Папки-передвижки

Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП

Елена Исакова
Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП

Стресс - разрушительная «эпидемия» выходящая из-под контроля.

Понятие «стресс» было введено в науку около 70 лет назад канадским ученым Гансом Селье, одним из крупнейших физиологов XX века. Он открыл защитную реакцию организма на любое затруднение - эту реакцию назвали стрессом (от англ. stress — напряжение, давление, нажим). Стресс - экстренная мобилизация внутреннего «запаса» сил организма для преодоления препятствия и защиты от вредоносного влияния. Эта способность, позволяет выживать в постоянно изменяющейся среде. Но на определенной стадии развития стресс становится опасным для здоровья и жизнедеятельности.

Публикация «Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП» размещена в разделах

Называют две формы стресса: продуктивный (эустресс) позволяет справиться с затруднением и накопить полезный опыт по преодолению сходных ситуаций. Деструктивный (дистресс) источник неприятных переживаний и болезней. Дистресс необходимо предотвращать или лечить.

Если стрессы становятся слишком частыми и очень сильными, то психика и организм человека начинают защищаться.

Такая реакция защиты, называется профессиональным выгоранием. Профессиональное выгорание — это дистресс. Контакты с другими людьми - источник профессионального выгорания. Если эти контакты постоянны, то может появиться чувство внутренней эмоциональной опустошенности.

Выгорание очень быстро распространяется. Человек, становится циником, негативистом и пессимистом. Профессор К. Чернисс в своей статье говорит о том, что большая ответственность за развитие выгорания в организации лежит на руководителе. Профессиональное выгорание провоцируется внешними и внутренними факторами.

Внешние факторы — высокая эмоциональная загруженность, неблагополучная психологическая атмосфера. Нервозная обстановка побуждает одних людей растрачивать эмоции, а других — искать способы экономии психических ресурсов. Человек с крепкими нервами будет держаться от всех подальше, не принимать все близко к сердцу, беречь «нервы» т. е. склоняться к тактике эмоционального выгорания.

Внутренние факторы - неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Выделяют три стадии СЭВ.

1 Эмоциональное напряжение - человек часто раздражен, неудовлетворенность работой и собой приводит к росту тревоги.

2. Усталость, сменяется разочарованием, снижением интереса к работе. Формируется сопротивление нарастающему стрессу — фаза резистенции. Человек в ходе рабочих контактов за счет выборочного реагирования на запросы других людей ограничивает эмоциональную отдачу. Общение становится формальным, отстраненным. Коллеги воспринимаются негативно, должностные обязанности выполняются в зависимости от настроения. Перерывы в работе становятся длиннее, начало работы немного позже, а конец работы «пораньше».

3. Фаза истощения— падение общего энергетического тонуса организма, главная отличительная черта. Отрицательные эмоции, преобладают над положительными, эмоциональная составляющая исключается из профессионального общения. Защитная реакция организма выражается в виде болезней. Человек не может расслабиться, снижается иммунитет и появляется бессонница. Развиваются психосоматические заболевания, в виде сексуальных расстройств, женских заболеваний, расстройства пищеварения, повышенное артериальное давление, тахикардия, головные боли.

Сидоров П. Подчеркивает, что “главная причина СЭВ — психологическое переутомление, которое связано с возрастающими требованиями профессии и снижающимися внутренними ресурсами”.

СЭВ характерен для высокострессовых профессий таких как, профессия педагог. Эмоциональное (психическое) выгорание педагога может привести к тяжёлым последствиям: потеря здоровья и социальных связей, уход из профессии.

Очень важным направлением работы с педагогами является, сопровождение учебно-воспитательного процесса. Это связанно с переходом на ФГОС, поскольку введение любых инноваций для многих педагогов сопровождается стрессом, эмоциональными и нервными перегрузками. Педагогам бывает трудно адаптироваться к условиям современного образования, особенно тем, кто имеет большой стаж работы. Новые требования к оформлению документации, открытые уроки, участие в конкурсах, ставят современного педагога в совершенно новые условия, которые усугубляют их и без того напряженную деятельность.

Эмоционально уравновешенный педагог, более доброжелателен в общении. Спокойный педагог способен сформировать и развивать УУД, используя в своей практике методы, техники и приемы индивидуально личностного подхода в обучении каждого ребенка, такой, педагог творчески и с любовью выполняет свои обязанности.

На сегодняшний день используется целый арсенал методов, помогающих преодолеть СЭВ. Самый эффективный способ снижения уровня СЭВ — профилактика. Базовой частью профилактики СЭВ является личностно-психологическая подготовка специалиста, имеется в виду практическое обучение, направленное на развитие стрессоустойчивости педагога.

Как предотвратить развитие СЭВ или остановить его на начальных стадиях?

Первый совет:

Не впадайте в гнев, вспышка гнева не принесёт облегчения, а создаст неприятности. Сделайте паузу, нормализуйте дыхание, это поможет переосмыслить ситуацию. Не оставайтесь наедине со своими неприятностями. Расскажите рассудительному и доброжелательному человеку и почувствуете огромное облегчение. Важны не столько советы собеседника, сколько само участие. Умейте отвлечься от забот, старайтесь избавляться от гнёта тяжёлых мыслей. Будьте разумны и практичны, старайтесь видеть в окружающих достоинства и в общении опирайтесь на эти качества. Согласитесь: нельзя быть совершенством абсолютно во всём, некоторые люди постоянно боятся быть хуже других. Их усилия удовлетворить вашим требованиям ведут к болезненным переживаниям. Для чувства собственной удовлетворённости вполне достаточно выполнять свою работу добросовестно, не ниже оптимального уровня.

Второй совет:

Больше двигайтесь, кто не движется, тот не живёт. Практикуйте контрасты - прохладный или контрастный душ. Температурные контрасты для тела естественны и необходимы. И, наконец, улыбайтесь. Найдите повод для радости, улыбок, смеха и вы почувствуете прилив сил, бодрости, энергии и уверенности.

Практические психологи в работе с педагогами используют совокупность приемов, помогающих справиться с СЭВ. Психокоррекционная работа может осуществляться индивидуально и в группе.

В нашем дошкольном учреждении мною реализуется программа профилактики СЭВ и поддержка психического здоровья педагогов. Основой, является метод НЛП — «искусство и наука совершенствования личности» и релаксационные техники.

Нейролингвистическое программирование является действенным инструментом, который можно эффективно использовать в образовании. Особенно действенными, эти приемы и техники оказываются в групповой работе по развитию самосознания.

Данная разработка содержит в себе как известные методики, так и авторские наработки. Срок реализации программы соответствует одному учебному году. Занятия проводятся один раз в неделю по 15-20 минут.

Цель занятий: создать условия для профилактики СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов.

Задачи:

• познакомить с приемами саморегуляции;

• актуализировать процесс самоанализа;

• снять эмоциональное напряжение;

• сформировать позитивное мышление.

Методы и приемы работы:

• Медитативные и релаксационные техники

• Методы НЛП

• Метод рефлексии (обсуждение).

Вместо эпилога.

Однажды Учитель взял кувшин и наполнил его камнями.

– Полон ли кувшин? – спросил он у своих учеников.

– Конечно, – не задумываясь, ответили те.

Тогда Учитель насыпал поверх камней гальку, и она заняла свободное пространство в кувшине.

– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.

– Теперь-то уж наверняка, – не сомневаясь, ответили ученики.

Тогда Учитель насыпал в кувшин мелкий речной песок, и он занял пространство между камнями и галькой.

– А теперь полон ли кувшин? – спросил Учитель.

– Теперь, наверное, полон, – неуверенно сказали ученики.

И тогда Учитель взял стакан воды и налил его в кувшин.

– А теперь полон ли кувшин? – снова спросил Учитель.

– Ну, вроде как полон, – раздались нестройные голоса.

И тогда учитель добавил в кувшин пару ложек соли. Соль растворилась и заполнила кувшин…

– А теперь полон ли кувшин? – вопросил Учитель.

Ученики молчали…

И тогда Учитель сказал:

– А сейчас я хочу, чтобы вы поняли, что кувшин – это ваша жизнь. Камни – это важнейшие вещи вашей жизни: семья, здоровье, друзья, дети – все то, что необходимо, чтобы ваша жизнь все-таки оставалась полной даже если все остальное потеряется. Галька – это вещи, которые лично для вас стали важными: работа, дом, автомобиль. Песок – это все остальное, мелочи.

Если сначала наполнить кувшин песком, не останется места, где могли бы разместиться галька и камни. И также в вашей жизни, если тратить все время и всю энергию на мелочи, не остается места для важнейших вещей. Занимайтесь тем, что действительно вам приносит счастье: играйте с детьми, уделяйте время супругу, встречайтесь с друзьями, заводите новые знакомства и дорожите тем, что имеете. Всегда будет еще время, чтобы поработать, заняться уборкой дома, починить и помыть автомобиль. Занимайтесь, прежде всего, камнями, то есть самыми важными вещами в жизни; определите ваши приоритеты: остальное – это только песок.

Тогда один ученик поднял руку и спросил, какое значение имеют вода и соль…

Учитель улыбнулся:

– Я рад, что вы спросили меня об этом. Я это сделал просто, чтобы доказать вам, что, как бы ни была ваша жизнь занята, всегда есть немного места для праздного безделья – это вода. И всегда есть время, чтобы найти смысл вашей жизни – это соль.

Публикации по теме:

Как бороться со стрессом Современный мир изменчив, сложен и полон ситуаций, которые приводят к тому, что стрессы становятся обыденностью в жизни каждого человека.

Полезное увлечение.Полезное увлечение. Где-то в 80-х годах прошлого века медики и психологи начали связывать многие недомогания со стрессом. Заговорили о том, что неконтролируемый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика СЭВ и поддержание психического здоровья педагогов с помощью НЛП
Опубликовано: 15 февраля 2015 в 16:38
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
21 мая. День беседы об СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.

20 мая. Всемирный день пчел. Передвижка «Опасные насекомые»

Опасные насекомые могут подстерегать нас повсюду – на даче, в лесу или даже дома. Расскажите детям, как надо вести себя, чтобы не быть ужаленными ими.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД