Приложение МААМ

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

галина ракитянская
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности, тем более что, в настоящее время в образовательную деятельность детских садов плотно вошел метод проектов.

Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

По сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, в проектной деятельности можно выделить следующие особенности:

• групповое взаимодействие;

• приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

• самостоятельность, инициативность детей.

Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятиях, вне занятий, в реальной жизни).

Например, ребенок видит, что во время рисования кисточки пачкают стол. Если он увидит эту ситуацию как проблемную, то может прийти к выводу, что нужно сделать что-то такое, куда можно положить, или поставить кисточки, чтобы они не пачкали все вокруг.

Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.

В ходе продуктивной деятельности взрослый предполагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения, то есть он должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.

Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить, если это необходимо. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

Итак, проектная деятельность – это и задание для детей, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия ребенка со взрослыми, детей между собой.

Перспективность метода проектов в детском саду заключается в том, что он дает возможность развитию познавательной активности, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и многое другое.

Проектной деятельности необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.

Метод проектов я использую в своей практике не первый год. Первый год эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашей группы.

Примером этому могут служить следующие проекты :

• творческий проект «Кормушка для птиц»;

• экологический проект «Лес наше богатство»;

• исследовательский проект «Почему собаки кусают?»

• информационно – творческий «Путешествие в страну Экономику»

Исследовательский проект носит индивидуальный характер.

Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, из чего можно сделать кормушку, обсуждаться все группой. Далее - внимательное наблюдение за обсуждением детей. Затем, экспериментирование с разными материалами для кормушек, предложенными детьми. Следующий этап – подключение родителей, изготовление кормушек с родителями. Далее, практическое применение изделий, наблюдение. И последний этап – это вывод.

Результаты исследовательского проекта можно заносить в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Опираясь на альбом, ребенок легко запомнит ход выполнения проекта и постепенно освоит алгоритм поиска ответа на любой вопрос.

Первая страница альбома посвящается формулировке основного вопроса исследования.

На следующих страницах размещаются ответы сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и с помощью взрослого зафиксировать полученные ответы. В конце ребенок должен выдвинуть свою версию ответа и записать ее (зарисовать, не исключая помощь взрослых.

Затем ребенок выбирает наиболее правильный, с его точки зрения, ответ. При этом он должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.

Следующая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. На этой странице ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался, и обосновать преимущества выбранного способа (обращение к взрослому, к сверстнику, к книге, просмотр телепередачи и т. п.)

Любой проект заканчивается итоговым мероприятием. По данному проекту мы сочинили рассказ «Почему собака бывает кусачей». Поставили мини – спектакль и показали его детям других групп.

Надо всегда помнить, что каждый ребё нок имеет право:

– не участвовать ни в одном из проектов;

– участвовать одновременно в разных проектах, в разных ролях;

– выйти в любой момент из любого проекта;

– в любой момент начать свой, новый проект.

Исследовательские проекты могут помочь ребенку справиться со сложными ситуациями, которые встречаются в его жизни.

Творческие проекты в случае их постоянной реализации в ходе работы с детьми, начиная примерно с 5 лет, со временем становятся устойчивой деятельностью, к которой прибегают дошкольники в различных ситуациях.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольниковОпытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольников » из опыта работы Тема моего педагогического опыта «Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности.

Проектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возрастаПроектная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста Хочу поделиться опытом работы над экологическим проектом "Косточка",показать связь проектной деятельности с речевым развитием дошкольника. Потому.

Технология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возрастаТехнология коллекционирования как средство развития речевой активности у детей дошкольного возраста .

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУФитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ Фитбол - гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ. Фитбол -гимнастика.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Изобразительная деятельность, как средство развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста Наиболее эффективное средство для развития представлений о временах года у детей старшего дошкольного возраста – изобразительная деятельность,.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство речевого развития детей дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 комбинированного вида г. Вяземского Вяземского муниципального.

Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста»Проектная работа «Футбол как средство развития навыков коллективного поведения у детей старшего дошкольного возраста» лементы спортивных игр имеют огромную ценность для педагогического процесса в ДОУ. Спортивные игры являются настоящими помощниками в развитии.

Экспериментирование как средство развития познавательной активностиЭкспериментирование как средство развития познавательной активности Экспериментирование как средство развития познавательной активности Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем её многообразии:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2021 в 20:09
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем галина ракитянская (УИ 776860) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД