Ольга Чекушкина
Тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: командообразование, сплочение коллектива.
Задачи:
1. формирование благоприятного психологического климата в группе;
2. развитие умения работать в команде;
3. достижение оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я пригласила вас на эту встречу для того, чтобы вы смогли немного отдохнуть от повседневной работы, чтобы в нашем коллективе был создан благоприятный психологический климат, и наша группа стала более сплочённой, а так же для достижения оптимального уровня психологической совместимости между сотрудниками. А речь пойдёт о деловой культуре.
Публикация «Тренинг для педагогов „Профилактика синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Эмоциональное и профессиональное выгорание. Тренинги
- Темочки
Деловая культура – это определение своих целей и ценностей в коллективе, цивилизованных правил поведения и нравственных принципов работников, поддержание высокой репутации организации.
Каждый человек в своем поведении, действиях руководствуется определенными моральными, т. е. нравственными, нормами (правилами). Древнейшее золотое правило нравственности звучит так: не поступай по отношению к другому так, как ты не хотел бы, чтобы он поступил по отношению к тебе. Об этом же говорит и русская пословица: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Развитие деловой культуры невозможно в разрозненном коллективе. Лишь сплочённый коллектив способен развиваться в данном направлении.
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Сейчас я предлагаю всем участникам сегодняшней встречи представиться, но не просто назвать имя, а ещё сказать о свеем настроении.
1. Упражнение «Приветствие»
Участники сидят в кругу. Первый человек называет свое имя и говорит, какой сегодня он, какое у него настроение. Фраза должна быть следующая «Меня зовут «…», сегодня я «…» (загадочная, ласковая, добрая и т. д.). Упражнение продолжается по кругу.
2. Упражнение «Квадрат»
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Весь коллектив встаёт в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
3. Упражнение «Шушаника Минична»
Содержание: Упражнение выполняется сидя в кругу. Каждый участник группы получает карточку, на которой написано имя и отчество. Затем один из участников спрашивает своего соседа слева: «Скажите, пожалуйста, как вас зовут?» Тот читает вслух имя на карточке, например: «Шушаника Минична». В ответ на это первый участник должен ответить любой фразой, при этом обязательно повторить услышанное имя собеседника. Например: «Очень приятно, Шушаника Минична, с вами познакомиться» или «Какое у вас необычное, красивое имя, Шушаника Минична». После ответа «Шушаника Минична» задаё т вопрос своему соседу слева: «Представитесь, пожалуйста» и т. д. до тех пор, пока очередь не дойдёт до первого участника.
Обсуждение: После выполнения данного упражнения участники начинают замечать, что им пришлось активизировать свою память.
Методические указания: Чтобы повысить мотивацию, можно ввести следующий игровой элемент. Если кто- то из участников не может произнести имя соседа, он обращается за помощью к любому представителю группы. Этот простой приём помогает активизировать внимание всех участников.
Карточки к упражнению «Шушаника — Минична»
Глориоза Провна Вильгельмина Авелевна
Вивиана Ионична Геновефа Иринеевна
Феосения Патрикеевна Савватия Стратониковна
Беата Нифонтовна Божена Гедеоновна
Антигона Маевна Домитилла Ювенальевна
Синклитикия Рубеновна Препедигна Аристодовна
Вестита Евменьевна Ермиония Питиримовна
Апфия Мартирьевна Вевея Вуколовна
Нунехия Амфилохьевна Голиндуха Хрисановна
Геласия Доримедонтовна Аста Радиевна
Агафоклия Наркисовна Иовилла Иеронимовна
РипсимияФлегонтовна Кетевань Варнавична
Велимира Афинодоровна Ксафиппа Викулична
Мамелфа Корнельевна Фессалоникия Якубовна
Эннафа Варсонофьевна Венцеслава Витовирвна
Маркеллина Ермилична Шушаника Минична
КаллсфенияГорациевна Описифор Мелентиевич
4. Упражнение «Дом»
Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.
Ресурсы: карточки с изображением животных.
Ход упражнения: участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».
Психологический смысл упражнения: Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.
Обсуждение: Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!
5. Упражнение «Подарок»
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия
Описание упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»