Васильева Анастасия Сергеевна
Психологическая защита у ребенка дошкольного возраста
Психологическая защита включается при определенных условиях:
1. Напряженность отношений с родителями, особенно когда есть скрытое эмоциональное отвержение, недостаток эмоционального тепла со стороны родителей
2. Невозможность защитить себя, недостаток положительного отношения к себе и ощущения себя как хорошего.
3. Подчеркивание недостатков ребенка - неадекватное отношение значимых людей к внешности ребенка.
Публикация «Психологическая защита у ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
У детей дошкольного возраста выделяют следующие поведенческие особенности характерные для психологической защиты :
Отрицание – стремление быть в центре внимания, ребенок перебивает взрослых при разговоре
Вытеснение – избегание проблемных ситуаций и связанных с ними стимулов, отсутствие страхов, забывание (когда ребенку плохо в саду, может не помнить как провел день и т. д.)
Регрессия – ребенок может возвращаться к более ранним манерам поведения – утрачивается навык регуляции мочеиспускания, речи, даже ходьбы, в силу личностной незрелости. Для поведения ребенка характерна плаксивость, несамостоятельность.
Компенсация- слабость и неуспехи в одной области (не умение находить общий язык со сверстниками) и восполнение в другой (например лучше всех занимается на занятиях).
Проекция – приписывание другим детям собственных, непризнаваемых отрицательных качеств.
Замещение – совершение ребенком разрушительных действий, срывание злости на слабом.
Интеллектуализация - взрослые рассуждения, эмоциональная сдержанность, которые не свойственны дошкольному возрасту.
Советы родителям и педагогам в ситуациях столкновения с психологическими защитами у детей дошкольного возраста :
• Запаситесь терпением
• Ищите и отмечайте у ребенка положительные стороны в поведении
• Предлагайте ребенку такую ответственность, которую он сам может осилить
• Проявляйте внимание к тому, что беспокоит и волнует ребенка