Алла Петрухина
Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания
▼ Скачать + Заказать документы
Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии. Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.
Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности.
Публикация «Профилактика нарушений письменной речи, Игровые упражнения и задания» размещена в разделах
Однако среди первоклассников есть и такие дети, для которых учебная деятельность представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты
совершенно нормально. Это явление далеко не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.
Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.
Важным моментом при подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.
Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике дисграфии. Помимо развития сенсорных эталонов и развития навыков ориентировки в пространстве, необходимо развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
Для этого дошкольникам 5-6-летнего возраста в игровой форме можно предложить следующие задания :
Сложить картинку из 2-4-6-8 частей;
Выложить фигуры из палочек по образцу и по памяти;
Виды зрительных диктантов (запомнить кол-во и последовательность);
Найти ранее предъявляемые картинки;
Воспроизведение предложенных движений в заданной последовательности;
Работа с клеточной бумагой и точками и т. д…
Задания для детей, знающих буквы: (найти отличие и сходство; составить буквы из элементов из узнаваемого на ощупь материала; конструирование букв; лепка букв из пластилина).
Таким образом, задания позволяют научить «руку слышать глаз». Все эти задания выявляют волевую готовность ребенка к школе, его работоспособность, формируют произвольное внимание при помощи определенных средств.
Игры для профилактики дисграфии.
Игра «Звуковая дорожка»
Цель: закрепление навыка произнесения изолированного твердого и мягкого звука, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс» красного, синего и зеленого цветов равное количество игровое поле.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку выложить произвольно дорожку к домику из камешков разных цветов. Затем просит пройти по дорожке и назвать звуки в соответствии с их цветом: накамешек синего цвета произносить закрепляемый «твердый» звук, на камешек зеленого цвета произносить «мягкий» звук, а на камешек красного цвета-гласные звуки.
Игра «Подарки»
Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс» разных цветов, игровое поле.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку перечислить, что можно подарить на день рождение другу (подруге) на день рождения. Педагог произносит слова с определенным звуком, ребенок повторяет это слово и кладет камешек на игровое поле.
Игра «Слоговые сундучки»
Цель: развитие умений дифференцировать слова, состоящие из 1,2,3 слогов, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс» любого цвета, игровое поле.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку поделить слово на слоги и поместить камешек в тот сундучок, цифра на котором соответствует количеству слогов.
Игра «Звоночки»
Цель: закрепление навыка различения твердых и мягких, звонких и глухих согласных.
Оборудование: звоночки 4 цветов, предметные картинки (например, различение с – сь, т – д).
Ход игры:
Педагог предлагает назвать картинку, определить какой звук в этом слове и нажать на нужный звонок (синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий, желтый – звонкий согласный, розовый– глухой).
Игра «Волшебный мешочек»
Цель: закрепление тактильного образа изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: волшебный мешочек, объёмные буквы размера 10 см.
Ход игры:
Педагог предлагает опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать какая это буква
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: закрепление определения позиции звука в слове (начало, середина, конец).
Оборудование: камешки «Марблс», карточка для определения места звука в слове, предметные картинки.
Ход игры:
Педагог предлагает назвать картинку, определить место заданного звука в слове и поставить нужную по цвету фишку.
Игра «Придумай слово»
Цель: развитие звукового анализа и синтеза, фонематического слуха.
Оборудование: карточки для чтения и письма, маркер.
Ход игры:
Педагог предлагает прочитать начало слова (первую букву или слог, а затем придумать слово из заданного количества букв и дописать маркером недостающую часть.
Игра «Выложи букву»
Цель: закрепление зрительного образа изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс» (пуговицы,фасоль, горох) карточки образцы букв, поле разлинованное в клетку.
Ход игры:
Педагог предлагает посмотреть на букву и выложить из камешков такую же на игровом поле.
Игра «Отгадай букву»
Цель: закрепление зрительного образа изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.
Оборудование: камешки «Марблс», поле разлинованное в клетку, плотная салфетка.
Ход игры:
Педагог предлагает положить руку на салфетку, потрогать через нее выложенную из камешков букву назвать её.
Игра «Найди нужную картинку под схему»
Цель: развитие звукового анализа и синтеза.
Оборудование: предметные картинки, звуковые обозначения по Ткаченко.
Ход игры:
Педагог предлагает «прочитать» зашифрованное слово и соединить с нужной картинкой.
Игра «Речевой кубик»
Цель: развитие грамматического строя речи, словаря.
Оборудование: вязанный кубик, картинки со опорными схемами.
Ход игры:
Педагог предлагает бросить кубик и выполнить задание, которое ему выпало: .»Жадина», «Сосчитай до пяти», «Скажи какой, какая, какое?»