Получи документы

Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания

Алла Петрухина
Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания
▼ Скачать + Заказать документы

Предупреждение нарушения письма — одно из приоритетных направлений деятельности учителя-логопеда в условиях дошкольного образовательного учреждения. Как отмечает Т. Г. Визель, уже в дошкольном возрасте по целому ряду признаков можно заранее предвидеть, кому из детей в дальнейшем «угрожает» появление дисграфии.  Важными условиями предупреждения дисграфии являются раннее распознавание и единая система коррекционного воздействия.

Большинство детей, поступающих в первый класс, функционально готовы к выполнению школьных требований и без труда справляются с новым видом деятельности.

Публикация «Профилактика нарушений письменной речи, Игровые упражнения и задания» размещена в разделах

Однако среди первоклассников есть и такие дети, для которых учебная деятельность представляет значительные трудности, хотя умственно они развиты

совершенно нормально. Это явление далеко не случайное. Его причины уходят своими корнями в дошкольный и даже в ранний возраст.

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Важным моментом при подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника.

Развитие внимания, памяти и мелкой моторики – главные составляющие работы по профилактике дисграфии. Помимо развития сенсорных эталонов и развития навыков ориентировки в пространстве, необходимо развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

Для этого дошкольникам 5-6-летнего возраста в игровой форме можно предложить следующие задания :

Сложить картинку из 2-4-6-8 частей;

Выложить фигуры из палочек по образцу и по памяти;

Виды зрительных диктантов (запомнить кол-во и последовательность);

Найти ранее предъявляемые картинки;

Воспроизведение предложенных движений в заданной последовательности;

Работа с клеточной бумагой и точками и т. д…

Задания для детей, знающих буквы: (найти отличие и сходство; составить буквы из элементов из узнаваемого на ощупь материала; конструирование букв; лепка букв из пластилина).

Таким образом, задания позволяют научить «руку слышать глаз». Все эти задания выявляют волевую готовность ребенка к школе, его работоспособность, формируют произвольное внимание при помощи определенных средств.

Игры для профилактики дисграфии.

Игра «Звуковая дорожка»

Цель: закрепление навыка произнесения изолированного твердого и мягкого звука, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки «Марблс» красного, синего и зеленого цветов равное количество игровое поле.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку выложить произвольно дорожку к домику из камешков разных цветов. Затем просит пройти по дорожке и назвать звуки в соответствии с их цветом: накамешек синего цвета произносить закрепляемый «твердый» звук, на камешек зеленого цвета произносить «мягкий» звук, а на камешек красного цвета-гласные звуки.

Игра «Подарки»

Цель: автоматизация звука в словах, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки «Марблс» разных цветов, игровое поле.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку перечислить, что можно подарить на день рождение другу (подруге) на день рождения. Педагог произносит слова с определенным звуком, ребенок повторяет это слово и кладет камешек на игровое поле.

Игра «Слоговые сундучки»

Цель: развитие умений дифференцировать слова, состоящие из 1,2,3 слогов, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки «Марблс» любого цвета, игровое поле.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку поделить слово на слоги и поместить камешек в тот сундучок, цифра на котором соответствует количеству слогов.

Игра «Звоночки»

Цель: закрепление навыка различения твердых и мягких, звонких и глухих согласных.

Оборудование: звоночки 4 цветов, предметные картинки (например, различение с – сь, т – д).

Ход игры:

Педагог предлагает назвать картинку, определить какой звук в этом слове и нажать на нужный звонок (синий – твёрдый согласный, зелёный – мягкий, желтый – звонкий согласный, розовый– глухой).

Игра «Волшебный мешочек»

Цель: закрепление тактильного образа изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: волшебный мешочек, объёмные буквы размера 10 см.

Ход игры:

Педагог предлагает опустить руку в мешочек и на ощупь отгадать какая это буква

Игра «Где спрятался звук?»

Цель: закрепление определения позиции звука в слове (начало, середина, конец).

Оборудование: камешки «Марблс», карточка для определения места звука в слове, предметные картинки.

Ход игры:

Педагог предлагает назвать картинку, определить место заданного звука в слове и поставить нужную по цвету фишку.

Игра «Придумай слово»

Цель: развитие звукового анализа и синтеза, фонематического слуха.

Оборудование: карточки для чтения и письма, маркер.

Ход игры:

Педагог предлагает прочитать начало слова (первую букву или слог, а затем придумать слово из заданного количества букв и дописать маркером недостающую часть.

Игра «Выложи букву»

Цель: закрепление зрительного образа изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки «Марблс» (пуговицы,фасоль, горох) карточки образцы букв, поле разлинованное в клетку.

Ход игры:

Педагог предлагает посмотреть на букву и выложить из камешков такую же на игровом поле.

Игра «Отгадай букву»

Цель: закрепление зрительного образа изучаемой буквы, развитие мелкой моторики рук.

Оборудование: камешки «Марблс», поле разлинованное в клетку, плотная салфетка.

Ход игры:

Педагог предлагает положить руку на салфетку, потрогать через нее выложенную из камешков букву назвать её.

Игра «Найди нужную картинку под схему»

Цель: развитие звукового анализа и синтеза.

Оборудование: предметные картинки, звуковые обозначения по Ткаченко.

Ход игры:

Педагог предлагает «прочитать» зашифрованное слово и соединить с нужной картинкой.

Игра «Речевой кубик»

Цель: развитие грамматического строя речи, словаря.

Оборудование: вязанный кубик, картинки со опорными схемами.

Ход игры:

Педагог предлагает бросить кубик и выполнить задание, которое ему выпало: .»Жадина», «Сосчитай до пяти», «Скажи какой, какая, какое?»

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения для развития речи детейИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры словДидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов Дидактические игровые пособия по коррекции нарушений слоговой структуры слов учитель-логопед МАДОУ детский сад №15 «Солнышко» Ворошилова.

Игровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группеИгровые упражнения для развития лексико-грамматической стороны речи по теме «Зимующие птицы» в старшей группе «Отвечай быстро» Употребление существительного в родительном падеже с предлогом «У»; согласование прилагательного с существительным в роде.

Игровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

Игровые задания для проведения мероприятия в разновозрастной группе «Школа гонщиков»Игровые задания для проведения мероприятия в разновозрастной группе «Школа гонщиков» Хочу предложить вам несколько игровых заданий для проведения мероприятия «Школа гонщиков». Предварительная работа - беседы.

Игровые задания и упражнения со звуком [П] и буквой п Цель:закрепить представления детей о согласной букве и звуке П;учить слушать, пересказывать сказку и рисовать иллюстрацию к сказке;развивать.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть I) часть 2 Рассказ составила Василина Максимова 6 лет. Я расскажу, как я отдыхала прошлым летом на даче. С подружкой и моим братом Данилой.

НОД «Приём «ситуация письменной речи» (часть II) часть 1 Анализ рассказов, составленных детьми. Приём «ситуация письменной речи», была проведена мной в старшей логопедической группе. Дети.

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Упражнения для стоп — профилактика плоскостопия Свод стопы формируется у детей 3–4 лет. Однако относительная слабость мышц и связок сохраняется до 6–7 лет даже у здоровых детей. Поэтому.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания
Опубликовано: 25 декабря 2022 в 09:45
+22Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика нарушений письменной речи. Игровые упражнения и задания» (включая файлы) размещена пользователем Алла Петрухина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД