Светлана Агаркова
Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ «Если что, я с тобой!»
▼ Скачать
Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ
«Если что, я с тобой!»
Цель: Актуализация чувства единения во взаимоотношениях родителей и детей.
Задачи:
1. Совершенствовать умение родителей согласовывать свои действия с действиями своего ребенка;
2. Способствовать снижению эмоционального напряжения между родителями и детьми;
3. Овладение родителями приемами взаимодействия с собственным ребенком.
Публикация «Психологический тренинг для родителей детей с ОВЗ „Если что, я с тобой!“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Длительность тренинга : 25-30 минут.
Материалы и оборудование: магнитная доска, карандаши, лепестки ромашки, заготовленные карточки с высказываниями, рисунок сердца (разрезанный на 4 части, лента, детские сказки.
Ход тренинга
Вступление
Педагог: «Добрый вечер уважаемые родители! Я благодарю Вас за то, что вы пришли на тренинг под названием «Если что, я с тобой!». Сегодня мы с вами пообщаемся в тесном, семейном кругу, ведь детский сад-это одна большая и дружная семья.
Наверное, ничто не вызывает у человека столь сильные переживания, как его собственные дети. Как найти общий язык со своим ребенком, как сделать так, чтобы вы и ребенок понимали друг друга без слов? Именно об этом мы сегодня и поговорим.
Предлагаю Вам, поучаствовать в играх, где-то порассуждаем, где-то попробуем встать на место своего ребенка. Я надеюсь, что вы еще лучше станете понимать своего ребенка, еще более трепетно начнете относиться к его переживаниям, научитесь еще больше понимать интересы и желания друг друга.
Итак, начнем наш тренинг с приветствия друг друга. Проведем разминку «Подари улыбку».
Разминка «Подари улыбку»
Родители становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Данное упражнение способствует снятию психологических барьеров, присутствующих в общении, установлению эмоционального контакта.
Основная часть
Упражнение «Слово – ассоциация»
Педагог: «Сейчас уважаемые родители, мы с Вами выполним небольшое задание, которое поможет настроиться на совместную работу».
Всем родителям в качестве разминки предлагается подобрать к слову «мороженое» слово – ассоциацию (например, «жара»). Далее к слову «жара» – «море».
Далее педагог начинает игру, произнося слово «семья», рядом стоящий участник берет массажный мяч и проговаривает свое слово – ассоциацию. Упражнение проводится по кругу.
Упражнение «Цветок»
Педагог: «Народная мудрость гласит: «самый сладостный звук для человека - это его имя». Если хотите привлечь внимание человека к себе, настроить его к общению, то следует обращаться к человеку, а в нашем случае к собственному ребенку по имени. А как вы называете своего ребенка? (Родители делятся вариантам ласкового обращения к ребенку) Помочь найти положительные качества своего ребенка Вам поможет игра «Цветок».
Родителям раздаются карандаши и бумажные лепестки.
Педагог: «Предлагаю каждому родителю сделать запись в лепестке. На нем вы пишите ласковое имя своего ребенка и его положительные качества (2-3).
После того как родители завершили работу все лепестки прикрепляются к сердцевине цветка и подводится итог.
Педагог: «Посмотрите, какая у нас получилась ласковая и добрая ромашка!»
Рефлексия:
- Было трудно?
- Какие ощущения и эмоции вызвало у Вас это упражнение?
- Легко ли Вам было заполнять? Почему?
Упражнение «Как тебе лучше?»
Педагог: «Дорогие родители, предлагаю Вам объединиться в пары и каждой паре преодолеть короткую дистанцию по ленте».
Родителям предлагаются карточки с высказываниями, которыми они будут сопровождать движение своего напарника - «ребенка».
Условия прохождения: один участник проходит по ленте, а другой в это время сопровождает его движение словами:
Сначала он произносит первую группу слов: «Иди, я тебе сказал, немедленно, иди правильно, как я тебе говорю»;
Затем вторую: «Может, ты не пойдешь, а вдруг упадешь, еще испачкаешься»;
И последнюю: «Все в порядке, я иду рядом с тобой. Ты молодец, хорошо идешь, вперед».
После выполнения делается вывод и обсуждения.
Педагог: «Выполняя упражнение, каждый из вас был в роли ребенка или в роли родителя. Как вы себя чувствовали при выполнении задания? В какой роли вы себя чувствовали комфортнее, в роли того ребенка, который шел, или того родителя, который сопровождал? Какие слова мешали Вам идти, какие наоборот помогли?»
Родители обсуждают свои чувства, делятся эмоциями, впечатлениями.
Упражнение «Чтение сказки»
Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком и при беседе с ним, и при чтении художественной литературы и во многих других моментах.
Педагог: «Давайте посмотрим, как же мы общаемся с ребенком, насколько важен нам момент общения с нашими детьми».
Трем родителям предлагаются детские книжки со сказками, первый участник читает отрывок сказки, отвернувшись спиной к родителям, второй - лицом к родителям, но не отрывая взгляда от текста, а третий – рассказывает сказку эмоционально, используя жесты и мимику, выразительно, практически не смотря в текст.
После прочтения предлагается педагог предлагает родителям ответить на вопросы : Что Вы чувствовали, когда к вам сидели спиной? А когда совсем не смотрели на вас? И понравилось ли эмоционально выразительное чтение, глаза в глаза?
Педагог: «Также происходит и при общении с нашими детьми».
Упражнение «Чего хотят дети?»
Для упражнения понадобится рисунок сердца, разрезанный на части. Каждая часть нумеруется – чтобы в дальнейшем было удобнее и легче собрать мозаику.
Педагог: «Представьте мысленно, что вы вернулись в детство. Вам 5-6 лет. Вспомните, чего больше всего хотелось? Запишите свои мысли одной фразой».
Для этого участники разбиваются на 4 группы и записывают свои ответы на розданных им частях сердцах.
Затем педагог предлагает из полученных частей собрать мозаику и делать общий вывод, используя фразу «Чего на самом деле хотят дети», которую следует продолжить, перечисляя слова, написанные в сердце – это много любви, тепла и ласки».
Заключительная часть.
Педагог: «Вот и подошел к концу наш тренинг. Хотелось бы, чтобы он, уважаемые родители, помог вам в воспитании ваших детей, в понимании друг друга, помог в содействии всестороннего развития вашего ребенка. Я очень надеюсь, что сегодня вы многое узнали и многое открылось для вас с дугой стороны. В заключении я предлагаю упражнение «Аплодисменты». Давайте представим на одной ладошке улыбку, а на другой- радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко-накрепко соединить аплодисментами.
Педагог: «Уважаемые родители, наша встреча показала, какие вы находчивые, заботливые и любящие родители. Спасибо».
Рефлексия участников тренинга.