галина ракитянская
Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Девизом проектной деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г. Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».
Воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности, тем более что, в настоящее время в образовательную деятельность детских садов плотно вошел метод проектов.
Публикация «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
По сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, в проектной деятельности можно выделить следующие особенности:
• групповое взаимодействие;
• приобретение детьми опыта познавательной деятельности;
• самостоятельность, инициативность детей.
Чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т. е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на занятиях, вне занятий, в реальной жизни).
Например, ребенок видит, что во время рисования кисточки пачкают стол. Если он увидит эту ситуацию как проблемную, то может прийти к выводу, что нужно сделать что-то такое, куда можно положить, или поставить кисточки, чтобы они не пачкали все вокруг.
Проектная деятельность, в отличие от продуктивной, предполагает движение ребенка в пространстве возможного.
В ходе продуктивной деятельности взрослый предполагает образец и задает алгоритм действий ребенка. В процессе проектной деятельности ребенок оказывается перед проблемой, требующей решения. Для этого он исследует различные варианты решения и выбирает наиболее оптимальный. Педагог должен организовать проблемную ситуацию, но не должен предлагать свои варианты решения, то есть он должен уйти от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу.
Проектная деятельность опирается на субъектность ребенка, то есть на выражение его инициативы, проявление самостоятельной активности.
В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному. Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить, если это необходимо. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.
Итак, проектная деятельность – это и задание для детей, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия ребенка со взрослыми, детей между собой.
Перспективность метода проектов в детском саду заключается в том, что он дает возможность развитию познавательной активности, которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование познавательных действий, становление сознания, развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира и многое другое.
Проектной деятельности необходима соответствующая организация предметно-развивающего пространства группы. В группе помещают книги, различные предметы, энциклопедии доступные для понимания. Возможен выход детей в библиотеки, музеи или другие учреждения, если это необходимо для реализации проекта.
Метод проектов я использую в своей практике не первый год. Первый год эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни нашей группы.
Примером этому могут служить следующие проекты :
• творческий проект «Кормушка для птиц»;
• экологический проект «Лес наше богатство»;
• исследовательский проект «Почему собаки кусают?»
• информационно – творческий «Путешествие в страну Экономику»
Исследовательский проект носит индивидуальный характер.
Педагог создает одну и ту же проблемную ситуацию для всех детей, и в итоге формулируется общий исследовательский вопрос. Так, вопрос о том, из чего можно сделать кормушку, обсуждаться все группой. Далее - внимательное наблюдение за обсуждением детей. Затем, экспериментирование с разными материалами для кормушек, предложенными детьми. Следующий этап – подключение родителей, изготовление кормушек с родителями. Далее, практическое применение изделий, наблюдение. И последний этап – это вывод.
Результаты исследовательского проекта можно заносить в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования. Опираясь на альбом, ребенок легко запомнит ход выполнения проекта и постепенно освоит алгоритм поиска ответа на любой вопрос.
Первая страница альбома посвящается формулировке основного вопроса исследования.
На следующих страницах размещаются ответы сверстников, родителей и знакомых. Ребенок должен самостоятельно провести опрос и с помощью взрослого зафиксировать полученные ответы. В конце ребенок должен выдвинуть свою версию ответа и записать ее (зарисовать, не исключая помощь взрослых.
Затем ребенок выбирает наиболее правильный, с его точки зрения, ответ. При этом он должен не только выбрать и зафиксировать ответ, но и объяснить свой выбор.
Следующая страница посвящается возможным способам проверки предложенного ребенком ответа. На этой странице ребенок должен нарисовать тот способ получения информации, которым он воспользовался, и обосновать преимущества выбранного способа (обращение к взрослому, к сверстнику, к книге, просмотр телепередачи и т. п.)
Любой проект заканчивается итоговым мероприятием. По данному проекту мы сочинили рассказ «Почему собака бывает кусачей». Поставили мини – спектакль и показали его детям других групп.
Надо всегда помнить, что каждый ребё нок имеет право:
– не участвовать ни в одном из проектов;
– участвовать одновременно в разных проектах, в разных ролях;
– выйти в любой момент из любого проекта;
– в любой момент начать свой, новый проект.
Исследовательские проекты могут помочь ребенку справиться со сложными ситуациями, которые встречаются в его жизни.
Творческие проекты в случае их постоянной реализации в ходе работы с детьми, начиная примерно с 5 лет, со временем становятся устойчивой деятельностью, к которой прибегают дошкольники в различных ситуациях.