорогие люди на земле: здоровыми, счастливыми, веселыми, самодостаточными. Поэтому, нам надо остановиться, посмотреть на себя со стороны, отбросить все мысли о безнадежности попыток, о том, что ничего не выйдет и о том, что мы устали (прежде всего для себя самих, а потом уже и для родных, то что мы откладывали «на потом», «до лучших времен». И, может быть, это самое простое событие изменит в лучшую стронувсю вашу жизнь.

Упражнение № 1. «Лесной орех».

Цель: осознание каждым участником занятия своей индивидуальности.

Необходим мешочек с орехами (по числу участников). Ведущий высыпает орехи в центр круга и просит каждого участника взять себе орех. Некоторое время участникам предлагается внимательно рассматривать свой орех его «индивидуальные» характеристики. Затем орехи складываются обратно в мешок, перемешиваются и снова высыпаются в центр круга. Задача каждого участника – найти свой орех.

После того как каждый нашел свой орех, переходят к обсуждению. Узнается, кто как свой орех запоминал, и кто какой стратегией пользовался, чтобы потом его найти.

С первого взгляда, кажется, что все орехи очень похожие, но если потратить время, присмотреться внимательней, можно заметить что они очень разные, и почти невозможно перепутать свой орех с другими.

Так и все люди: все очень разные, запоминающиеся, у каждого свои индивидуальные черточки, неровности, своя красота и привлекательность. Нужно ее только почувствовать и понять.

Упражнение №2 «Три цвета личности».

Цель: позволяет участникам увидеть себя как некоторое “единство непохожих”, помогает каждому обрести поддержку и в то же время подчеркнуть свою индивидуальность.

Каждый участник получает три небольших листочка разного цвета, Ведущий обьясняет значение каждого цвета:

• Зеленый- как все

• Синий- как некоторые

• Розовый- как никто больше

Каждому участнику на листочках соответствующего цвета предлагается сделать запись про себя, свои собственные свойства и черты.

На листочке «как все» должно быть записано качество реально присущее данному человеку и объединяющее его со всеми другими участниками группы.

На листочке «как некоторые» качество, свойство характера или особенность поведения (стиля жизни) роднящее его с некоторыми, но не со всеми членами группы.

Последний листочек должен содержать указания на уникальные черты данного участника, которые либо вообще не свойственны остальным, либо значительно сильнее у него выражены.

После заполнения листочков всеми участниками, ведущий просит взять в руки тот на котором записаны черты «как у всех». Задача участников – в свободном режиме пообщаться со всеми членами группы, выяснив действительно ли они обладают такой же особенностью. На общение дается 2 минуты, затем организуется всеобщее обсуждение.

Каждый должен убедиться в том, что в группе есть люди обладающие подобными особенностями с одной стороны, и что эти свойства присущи не всем с другой.

С листочками «как никто больше» работа организовывается непосредственно в кругу: каждый участник озвучивает качество, которое он считает своим, неповторимым в данной группе. Группа либо соглашается с ним, либо помогает найти другое, действительно уникальное у него качество.

Упражнение 3 «Я учусь у тебя»

Участники в произвольном порядке бросают мячик со словами «Я учусь у тебя…»(называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью или привлекательностью для говорящего). Задача принявшего мяч, прежде всего подтвердить высказанную мысль «Да у меня можно научиться…» или «да я могу научить». Затем бросается мяч другому участнику.

Второй этап «Как позаботиться о себе».

Упражнение 4 «Беседа о здоровье».

Сейчас прошло уже 10 часов 35 минут (назвать конкретное время) сегодняшнего дня. Ответьте честно, что вы сделали для своего здоровья сегодня? И (Участники занятия по желанию высказываются). Как правило, мы все достаточно мало заботимся о своем здоровье. Начинаем лечиться уже от возникших заболеваний и почти не занимаемся профилактикой.

Упражнение 5. «Бумажные мячики».

Цель: Достижение состояния эмоциональной разрядки.

Синдром профессионального выгорания часто возникает как ответ на стрессовые ситуации, которые приводят к накапливанию отрицательных эмоций, формированию негативных качеств личности, таких как обидчивость, раздражительность, нетерпимость, завистливость. Эти нежелательные эмоции необходимо отреагировать. При этом важно социально приемлемыми способами выпускать пар. Этому и способствует следующая игра.

Возьмите каждый по большому листу бумаги (газеты, как следует скомкайте и сделайте из него хороший достаточно плотный мячик. Теперь рассчитайтесь на первый, второй и разделитесь, пожалуйста, на две команды и пусть каждая выстроится в линию, так чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде вы начинаете бросать мячи в строну противника. Игроки каждой команды должны стремиться, как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на одну строну противника. Услышав команду «Стоп» вам нужно будет прекратить бросать мячи. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. Во время выполнения упражнения звучит веселая ритмичная музыка.

6. Игровое упражнение «Я люблю»

Человеку «помогающей» профессии, к которой относится педагог, необходимо постоянно помнить, что помимо работы есть множество интересных занятий, взаимоотношений с родными и друзьями. Графу «Ваше хобби» встали включать в последнее время в пункт составления резюме, так как считается, что наличие у человека некоторого количества увлечений, которыми он регулярно занимается на досуге для души, является признаком стрессоустойчивости. Хобби может быть хорошим способом борьбы со стрессом, кроме того любимые занятия зачастую помогают развивать кругозор, расширить круг друзей, самореализоваться.

Перед выполнением следующего задания необходимо вспомнить свои увлечения, а потом участники по очереди или по желанию должны встать и пантомимой показать, чем они любят заниматься в свободное от работы время. Желательно не повторять ранее показанные движения. Остальные угадывают данное действие, словесно обозначая его.

Третий этап. Осознание профессиональной ценности.

Задача: проанализировать свои личностные особенности с точки зрения того, какие возможности они открывают в воспитательной деятельности и какие ограничения накладывают.

Упражнение 7. Тест геометрические фигуры.

Цель:поможет определить вам ваши основные черты характера. Выбирая геометрическую фигуру человек подсознательно выбирает фигуру которая наиболее близка по “характеристикам”.

Работа предполагает анализ участниками своих личностных особенностей и осмысление их в качестве ресурса своей воспитательной деятельности. Для проведения обсуждения того, что получается и не получается в нашей работе используются результаты «Теста геометрических фигур». Участникам предлагается выбрать одну из пяти геометрических фигур нарисованных на бланке: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник или зигзаг, - и разбиться на группы по выбранной фигуре. Затем каждая группа знакомится с интерпретацией результата теста фигуры и кратко рассказывает остальным участникам о тех особенностях характера и поведения, которые присущи людям «их фигуры!. На этом этапе у каждого участника есть возможность сообщить группе, что он ошибся с выбором и перейти в в более подходящую для него «фигуру».

Затем каждой группе предлагается время на подготовку презентации своей «фигурной воспитательной программы и ответов на следующие вопросы:

1. Что нам доставляет удовольствие в работе и общении с детьми?

2. Что нас раздражает?

3. Что, как правило, хорошо получается, чему мы можем научить?

4. Что получается с трудом, плохо без «искорки»

5. Почему без нас детям плохо?

Инструкция:

Посмотрите на пять фигур: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Итак, самый трудный этап работы закончен. Какую бы фигуру Вы не поместили на первое место, это Ваша основная фигура или субъективная форма. Она дает возможность определить Ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры – это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию Вашего поведения. Однако может оказаться, что ни одна фигура Вам полностью не подходит. Тогда Вас можно описать комбинацией из двух или даже трех форм.

Краткая психологическая характеристика основных типов личности:

Квадрат

Если Вашей основной формой оказался Квадрат, то вы – неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации.

Квадраты – коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области. Мыслительный анализ – сильная сторона Квадрата. Если вы твердо выбрали для себя Квадрат – фигуру линейную, то, вероятнее всего, вы относитесь к "левополушарным" мыслителям, т. е. к тем, кто перерабатывает данные, говоря языком информатики, в последовательном формате: а-б-в-г и т. д.

Квадраты скорее "вычисляют" результат, чем догадываются о нем. Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, подробностям.

Треугольник

Это форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника – способность концентрироваться на главной цели. Треугольники – энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Они, как родственники – Квадраты, относятся к линейным формам и в тенденции также являются "левополушарными" мыслителями, способными глубоко и быстро анализировать ситуацию. Однако в противоположность Квадратам, ориентированным на детали, Треугольники сосредотачиваются на главном, на сути проблемы. Их сильная прагматическая ориентация направляет мыслительный анализ и ограничивает его поиском эффективного (и часто эффектного) в данных условиях решения проблемы.

Треугольник – это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, задругих делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.

Прямоугольник

Символизирует состояние перехода и изменения. Это временная форма личности, которую могут "носить" остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это – люди, не удовлетворенные тем образом жизни, которые они ведут сейчас, и поэтому заняты поиском лучшего положения.

Причины прямоугольного состояния могут быть самыми различными, но объединяет их одно – значимость изменений для определенного человека. Основным психическим состоянием Прямоугольника является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени.

Наиболее характерные черты Прямоугольников – непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники могут сильно меняться изо дня в день и даже в пределах одного дня! Они имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать лучше в чем-то, ищут новые методы работы, стиля жизни. Если внимательно присмотреться к поведению Прямоугольника, то можно заметить, что он применяет в течение всего периода одежду других форм: "треугольную", "круглую" и т. д.

Молниеносные, крутые и непредсказуемые изменения в поведении. Прямоугольники обычно смущают и настораживают других людей, и они могут сознательно уклоняться от контактов с "человеком без стержня". Прямоугольникам общение с другими людьми просто необходимо, и в этом заключается еще одна сложность переходного периода.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, - любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и … смелость!

Круг

Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга – люди, их благополучие. Круг – самый доброжелательный из пяти форм. Он чаще всего служит тем "клеем", который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу.

Круги – самые лучшие коммуникаторы среди пяти форм, прежде всего потому, что они лучшие слушатели, они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией – способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги "болеют" за свой коллектив и высокопопулярны среди коллег по работе. Однако они, как правило, слабые менеджеры и руководители в сфере бизнеса.

Во-первых, Круги, в силу их направленности, скорее на людей, чем на дело, слишком уж стараются угодить каждому. Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым.

Во-вторых, Круги не отличаются решимостью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

Круг – это нелинейная форма, и те, кто уверенно идентифицирует себя с Кругом, скорее относятся к "правополушарным" мыслителям. Правополушарное мышление – более образное, интуитивное, скорее интегративное, чем анализирующее. Поэтому переработка информации у Кругов осуществляется не в последовательном формате, а скорее мозаично, прорывами, с пропуском отдельных звеньев. Это не означает, что Круги не в ладах с логикой, просто формализмы у них не получают приоритета в решении жизненных проблем. Главные черты их стиля мышления – ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг – прирожденный психолог. Однако, чтобы стать во главе серьезного, крупного бизнеса, Кругу не хватает "левополушарных" организационных навыков своих "линейных братьев" - Треугольника и Квадрата.

Зигзаг

Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Если Вы твердо выбрали Зигзаг в качестве основной формы, то Вы, скорее всего истинный "правополушарный" мыслитель, инакомыслящий, поскольку линейные формы превосходят Вас численностью.

Итак, как и вашему ближайшему родственнику – Кругу, только еще в большей степени, Вам свойственна образованность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Строгая последовательная дедукция – это не Ваш стиль. Мысль Зигзага делает отчаянные прыжки: от а… к… я! Поэтому многим линейным, "левополушарным" трудно понять Зигзагов. "Правополушарное" мышление не фиксируется на деталях, поэтому оно, упрощая в чем-то картину мира, позволяет строить целостные, гармоничные концепции и образы, видеть красоту.

Зигзаги обычно имеют развитое эстетическое чувство. Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального – вот что нравится Зигзагам. В отличии от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот – заострением конфликта идей и построения новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, "снимается". Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, "открывая глаза другим" на возможность нового решения.

Зигзаги – неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень эспрессивны ("режут правду в глаза", что наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же, они сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее).

Упражнение 8. Игра «Аплодисменты».

Цель: переживание чувства радости, волнения, ожидания, создание атмосферы принятия.

У многих педагогов с течением времени возникает ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата, ощущение бесправия и принесения себя в жертву, чувство недооцененности.

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает эти овации всем телом, всеми фибрами своей души.

У нас с вами сложилась очень хорошая группа, каждый поработал на славу и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю вам встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов и так по кругу игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

9. Притча «Спасти одну звезду».

Вашему вниманию я предлагаю одну притчу. «Спасти одну звезду».

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке миллионы морских звезд, берег бы буквально усеян ими на много километров.

- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

-Но это просто глупо! - закричал человек, оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег усеян ими. Твои попытки ничего не изменят.

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

- Нет, мои попытки изменят очень много … для этой звезды.

10. Рефлексия.

Список литературы:

1. Вестник практической психологии образования. — 2007. — № 3. — С. 67—70.

2. И. А. Пазухина. Практико –ориентированое занятие для педагогов «Это в ваших силах» // // Дошкольная педагогика : журнал. — 2013 .— №12 .— с. 52-55.

3. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов : диагностика, тренинги, упражнения / авт. -сост. О. И. Бабич. – Волгоград: Учитель, 2009 г.

4. Рогов Е. А. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн. Кн. 2. Работа психолога со взрослыми : Коррекционные приемы и упражнения: 2-е издание, переработанное и доп. – М. : Гуманит. изд. Центр Владос, 1999

Публикации по теме:

Факторы, влияющие на психологическое благополучие ребенка в семье. Профилактика социального сиротства В настоящее время все большую актуальность в современном мире приобретает термин «социальное сиротство». Социальный сирота – это ребенок,.

Консультация для педагогов «Психологическое сопровождение детей с опережающим развитием в группах младшего возраста» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОПЕРЕЖАЮЩИМ РАЗВИТИЕМ В ГРУППАХ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В современных теоретических концепциях.

Консультация для педагогов «Речевая культура педагога» Цель: повышение общей культуры педагогов, педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры. Расширение.

Консультация для педагогов «Жестокое обращение с детьми и психологическое насилие» Консультация для педагогов: Жестокое обращение с детьми и психологическое насилие. Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения.

Одаренность: виды, признаки и особенности. Психологическое просвещение педагогов Детская одарённость Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения.

Семинар-практикум для педагогов «Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения» ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ КАК ЦЕЛЬ И КРИТЕРИЙ УСПЕШНОСТИ РАБОТЫ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ Солдатенко Н. Д., педагог-психолог СЕМИНАР.

Семинар для педагогов «Развитие коммуникативных качеств речи педагога» Ход семинара 1. Эмоциональный настрой. Здравствуйте-здравствуйте! А что люди делают при встрече? Правильно, здороваются. Сейчас мы поиграем.

Семинар-практикум для педагогов «Эмоциональное благополучие педагога, как условие положительного состояния детей» ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОГО ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО.

Тренинг для педагогов «Формула здоровья педагога» Цель тренинга: формирование потребности в здоровом образе жизни эмоциональном благополучии (как залоге успешности в педагогической деятельности,.

Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога» Тренинг для учителей «Психологическое благополучие педагога» Цель: профилактика эмоционального выгорания, обучение навыкам саморегуляции.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практико-ориентированное занятие для педагогов: психологическое благополучие педагога
Опубликовано: 8 мая 2018 в 13:07
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практико-ориентированное занятие для педагогов: психологическое благополучие педагога» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Шостак (УИ 463382) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД