Елена Свалова
Проектная деятельность как активная форма взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектная деятельность как активная форма взаимодействия с родителями»
В связи с переходом дошкольных учреждений на ФГОС ДО, возникли определенные изменения в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста. В соответствии с Федеральным образовательным стандартом существует три субъекта образовательного процесса: ребенок, воспитатель и родитель. В пункте 1.4. ФГОС ДО, к основным принципам дошкольного образования относится взаимодействие Организации с семьей, к тому же, одна из главных задач ФГОС ДО является «обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей».
Публикация «Проектная деятельность как активная форма взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Большинство современных родителей – люди грамотные, читающие научно – популярную и публицистическую литературу по вопросам воспитания и развития детей. И, тем не менее, трудностей в воспитании совсем не убавляется! Даже имея довольно обширный запас теоретических знаний, родители не всегда могут применить их грамотно. В медицине есть принцип «Не навреди!», в педагогике он тоже действует!
Именно по этому сегодня актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду, а не простом обмене информацией между родителями и педагогами. Сотрудничество детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, так как они воспитывают одних и тех же детей.
Мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями. Как сложно бывает достучаться до пап и мам! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять, чувствовать. Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками воспитательного процесса? Вот сколько вопросов мы поставили перед собой, прежде чем составлять план работы с родителями на 2 года. На этом этапе пришло понимание, что нам может успешно помочь метод проектов. Мы решили, что именно этот метод успешно включит родителей в жизнь их детей в детском саду.
Родители, как и дети все разные. Мы разделили родителей на три группы :
Родители – лидеры, которые с большим удовольствием и умением участвуют в воспитательно – образовательном процессе, видят большую ценность любой работы дошкольного учреждения.
Родители – исполнители. Не проявляют себя в предложениях мероприятий, но принимают участие, опять же при условии значимой мотивации (грамоты в портфолио ребенка).
Родители – критические наблюдатели, те, кто скептически относятся ко всем мероприятиям детского сада, и просто наблюдают, что происходит. К нашему удовлетворению, таких единицы.
Для любого педагога важен вопрос: что же делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь мы выбирали наиболее активных родителей, способных подать пример, и опирались на них. После того, как ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей.
Мы составили план работы на 2 года, в котором большую часть посвятили проектам, как педагогическим, так и детско – родительским. В начале нашей деятельности распределили основные темы проектов, согласно своим темам самообразования. Получились направления: театральная, экологическая и патриотическая деятельность.
В начале года был создан «Родительский клуб» - «Мы играем сказку». Этот клуб реализовывал долгосрочный педагогический проект (2года, «Театр, дети, родители». Были реализованы такие проекты :
«Истоки», «Перелетные птицы», «Семья – это мой фундамент», «Огород на окне», «Черемушки – моя малая Родина», «Осенние дары», «Я помню, я горжусь!» - краткосрочные проекты. В них реализовывались различные виды деятельности : познавательная, речевая, художественно – эстетическая, игровая.
«Один год до школы», «Учимся мыслить критически», «Театр, дети, родители» - долгосрочные. Эти проекты помогли нам обеспечить условия для эмоционального, нравственного и творческого развития детей.
Благодаря сотрудничеству и сотворчеству воспитателей, детей и родителей удалось достичь намеченных целей. Дети получили недостающие знания, научились планировать этапы своих действий в соответствии с задачами, а работа в творческих группах помогла в развитии коммуникативных навыков детей, начал совершенствоваться стиль партнерских отношений.
Таким образом, хотелось подчеркнуть, что, реализуя «метод проектов» в воспитательно – образовательной работе детского сада, можно достигнуть больших успехов в налаживании контактов с родителями воспитанников. Взаимопонимание и сотрудничество –основные приоритеты нашей работы! Для нас главным является искренняя заинтересованность нашей деятельностью. Мы стараемся видеть, слышать и даже почувствовать, что интересно детям, куда они хотят «отправиться», какие новые открытия совершить, а также стремление «заразить» интересами детей и их родителей.
Литература:
1. Бурнашова Е. В. Оптимизация взаимодействия всех участников образовательного процесса.
2. Кисленко О. В. Эффективные формы привлечения родителей к деятельности дошкольного учреждения.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М. : УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
4. Огородник С. И., Нестерова Е. В. Использование инновационных форм взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС ДО // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — №3. — С. 34-36.