Ирина Абушова
Проект «Развитие представлений о социокультурных ценностях народов Крайнего севера саами»
▼ Скачать
Стендовый доклад «Развитие представлений о социокультурных ценностях народов Крайнего севера в рамках реализации проекта «Саамы жители Кольской земли»
Составитель: воспитатель I квалификационной категории МАДОУ ЦРР № 78 Ирина Борисовна Абушова
Проблема: дети не имеют представления о социокультурных ценностях народов Крайнего севера саами.
Публикация «Проект „Развитие представлений о социокультурных ценностях народов Крайнего севера саами“» размещена в разделах
- Народы севера
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Актуальность: Одним из главных принципов дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДОО это приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к Отечеству способствует успешной социализации личности, формированию устойчивой связи поколений и ответственного отношения к малой Родине. Северный край – благодатный регион для развития представлений о социокультурных ценностях посредством познания саамских традиций и культуры, многовекового опыта мужественного, сильного, трудолюбивого и творческого народа.
Сроки проекта: 1 месяц
Тип проекта: познавательно-исследовательский;
Социальные партнеры и участники проекта: Детская Юношеская библиотека; Краеведческий музей; Мурманский педагогический колледж; Библиотека – музей имени Н. Блинова.
Цель: знакомство детей с особенностями жизни коренных жителей Кольского полуострова – саамов как неотъемлемой части
духовной культуры России.
Задачи:
• Повысить интерес к саамам, как к коренным жителям Кольской земли через знакомство с историей культуры, традициями, обычаями, этнографическим прошлым;
• Сформировать представление о саамах, как о первых жителях Кольской земли, их основных видах деятельности, быте, языке, национальных символах;
• Познакомить с природой заполярного края, животным и растительным миром Кольской земли;
• Развивать внимательность, наблюдательность, познавательный интерес, художественно-творческие способности;
• Воспитывать положительное отношение к своей культуре.
Ожидаемые результаты:
• Дети должны знать историю культуры и быта саамов;
• Особенности саамского костюма и языка;
• Уметь делать зарисовки с образцов народного декоративно-прикладного искусства саамов;
• Овладеть основами саамской аппликации;
• Рукописная книга «Волшебный налэть» Цель: способствовать воспитанию потребности самовыражения через творческую деятельность, развитие творческих способностей, повышение интереса к саамскому художественному слову.
• Музей «Наш сильный маленький народ» Цель: создание развивающей среды в группе, активизация познавательных интересов, приобретение опыта личного соприкосновения с реальностью истории и саамской культуры через предметный мир, воспитания положительных черт личности, общей культуры. Используя экспозицию музея, привлечь внимание детей и их родителей к социокультурным ценностям саамского народа.
Работа по проекту:
• Рассматривание картин и иллюстраций по теме Цель:: развитие познавательного интереса;
• Чтение художественной литературы «Почитаем перед сном» - слушание саамских сказок из цикла «Семилетний стрелок из лука». Цель: знакомство с саамским художественным словом;
• Экскурсия в ГУК МОДЮБ в отдел краеведения с целью знакомства с природой Кольской земли, животным и растительным миром заполярного края, особенностями саамской культуры и быта;
• НОД по познавательному развитию на тему: «Саамы – жители Крайнего Севера». Программное содержание: познакомить детей с саамами, видами их деятельности, бытом. Формирование словаря: саамы, тундра, оленеводство, рыболовство, собирательство, вежа, тупа, кувакса, кережа;
• Познавательная беседа с использованием ИКТ «Одежда и обувь саамов». рограммное содержание: сформировать представление о зимних и летних видах одежды и обуви саамов; формирование словаря: малица, каньги, печок, перевязка, шамшура;
• НОД «Житель Севера - олень» Программное содержание: расширить и уточнить знания детей о главном животном северного края – олене; активизация словаря: малица, каньги, ягель, мягкий, пушистый, густой, ветвистые;
• Познавательная беседа с использованием ИКТ «Декоративно-прикладное искусство саамов». Программное содержание: усвоить специфические особенности саамского ДПИ, развивать чувства эстетики и красоты, воспитывать интерес и любовь к искусству родного края;
• Экскурсия в областной краеведческий музей с целью ознакомления с экспозицией «История, быт и искусство саамов»;