Ольга Писковская
Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
20 мая мне представилась возможность побывать слушателем на окружном постоянно действующем мастер-классе для педагогов СПДС Центрального округа «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников».
Участники: воспитатели СПДС Центрального округа.
Публикация «Проектная деятельность в патриотическом воспитании дошкольников» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
1 мастер-класс на тему «Формирование у детей представлений о родном крае через патриотическое воспитание в условиях введения ФГОС ДО».
Актуальность проекта.
Понятие родной край, родной дом, сад, город – от совсем близкого к далёкому. Молодое поколение утрачивает эту взаимосвязь. И разобраться им в этом, поможем мы, взрослые. Перед нами встала задача, какие задачи поставить, что преподавать детям. Работа по патриотическому воспитанию велась не только с детьми, но и со взрослыми, через ознакомление с родным краем. Нами были разработаны методы и приёмы проектной деятельности.
Была поставлена задача - вести совместную работу с социумом; экскурсии в библиотеку.
13 января совместно с родителями отмечался праздник – День рождения Самарской области.
Всё это было отражено в продуктивной деятельности ; в зарисовках.
Также были разработаны дидактические игры: «Символика нашей страны».
Детям была предоставлена возможность реализовать свои замыслы в изобразительной деятельности на тему: «Придумай герб группы».
Также было проведено родительское собрание на тему: «Герб семьи».
Каждая семья отобразила в гербе то, чем любят заниматься в семье. Потом рассказали всем о гербе своей семьи.
Были приглашены помощники. Которые изготавливали гербы своей группы из цветных наклеек. Наклейки обозначали: палитра – любят рисовать;
скрипка – любят музыку; книга – любят читать и слушать сказки и т. д.
Второй мастер- класс на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников через проект «Москва Златоглавая»».
Проект был проведён в честь 70 – летия Великой Победы.
Были сделаны картинки достопримечательных мест по Москве: царь-пушка, царь-колокол, знаменитые дворцы. У детей возник вопрос – откуда произошла Москва? Произведя историческое исследование, мы выяснили, что на месте Москвы ничего не было, кроме Москвы реки.
Интеграция образовательных областей.
1 Социально-коммуникативное развитие.
2 Познавательное развитие.
3 Речевое развитие.
4 Физическое развитие.
Цель проекта.
Развивать познавательные способности детей в процессе специально смоделированной проблемной ситуации.
Формы и методы организации совместной деятельности.
- русская народная игра «Колокольчик»;
- игра со счётными палочками «Башня Кремля»;
- составление описательных рассказов;
- словесная игра «Хочу стать президентом»;
- подбор пословиц о Москве;
-ситуативный разговор, беседа, наблюдения;
-использование ИКТ;
- рассматривание альбомов, журналов о России;
-чтение художественной литературы.
- изготовление макетов «Кремлёвский дворец», «Спасская башня».
-оформление стенда «Символы России», «Москва- Златоглавая».
- оформление картин нетрадиционной техникой.
- сюжетно-ролевая игра: «Экскурсия по Москве» (экскурсоводы дети).
- сюжетно-ролевая игра «Путеводитель-кроссворд».
Роль родителей в реализации проекта.
- изготовление макетов;
- совместное составление родителями и детьми генеалогического древа;
- презентация проекта.
3 мастер- класс на тему: «Проект «Золотая хохлома» в патриотическом воспитании дошкольников».
Проект средне -срочный 2 недели.
Актуальность проекта.
Недостаточный уровень сформированных представлений у детей старшего дошкольного возраста о народно-прикладном искусстве.
Воспитанники недостаточно знакомы с различными элементами хохломской росписи. У детей слабо развит познавательный интерес к истории, видам народного декоративно-прикладного искусства, хохломской росписи. Недостаточно оснащена предметно-развивающая среда.
Работником по физической культуре проводились подвижные игры
«Горелки», «Ловишки».
С музыкальным работником дети исполняли частушки по определённой тематике, были проведены хороводные игры «Ручеёк», «Хоровод».
Также эта тематика прослеживалась в театрализованных представлениях, чтении стихов, в описательных рассказах.
Были организованы выставки на тему «Мини-музей», «Золотая хохлома».
Разработаны новые дидактические игры «Угадай по силуэту»,
«Четвёртый лишний», «Подбери узор».
Дидактическая игра «Подбери узор» (на готовые картинки выкладываются отдельные элементы, всё вместе создающие целую картинку с хохломской росписью.
4 Мастер-класс на тему: «Презентация проекта «Герои Отечества».
Проект средне- срочный длился 3 недели.
Цель: познакомить с героями Древней Руси, а также с героями мирного времени. Знакомство с богатырями Древней Руси.
Работа с социумом: привлечь родителей к пошиву костюмов богатырей.
Итог: Д/и «Колесо истории».
Игра типа рулетки; колесо крутится по кругу, где расположены портреты воинских знаменитостей.
Первым выбранным портретом стал А. Суворов. Ведущая берёт портрет, показывает детям и зачитывает рассказ, расположенный на обратной стороне портрета.
Из рассказа мы узнаём, что имя Суворову было дано в честь Александра Невского. А ещё то, что существует орден Суворова 4 степени- которым удостаиваются герои.
А вот следующим портретом стали 3 богатыря. Дети слушают рассказ педагога.
Сделующим героем оказался Маршал Жуков.
Рассказ о том, что он служил Родине всю свою жизнь. В 1945 году принимал парад Победы на Красной площади. В г. Тольятти есть улица с его именем.
Дальше могут быть портреты; Ю. А, Гагарина, Александра Невского, Кутузова и т. д.
5 Мастер-класс на тему: «Воспитание любви к родному краю- основа гражданственности и патриотизма у дошкольников».
Проект долгосрочный длился 2 года.
Дошкольный возраст- это пора интенсивного становления личности ребёнка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношение к окружающему миру, начинает формироваться чувство патриотизма- любовь и привязанность к Родине. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей семье, своему городу, родному краю. Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам формирования личности и их становлению, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективно осуществлять воспитание патриотизма, гражданственности дошкольников.
Условия воспитания гражданственности, патриотизма, любви к родному краю;
Фольклорная студия «Сударушка».
Уголок «Моя страна Россия».
Информационный стенд.
Методическая литература.
Уголок «У плетня».
Театральная студия «Сказка».
Уголок народных мастеров.
Интерактивное оборудование.
Музыкальный зал.
Взаимосвязь с социумом:
Праздник «Яблочный спас не пройдёт мимо нас».
Тематический день в ДК «День Матери».
Фестиваль в ДК «Венок друэбы».
Праздник двора.
Семья и семейные традиции.
Тренинг «Дружная семья».
Семейная гостиная «мамины ладошки».
Родительское собрание «В кругу семьи».
Развлечение «Наши папы».
Семейный праздник «Семейные таланты».
Семейный праздник «Мы вместе».
Итоговое мероприятие проектной деятельности:
6 Мастер-класс на тему: «Проект со старшими дошкольниками
«Мой родной город- Жигулёвск»».
Актуальность проекта.
Недостаточные знания у близких для ребёнка, о городе и его природных особенностях расположения.
- Отсутствие интереса у детей к истории своего города.
- Несформированность знаний о природных богатствах города.
- У детей недостаточно знаний о родном городе.
Задачи.
ОО «Познание» закрепить знания детей о работе экскурсовода, манере поведения, умение рассказывать.
ОО «Коммуникация» формировать умение составлять описательный рассказ по фотографиям; просто и понятно излагать свои мысли, соблюдая интонационную выразительтность речи.
ОО «Чтение х/л» похнакомить детей со стихами о городе Жигулёвске, закрепить умение выразительного чтения стихотворений.
ОО «Физическая культура» воспитывать потребность в правильном выполнении движений во время физкультурной минутки. Развивать умения оценивать их простоту и выразительность, получать удовольствие и радость от двигательной активности.
ОО «Музыка» развивать образное восприятие музыки, пополнять музыкальный багаж песнями о родном городе.
ОО «Художественное творчество» формировать умение создавать изображение человека, упражнять в вырезывании и наклеивании частей лица.
Была проведена НОД на тему: «Экскурсия по прошлому и настоящему города Жигулёвска».
Очень заинтересовал сюжет НОД - появление вируса – глаза, который всё стирал и портил. Вот например испортил карту Самарской области.
Была проведена виртуальная экскурсия –энциклопедия. Вирус-глаз испортил много фотографий и добрался до герба города Жигулёвска.
С детьми (а в данном случае с ассистентами была проведена Д/и «Собери герб» (разрезные картинки).
Дети были ознакомлены в ходе проекта с традициями города. Потом знания закреплялись в с/р игре «Экскурсоводы»; в роли экскурсоводов были дети.
Цель: закрепить знания о традициях, где и как празднуются праздники; формировать у детей умение составлять полные описательные рассказы о праздниках.
Продолжение следует.
Спасибо за внимание!