Регина Колиева
Структура тренинга для воспитателей «Синдром эмоционального выгорания педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тренинг-семинар
Симптомы эмоционального выгорания у педагогов
Структура тренинга СЭВ
1. Тревожный конверт
2. Игра «Давайте поздороваемся»
Цель: Умение взаимодействовать с партнером, развитие слухового внимания и памяти, снятие мышечного напряжения.
Содержание: участники по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом:
Публикация «Структура тренинга для воспитателей „Синдром эмоционального выгорания педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
1 хлопок-здороваемся за руку
2 хлопка-здороваемся плечами
3 хлопка- здороваемся спинами.
Разговаривать во время игры запрещается.
3. Информационный блок
Профессиональное выгорание- это неблагоприятная реакция на стресс на работе, включающая в себя психологические, психофизиологические и поведенческие компоненты.
Выгорание характеризуется эмоциональным, физическим истощением и проявляется в следующем: ухудшением чувства юмора, учащением жалоб на здоровье, изменением продуктивности работы, снижением самооценки.
«Группа риска»
В “группе риска” СЭВ, прежде всего, находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый “лимит общения”, то есть за день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.
Главная причина СЭВ – конфликт между ресурсами человека и требованиями, предъявляемыми к нему, в результате появляется душевное переутомление. Специалисты в области стресс-менеджмента полагают, что выгорание заразно, как инфекционная болезнь.
Синдром включает в себя 3 компонента:
Эмоциональное истощение - чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.
Деперсонализация – чувства равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда.
Редукция профессиональных достижений - недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Факторы, способствующие возникновению синдрома :
Группа внешних факторов:
• Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);
• Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);
• Повышенная ответственность за исполняемые функции (самоотдача и самоконтроль столь высоки, что к следующему рабочему дню психические ресурсы не восстанавливаются)
• Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель- подчинённый», и по горизонтали «коллега- коллега»);
• Психологически трудный контингент (дети с аномалиями в развитии, нервной системе и т. д).
Группа внутренних факторов :
• Склонность к эмоциональной ригидности (кто неактивен и восприимчив, более эмоционально сдержан);
• Интенсивное восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности (повышенная ответственность за порученное дело, «отдаётся делу без остатка»)
• Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности.
• Не привык и не умеет поощрять себя за проделанную работу.
• Нравственные дефекты и дезориентация личности. Включенность при работе таких моральных аспектов, как совесть, честность, уважение прав и достоинств других, добропорядочность.
Симптомы эмоционального выгорания :
Разделить команды на 2 группы (с помощью цвета)
4. Мозговой штурм:
Запишите факторы, которые провоцирующие возникновение СЭВ.
5. Саморегуляция
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием
. Эффекты саморегуляции:
" эффект успокоения (устранение эмоциональной напряженности);
" эффект восстановления (ослабление проявлений утомления);
* эффект активизации (повышение психофизиологической реактивности).
Способы саморегуляции:
1. смех, улыбка, юмор;
2. размышления о хорошем, приятном;
3. различные движения типа потягивания, расслабления мышц;
4. рассматривание цветов в помещении, пейзажа, фотографий, других приятных или дорогих вещей;
5. мысленное обращение к высшим силам (Богу, Вселенной, великой идее);
6. «купание» (реальное или мысленное) в солнечных лучах;; а вдыхание свежего воздуха;
7. чтение стихов;
8. высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Советы психолога.
(.Важно понять свои собственные ожидания от себя и от жизни.
2. Выделяйте время для отдыха, спорта и для полезного физического труда, и т. п.
3. Придерживайтесь здоровых привычек в питании.
4. Вырабатывайте привычки регулярности в жизни в отношении режима сна и употребления пищи.
5. Не ограничивайте себя во сне.
6. Отдыхайте хотя бы один раз в неделю. Человеку необходимо время для восстановлении духа, души и тела.
7. Не давайте обещаний, которые вы не сможете сдержать.
Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах ц вселяют уверенность в своих силах.
- Вспомните ситуацию, когда вы справились с аналогичными трудностями
- Сформулируйте текст программы, для усиления- использовать слова «именно сегодня» :
«Именно сегодня у меня все получится»; «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной»;
Мысленно повторите его несколько раз.
В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Молодец! Умница! «Здорово получилось!»
Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
Педагог-психолог Колиева Р. Р.