марина михуткина
Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – тренинг
на тему
«Профилактика
эмоционального выгорания педагогов,
с целью сохранения психологического здоровья».
Подготовила:
воспитатель
Михуткина М. Э.
2017г.
Содержание
1. Синдром эмоционального выгорания – это ….
(слайд 2-3)
2. Причины возникновения синдрома.
(слайд 4)
Публикация «Профилактика эмоционального выгорания педагогов, с целью сохранения психологического здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
3. Стадии профессионального выгорания.
(слайд 5)
4. Симптомы появления СЭВ.
(слайд 6)
5. Профилактика эмоционального выгорания.
(слайд 7-9)
6. Саморегуляция психического состояния.
(слайд 10)
7. Тренинговые упражнения.
Цель :
Познакомить педагогов с понятием профессионального выгорания, симптомами его проявления, этапами формирования, причинами возникновения, способами профилактики.
1. Синдром эмоционального выгорания.
Профессия учителя, воспитателя, педагога, работника дошкольного и школьного учреждения (по другому - работа сердца и нервов, требует ежедневного, ежечасного расходования душевных сил и энергии.
Исследованиями выяснено, что представители данных профессий подвержены симптомам постепенного эмоционального утомления и опустошения – синдром эмоционального выгорания.
Наиболее выраженными симптомами эмоционального выгорания у педагогов детских садов и школ являются неадекватное избирательное эмоциональное реагирование и редукция профессиональных обязанностей (Е. А. Панькова, Е. М. Семенова, Е. П. Чеснокова). На стадии становления находятся такие симптомы как переживание психотравмирующих обстоятельств, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, психосоматические нарушения.
Исследования психологов подтверждают, что самочувствие и состояние педагога имеют предел психического здоровья, и чтобы поддерживать его в норме, они должны уметь мудро тратить свою психическую энергию и знать, как ее можно восполнить и восстановить.
2. Причины возникновения синдрома.
• загруженность в течении рабочего дня;
• высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;
• неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;
• необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;
• отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;
• проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения;
• неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;
• «неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности : нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование; ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;
• отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией;
• начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов (функция – адаптационная).
3. Стадии эмоционального выгорания.
Первая стадия :
• Приглушение эмоций, сглаживание остроты чувств и свежести переживаний;
• Исчезновение положительных эмоции, появление отстраненности в отношениях с членами семьи;
• Возникновение состояния тревожности, неудовлетворенности
Вторая стадия:
• Возникновение недоразумений с коллегами;
• Появление антипатии, а затем и вспышек раздражения по отношению к коллегам.
Третья стадия:
• Изменение представлений о ценностях жизни, эмоционального отношения к миру
• Безразличие ко всему.
4. Симптомы появления СЭВ.
Психофизические симптомы :
чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);
ощущение эмоционального и физического истощения; снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);
общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии);
частые беспричинные головные боли;
постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;
резкая потеря или резкое увеличение веса; полная или частичная бессонница;
постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;
заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания.
Социально-психологические симптомы :
• безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности);
• повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;
• частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);
• постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);
• чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);
• чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;
• общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).
Поведенческие симптомы:
• ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;
• сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);
• постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;
• чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;
• невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;
• дистанцированность от коллег, повышение неадекватной критичности;
• злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.
5. Профилактика эмоционального выгорания.
Качества, помогающие педагогу избежать профессионального выгорания
o хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни)
o высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные
o опыт успешного преодоления профессионального стресса, способность конструктивно меняться в напряженных условиях (изменить отношение к проблеме)
o высокая мобильность, открытость, общительность, самостоятельность, стремление опираться на собственные силы
o установки и ценности — как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.
o
Методы профилактики СЭВ
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Релаксация — это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавляться от физического или психического напряжения.
Ароматерапия
6. Способы саморегуляции:
смех, улыбка, юмор;
размышления о хорошем, приятном - отвлечение;
различные движения типа потягивания, расслабления мышц- физич. нагрузки переключают эмоции ;
рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
«купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах,вдыхание свежего воздуха.
7. Тренинговые упражнения.
Упражнение " Источник"
Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму "Вода" (сборник мелодий для релаксации) ведущий спокойно и четко проговаривает текст:
"Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем - разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия- вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется.»
По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза. Можно посоветовать использовать это упражнение, принимая душ.
Упражнение «Улыбка»
Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно станет легче. Улыбаясь, мы видоизменяем тонус мышц всего лица, а это в свою очередь изменяет ход мыслей и эмоций, направляя их в нужное русло.
Упражнение «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний – «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение «Броуновское движение»
Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т. д.) Задание выполняется веселее, если участники к тому же запрещается разговаривать.
8. Рекомендации.
НЕ скрывайте свои чувства.
Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.
НЕ избегайте говорить о том, что случилось.
Используйте каждую возможность пересмотреть свой опыт наедине с собой или вместе с другими.
НЕ позволяйте вашему чувству стеснения останавливать вас, когда другие предоставляют вам шанс говорить или предлагают помощь.
НЕ ожидайте, что тяжелые состояния, характерные для выгорания, уйдут сами по себе.
Если не предпринимать мер, они будут посещать вас в течение длительного времени. Выделяйте достаточное время для сна, отдыха, размышлений.
Проявляйте ваши желания прямо, ясно и честно, говорите о них семье, друзьям и на работе.
Постарайтесь сохранять нормальный распорядок вашей жизни, насколько это возможно.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
Стремитесь побороть страх.
Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
Не позволяйте окружающим требовать от Вас слишком многого.
Не старайтесь делать вид, что Вам нравится то, что Вам на самом деле неприятно.
Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
Позволяйте себе «маленькие женские радости».
Не забывайте, что Вы красивы!