Алена Вуковчан
Проектная деятельность воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Вуковчан Е. С.
Метод проектов дает такую возможность, в основу которого заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определенной практической проблемой (темой).
Особенность проектной деятельности в дошкольной системе образования заключается в том, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором участвуют дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи, где взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение.
Публикация «Проектная деятельность воспитателя в работе по ознакомлению детей с художественной литературой» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Для детей большое значение имеет чтение книг. Но дошкольники – слушатели, а не читатели. С художественным произведением их знакомит взрослый, именно перед ним стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ донести до детей как произведение искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев.
Главное – пробудить интерес к чтению произведений художественной литературы у детей и родителей, через организацию игровой, коммуникативной, продуктивной деятельности, экскурсии, путешествия, оснащение предметно-развивающей среды.
Цель: совершенствовать профессиональный уровень педагогов в работе по ознакомлению детей с художественной литературой.
Задачи: Повышать уровень теоретических знаний педагогов;
Расширять представления педагогов об особенностях словесного искусства, его значении в развитии и воспитании личности;
Углублять и конкретизировать знания воспитателей о методике работы с детской книгой;
Способствовать росту профессионального мастерства воспитателей через изучение современных методов и приемов при работе с художественной литературой.
Таким образом, повышение профессиональной компетенции педагогов, основанное на активизации их познавательной деятельности, способствует проявлению у них самостоятельности, подталкивает к творческому поиску, развивает способность анализировать, принимать решения в различных проблемных ситуациях. А проектирование является одним из средств социального и интеллектуального творческого саморазвития всех субъектов образования (и детей и взрослых).
В процессе проектной деятельности к формировании ключевых компетенций дошкольников по ознакомлению с художественной литературой и воспитатели, и дети нашего детского сада почувствовали радость созидания, увлеченность, плодотворность коллективных усилий.
2. Методика работы с художественной литературой в детском саду.
2.1. Методика художественного чтения и рассказывания.
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, т. к., расширяя знание ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение точно чувствовать форму и ритм родного языка.
Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни.
М. М. Конина выделяет несколько типов занятий:
Чтение и рассказывание одного произведения.
Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.
Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства:
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.
б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.
Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).
б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).
в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.
г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
Чтение как часть занятия по развитию речи.
а) Оно может быть логически связано с содержанием занятия (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).
б) Чтение может быть самостоятельной частью занятия (повторное чтение стихов, закрепление материала).
Кратко остановимся на методах ознакомления с художественной литературой.
Основными методами являются следующие:
Чтение воспитателя по книге или наизусть. Это дословная передача текста. Читающий, сохраняя язык автора, передает все оттенки мысли писателя, воздействует на ум и чувства слушателей.
Рассказывание воспитателя. Это относительно свободная передача текста (возможны перестановка слов, замена их, толкование). Рассказывание дает большие возможности для привлечения внимания детей.
Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественным произведением.
Заучивание наизусть. Выбор способа передачи произведения (чтение или рассказывание) зависит от жанра и возраста слушателя.
Традиционно в методике развития речи принято выделять две формы работыс книгой в детском саду: чтение и рассказывание.
Вводная беседа. Краткая вводная беседа подготавливает детей к восприятию произведения. В такую беседу могут быть включены: краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать интерес у них можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение, имя автора.
2.2. Ознакомление с художественной книгой на разных возрастных этапах.
Младший дошкольный возраст.
У детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна. Она обогащается запомнившимися детьми словами и выражениями.
Средний дошкольный возраст.
В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.
Старший дошкольный возраст.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
2.3. Использование художественной литературы вне занятий.
Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными дидактическими играми вне занятий.
Ведущей формой обучения являются коллективные (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом. Список литературы рекомендуется программой, а формы деятельности, в которую включается художественное слово более разнообразное, чем на занятиях.
При использовании литературныхпроизведений вне занятий решаются следующие задачи:
Выполнение программы по ознакомлению с художественной литературой, воспитание положительного эстетического отношения к произведению, умение чувствовать образный язык стихов, сказок, рассказов в воспитании художественного вкуса.
Всестороннее воспитание и развитие ребенка с помощью произведений литературы и народного творчества.
Чтение вне занятий дает возможность повторной встречи с книгой. Планируя чтение художественной литературы, следует учитывать повторность или первичность подачи материала. Повторное чтение дается помимо занятий.
Заключение.
Таким образом, для того чтобы работа с художественной литературой была эффективна необходимо соблюдать следующие методические рекомендации.
На каждом занятии по ознакомлению с художественной литературой, ставятся задачи формирования эмоционально — образного восприятия произведений разных жанров (сказки, рассказы, стихотворения, малых фольклорных форм, развитие чуткости к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве).
Ознакомление с каждым жанром так же решает конкретные цели, связанные с тематикой произведения — они формируются для каждого занятия отдельно. После чтения литературного произведения проводится беседа и выполняются разнообразные творческие задания.
Цель беседы — уточнить понимание содержания произведения, его идеи, осознание средств художественной выразительности. Эта беседа помогает взрослому донести до ребенка эстетическую сущность прочитанного. Ребенок, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинает задумываться над их прямым и переносным значением.
В младшей и средней группах проводится моделирование эпизодов сказки — так дети легче могут усвоить ее образное содержание.
Старшие дошкольники, рисуя сразу после чтения, стремятся передать возникший в их воображении образ в своем рисунке.
Во время беседы с детьми проводятся творческие задания. Это выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор определений (эпитетов, сравнений, синонимов и антонимов к заданному слову, подбор рифмы к ритмическим строчкам, произнесение их в разном темпе, с изменением силы голоса и интонационной выразительности).
Хорошо, если рисунки и сочинения детей собраны в альбом детского творчества. Это может быть книжка-малышка отдельного ребенка.
В конце учебного года можно организовать выставку детского творчества, провести совместную конференцию воспитателей и родителей.
Традиционно литература используется в целях умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей с литературными произведениями вызывает у них интерес и любовь к родному языку, его богатству и красоте. Воспитательное значение литературы заключается в том, что в произведениях даются образцы положительного и отрицательного поведения с точки зрения нравственно – этических норм.