Климова Светлана Александровна
Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
▼ Скачать + Заказать документы
Обоснование темы. Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ) в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром – одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте. Наиболее полное определение гиперактивности дает Монина Г. Н. в своей книге по работе с детьми, страдающими дефицитом внимания : «Комплекс отклонений в развитии ребенка : невнимательность, отвлекаемость, импульсивность в социальном поведении и интеллектуальной деятельности, повышенная активность при нормальном уровне интеллектуального развития. Первые признаки гиперактивности могут, наблюдаются в возрасте до 7 лет. Причинами возникновения гиперактивности могут быть органические поражения центральной нервной системы (нейроинфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, генетические факторы, приводящие к дисфункции нейромедиаторных систем мозга и нарушениям регуляции активного внимания и тормозящего контроля» Научная новизна определяется методологическим уровнем решения проблемы, обеспечивающим научную базу разработки психологических основ формирования психического развития дошкольников с гиперактивностью и дефицитом внимания, как средства их личностного развития, качественной перестройки их поведения в процессе коррекционно-развивающей работы в русле решения поставленной проблемы. Ребенок не выглядит больным в традиционном понимании этого состояния, но оставление гиперактивного расстройства без внимания, в будущем может создать для ребенка значительные трудности в учебе, межличностных отношениях, в социальном и эмоциональном развитии, что в свою очередь может привести к возникновению асоциального поведения. Поэтому необходимо раннее выявление гиперактивного расстройства с дефицитом внимания и организации плана помощи таким детям с привлечением педиатров, невропатологов, психологов, психиатров, педагогов и родителей.
Публикация «Психологическая коррекция и развитие детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Цель. Изучить особенности психологической коррекции и когнитивного развития детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью
Основные задачи.
1. Анализ литературных источников по данной теме в процессе теоретического исследования.
2. Экспериментальное изучение уровня развития психических (когнитивных) процессов детей с СДВГ дошкольного возраста, таких как внимание, мышление, память, восприятие.
3. Исследование эмоциональных проявлений у детей с синдромом гиперактивности и дефицитом внимания.
4. Разработка рекомендаций по работе с гиперактивными детьми педагогам и родителям, исходя из полученных результатов.
Предполагаемый результат.
1. Социальная адаптация ребенка с СДВГ.
2. Хорошие взаимоотношения с окружающими.
3. Появление собственных достижений
4. Улучшение самооценки, нормализация обстановки вокруг него, в том числе внутри семьи.
5. Формирование и укрепление навыков общения и контактов с окружающими людьми,
Одной из болезненных социальных явлений, переживаемых в настоящее время,
являются различные отклонения в поведении детей.
Работая в школе, психологи встречаются с такой проблемой, как чрезмерная
двигательная активность ребенка, непоседливость, импульсивность, неумение
сосредоточиться на выполнении одного дела. Все эти признаки характеризуют
гиперактивное поведение. Дети с таким поведением часто вызывают нарекания со стороны
учителей, так как на уроках, не умея ждать своей очереди, выкрикивают; не умеют
сосредоточиться на выполнении задания; становятся инициаторами ссор и драк, поскольку
не только очень подвижны, но и часто неловки и даже неуклюжи.
Среди детей с расстройством поведения медики выделяют особую группу
страдающих незначительными функциональными нарушениями со стороны центральной
нервной системы. Эти дети мало чем отличаются от здоровых, разве что повышенной
активностью. Однако постепенно отклонения отдельных психических функций нарастают,
что приводит к патологии, которая чаще всего называется "легкая дисфункция мозга". Есть и
другие обозначения: "гиперкинетический синдром", "двигательная расторможенность" и так
далее. Заболевание, характеризующееся данными показателями, получило название
"синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ). И самое главное не в том, что
гиперактивный ребенок создает проблемы для окружающих детей и взрослых, а в
возможных последствиях этого заболевания для самого ребенка. Следует подчеркнуть две
особенности СДВГ. Во-первых, ярче всего он проявляется у детей в возрасте от 6 до 12 лет и,
во-вторых, у мальчиков он встречается в 7-9 раз чаще, чем у девочек.
Актуальность проблемы заключается в том, что выбранный вид отклоняющегося
поведения является частым видом, встречающийся на практике, и который вызывает
большие трудности при усвоении учебного материала в обучении.
1. Гиперактивное поведение школьников как предмет исследования в
современной психологии.
1.1. История изучения гиперактивности. Определение гиперактивности
Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог
спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генрих Хаффман. Он дал ему
прозвище Непоседа Фил.
"Гипер…" - (от греч. Hyper - над, сверху) - составная часть сложных слов,
указывающая на превышение нормы. Слово "активный" пришло в русский язык из
латинского "activus" и означает "действенный, деятельный".
Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З. Тржесоглава,
В. М. Трошин, А. М. Радаев, Ю. С. Шевченко, Л. А. Ясюкова) имеют в виду детей с синдромом
дефицита внимания с гиперактивностью.
Переход к массовому школьному обучению заставил внимательно рассмотреть этот
вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной
деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь
неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в
негативном аспекте, подчеркивая болезненную природу их ума и характера.
Термин "легкая дисфункция мозга" появился в периодической медицинской печати в
1963 г. после совещания международных экспертов-неврологов, проводившегося в
Оксфорде.
Термин "легкая дисфункция мозга" нелегко вводился в медицинскую среду. Были
направлены анкеты 10 зарубежным педиатрам с вопросам: "Что Вы понимаете под термином
"Легкая дисфункция мозга"?". Ответы были самыми разными. Подразумевалась и
умственная отсталость, и нарушение координации, и другие отклонения вплоть до начальной
стадии олигофрении.
С годами бессилие педагогических методов коррекция гиперактивности становилось
все более очевидным. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных
детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их
недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами.
Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в
соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.
Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае
причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и
торможения в нервной системе. Был локализован и "участок ответственности" за данную
проблему - ретикулярная формация. Этот отдел центральной нервной системы "отвечает" за
человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на
кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных
органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном
состоянии, и поэтому ребенок становится расторможенным.
Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую
дисфункцию, то есть множество микроповреждения мозговых структур (возникающих
вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При
этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения
ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделом мозга возникают
более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на
моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные
исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом.
После множества изменений в терминологии заболевания специалисты, наконец,
остановились на названии, несколько сложном для понимания читателя, но более точно
отражающем его сущность: "синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)".
Особое значение следует придавать подготовке учебных пособий и материалов: чем понятнее, систематичнее, структурированнее учебные материалы, тем лучше сможет учиться гиперактивный ребенок. Желательно также, чтобы обучение было направлено на достижение прочной автоматизации основных навыков, не следует перегружать ребенка множеством детальных знаний, надо учить его учиться.
Конечно же, учителя обязаны помнить, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Нагрузка ребенка должна соответствовать его возможностям. Школьный урок продолжается 45 минут, и любой ребенок должен подчиняться режиму. К сожалению, гиперактивный ребенок не в состоянии поддерживать активное внимание в течение такого длительного отрезка времени. Ему будет легче, если урок разделить на короткие периоды. Например, после выполнения 2—3 заданий, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, провести физкультминутку или сделать гимнастику для пальцев. Детям необходимо получать удовольствие от выполнения задания, у них должна повышаться самооценка.
Система поощрений и наказаний должна быть достаточно гибкой, но обязательно последовательной. И тут приходится учитывать особенности гиперактивного ребенка : он не умеет долго ждать, поэтому и поощрения должны носить моментальный характер и повторяться примерно через 15- 20 минут.
Если у ребенка высока потребность в двигательной активности, нет смысла подавлять ее. Лучше дать возможность выплеснуть энергию, разрешить побегать, поиграть во дворе или спортивном зале. Работа посвящена всестороннему рассмотрению синдрома гиперактивности, который представляет наиболее часто наблюдаемую форму хронических нарушений поведения в младшем школьном возрасте. В работе я анализирую причины гиперактивности, возрастную специфику, предлагаю рекомендации для педагогов и родителей.
При изучении литературы по данной теме, мы сконцентрировали своё внимание на истории вопроса, причинах возникновения СДВГ, факторах риска.
Упомянутые методы не устраняют нарушения, но дают возможность справляться с его проявлениями, помогают смягчить множество последствий, таких, как отставание в учебе, чувство неполноценности, распад семьи, увечья, необходимость помещения в специальные поведения. Чем лучше поставлена разъяснительная работа учителя, тем больше возможность своевременного оказания помощи, тем больше шансов у ребенка найти свой индивидуальный путь в общество. Помощь гиперактивному ребёнку –это очень сложный процесс, требующий специальной тактики работы, особого подхода, а иногда и лечения. И если эта проблема не решается своевременно, то большая часть гиперактивных детей ожесточаются
Интересным является то, что люди гиперкинетического склада ума часто способны обогатить жизнь окружающих: от них, с их детской восторженностью, непосредственностью, оригинальными способами решения проблем, исходит некий жизненный импульс. Необычные формы поведения, иная структура восприятия окружающего мира, склонность к фантазированию часто выгодно отличают их от сверстников, которые рядом с этими искрящимися натурами кажутся старичками.
Однако при отсутствии помощи, жизнь ребенка с гиперактивным поведением может превратиться в мучение и непрерывную цепь фрустраций и унижений. И только в том случае, если учителя, родители и психологи объединят свои усилия, может быть оказана действенная помощь в социализации этих детей, они могут реализовать себя, найдя свой путь к лучшей, более наполненной жизни.
Предлагаемые методы работы с такими детьми, родителями и коррекционной работы с учётом психологических особенностей и особенностей поведения гиперактивных детей помогут, в первую очередь, детям не стать изгоями общества, если родители, и учителя, воспользовавшись материалами этого проекта, постараются найти взаимопонимание с такими детьми.