ирина виноградова
Памятка «Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования»
▼ Скачать + Заказать документы
«Профессионально-личностные качества педагога в условиях
инклюзивного образования» (памятка).
Виноградова Ирина Анатольевна
Воспитатель, МБДОУ детский сад №8 г. Ставрополя
Аннотация
Целью методической разработки является подготовка педагогов к оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья.
Для профессиональной и личностной подготовки педагогов необходимы :
Публикация «Памятка „Профессионально-личностные качества педагога в условиях инклюзивного образования“» размещена в разделах
• представление и понимание, что такое инклюзивное образование, в чем его отличие от традиционных форм образования;
• знание психологических закономерностей и особенностей возрастного и личностного развития детей в условиях инклюзивной образовательной среды;
• знание методов психологического и дидактического проектирования учебного процесса для совместного обучения детей с нарушенным и нормальным развитием;
• умение реализовать различные способы педагогического взаимодействия между всеми субъектами образовательной среды (с детьми по отдельности и в группе, с родителями, коллегами, специалистами, руководством).
Инклюзивное образование.
Это образование, которое каждому предоставляет возможность быть вовлеченным в общий процесс обучения и воспитания, несмотря на имеющиеся интеллектуальные, физические, эмоциональные, социальные или другие особенности.
Проблема внедрения инклюзивного образования в учебные заведения России является актуальной для многих российских исследователей. Инклюзивное образование является одной из составляющих общего образования. Это новая область педагогического знания, которая привлекает внимание не только специалистов, но и широких слоев общественности. Таким образом, образование для всех и для каждого является одним из актуальных вызовов современности. Государство гарантирует любому ребенку право на получение бесплатного общего образования. Педагогическая интеграция предполагает совместную жизнь детей, которые имеют отклонения в развитии и их нормально развивающихся сверстников в образовательном учреждении.
Педагог, готовящийся работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен принять следующую систему профессионально-ценностных ориентаций :
- признание ценности личности ребенка независимо от степени тяжести его нарушения;
- направленность на развитие личности ребенка с нарушением в развитии в целом, а не только на получение образовательного результата;
- осознание своей ответственности как носителя культуры и ее транслятора для людей с нарушениями в развитии;
- понимание творческой сущности педагогической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья, требующей больших духовных и энергетических затрат и другое.
Важная составляющая профессионально-личностной готовности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья - готовность к оказанию помощи.
Готовность к оказанию помощи – это интегральное личностное качество, включающее: милосердие, эмпатию, толерантность, педагогический оптимизм, высокий уровень самоконтроля и саморегуляции, доброжелательность, умение наблюдать, способность суммировать наблюдения и использовать увеличившийся объем информации о ребенке для оптимизации педагогической работы; перцептивные умения; креативность, творческий подход к решению проблем, задач педагогической работы и другое. Педагог должен осознавать значимость этих качеств и стремиться их развивать.
Педагог, работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, должен обладать высоким уровнем регуляции своей деятельности, контролировать себя в стрессовых ситуациях, быстро и уверенно реагировать на изменение обстоятельств и принимать решения. Ему необходимо иметь в своем арсенале умения, позволяющие справляться с негативными эмоциями, навыки релаксации, умение владеть собой, способность адаптироваться в трудных, неожиданных ситуациях. Самообладание педагога, его уравновешенность, эмоциональная устойчивость позволяют предупредить конфликтные ситуации в отношениях между детьми, между детьми и педагогом, что имеет особую значимость для правильной организации учебно-воспитательного процесса, в котором важное место отводится созданию охранительного режима, щадящего нервную систему ребенка с ограниченными возможностями здоровья и оберегающего его от излишнего перевозбуждения и утомления.
Таким образом, профессионально личностная готовность педагога к работе с детьм ограниченными возможностями здоровья предполагает сформированность целого комплекса качеств, которые основываются на личностных ресурсах.
Педагог должен знать и интуитивно чувствовать, как и с кем общаться в системах:
- педагог в условиях инклюзивного образования и ребенок;
- педагог в условиях инклюзивного образования и родители (либо микро социальное окружение);
- педагог в условиях инклюзивного образования и врач (напр. невролог);
- педагог-учитель в условиях инклюзивного образования и воспитатель;
- педагог в условиях инклюзивного образования и педагог в условиях инклюзивного образования;
- педагог в условиях инклюзивного образования - врач - ребенок - родители.
Для завершенности образа современного педагога необходимо учитывать, помимо всего ранее перечисленного культуру внешности.
Он должен быть примером для подражания. Но не в стиле одежды, конечно, а в умении чисто, аккуратно и удобно одеваться. Одежда должна быть не «кричащей», не слишком ярких цветов, тоже касается косметики. Весь облик педагога не должен отвлекать детей от процесса обучения.
Что касается непосредственно речи педагога, то она должна соответствовать моменту. Если это чтение, рассказ, то может быть яркой, эмоционально, способной вызвать отклик в душе ребенка, заинтересовать его. Если это объяснение, речь должна быть спокойной, неторопливой внушающей. Общее для всех моментов правило - это грамматическая и лексическая грамотность речи, недопустимость «сюсюкания» иначе правильные языковые навыки не сформируются. Также необходимо учитывать и отклонение ребенка, и в соответствии с этим корригировать свою речь. Во время общения педагог должен проявлять максимум такта и терпения, совершенно недопустимо проявление грубости, недоброжелательности. Общение должно быть предельно вежливым, настроение в речи оптимистическим.
Всегда помните древнюю заповедь: «Помни что говорить, кому говорить, и как тебя поймут».
Внутренние убеждения педагога-профессионала можно представить следующим образом :
«Я знаю, зачем и что делаю; вижу пути достижения своих целей; чётко знаю границы, в том числе этические, своих действий. Я знаю, что умею решать стоящие передо мной задачи хорошо, красиво, изящно и мне это нравится. Я – профессионал».
Литература:
1. Портал психологических изданий PsyJournals.ru —https://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44248_full.shtml [О подготовке педагогов к работе в условиях инклюзивного образования - Инклюзивное образование : методология, практика, технологии.
2. Мерлин В. С. «Основы психологии личности», Пермь, 1977 г.
3. Сабельникова С. И. Развитие инклюзивного образования /С. И. Сабельникова //Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 42-54.