МААМ-картинки

Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога

Галина Шкицкая
Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Цель данного семинара-практикума - организация повышения квалификации педагогов МБОУ ДО Дома детского творчества посредством создания условий для сознательного управления педагогом своим развитием.

Задачи:

1. создать условия для осознания педагогами необходимости и значимости индивидуального образовательного маршрута как одного из способов самоопределения, самореализации и проверки правильности выбора содержания, формы, режима и уровня образования;

Публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога» размещена в разделах

2. осуществить целенаправленную деятельность по формированию у педагогов устойчивого интереса к процессу проектирования собственного образовательного маршрута.

3. сформировать четкое представление об индивидуальном образовательном маршруте (ИОМ) педагога в системе дополнительного образования;

4. включить педагогов в деятельность по созданию индивидуального образовательного маршрута (ИОМ).

1. Организационный момент

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара-практикума «Проектирование индивидуального образовательного маршрута педагога». Мне хотелось бы начать со слов известного педагога Адольфа Дистервега «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является сам учитель. Он – олицетворенный метод обучения, само воплощение принципа воспитания».

- И для того, чтобы осуществить этот образ, педагог должен, конечно, над собой работать. И мы поговорим сегодня об индивидуальном образовательном маршруте педагога.

2. Теоретическая часть

- Итак, в какие нормативные или организационно-методические документы предписывают необходимость разработки и наличия индивидуального образовательного маршрута педагога?

Нормативные документы:

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

- Должностная инструкция педагога дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ.

- Начнем с самого главного документа - Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Здесь нас интересует Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников. В Пункте 1 «Педагогические работники обязаны» есть некоторые моменты, которые являются теми самыми предпосылками к разработке индивидуального образовательного маршрута педагога - это систематически повышать свой профессиональный уровень и проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании.

- Далее – это Профессиональный стандарт педагога дополнительно образования - нормативный документ, который определяет область профессиональной деятельности, требования к содержанию, условию квалификации и компетенциям работников по различным квалификационным уровням. Это инструмент реализации стратегии образования, повышения качества образования, средства отбора педагогических кадров в учреждениях образования, измеритель квалификации педагога и основа для формирования трудового договора.

- Следующий нормативный документ – это Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Одними из основных задач проведения аттестации являются: стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста. Это:

1. активное участие в работе методических объединений педагогических работников организации;

2. выступление на различных семинарах, конференциях, проведение открытых занятий и т. д. ;

3. транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной.

- И еще один документ – это должностная инструкция педагога дополнительного образования МБОУ ДО ДДТ, в третьем разделе которой прописаны должностные обязанности: в рамках трудовой функции разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы педагог должен осуществлять непрерывное самообразование.

- В последние годы в российском образовании происходят инновационные процессы, направленные на развитие и совершенствование всей системы образования.

- Как вы уже знаете, реализация национального проекта "Образование" рассчитана на 2019-2024 годы. Всего в него включены 10 федеральных проектов.

- Один из них - Федеральный проект "Учитель будущего" предполагает проведение реформ в национальной системе учительского роста. Его цель – обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50% педагогов общеобразовательных организаций.

- Высокие требования к качеству работы педагога, конкурентоспособность на рынке образовательных услуг побуждают работников учреждений систематически улучшать качество своей работы и повышать свою квалификацию.

- Таким образом, в настоящее время индивидуальный образовательный маршрут является одной из ведущих технологий профессионального развития педагога.

- Что такое индивидуальный образовательный маршрут? С чем связано это понятие?

- Главной задачей в работе с педагогами становится развитие их профессиональных компетентностей : формирование творческой индивидуальности, готовности к принятию нового, развитие восприимчивости к педагогическим инновациям, способности к непрерывному образованию.

- В своём профессиональном становлении педагоги проходят определенные этапы профессионального роста. Эти этапы зафиксированы в условных статусах – педагог-«стажёр», педагог-«практик», педагог-«технолог» и педагог-«мастер»

Профессиональный рост педагога

Условный статус педагога Цель

деятельности Ролевая позиция на этапе:

подготовки проведения анализа

Педагог-

«стажёр» Отработка навыков реализации инновации (технологии) участник

группы активное

участие самооценка деятельности

Педагог-

«практик» Отработка навыков реализации инновации (технологии) участник

группы активное

участие отработка теоретических знаний на практике, накопление опыта, самооценка деятельности

Педагог-

«технолог» Отработка навыков реализации инновации (технологии)

на технологическом уровне руководитель группы помощник

руководителя или ведущего оценка работы группы

Педагог-

«мастер» Отработка навыков реализации инновации (технологии) на системно-технологическом уровне организатор руководитель

группы или

ведущий

мероприятия оценка результативности

мероприятия

- Педагог-«стажёр» - педагог, входящий в практику профессии, опробующий свои силы, участник образовательного процесса, имеющий первые положительные результаты, активный участник творческой группы, умеющий дать оценку своей деятельности.

- Педагог-«практик»- педагог, владеющий основами профессии, применяющий известные в науке и в практике приемы, активный участник образовательного процесса, отрабатывающий теоретические знания на практике и накапливающий опыт, умеющий дать оценку своей деятельности, повседневно решающий нестандартные задачи («открытия для себя», обладающий положительной результативностью и эффективностью. Преимущественная ориентация на знания (а не на развитие) учащихся.

- Педагог-«технолог» - педагог, отрабатывающий навыки реализации инновации (какой-либо технологии, являющийся помощником руководителя или руководителем творческой группы, умеющий дать оценку работы группы. Такого педагога характеризует стремление и умение изучать и оценивать значимость своих оригинальных идей или новых приемов других педагогов, оценивание эффективности, оптимальности; поиск и использование отдельных оригинальных приемов или целостных оригинальных приемов или систем обучения или воспитания; творчество («открытие для других», эффективность в поисках нового, четкая ориентация на психическое развитие учащихся как главный результат труда, индивидуальность.

- Педагог-«мастер» - опытный педагог, владеющий высшими образцами известных в науке и практике приемов, повседневно решающий нестандартные педагогические задачи («открытие для себя»); обладающий устойчивой высокой эффективностью, оптимальностью (работа без перегрузок) и стремлением учитывать развитие учащихся. Это педагог отрабатывающий навыки реализации инновации (какой-либо технологии) в системе, передающий опыт другим педагогам, являющийся организатором и руководителем творческой группы, ведущий методических мероприятий, умеющий дать оценку результативности мероприятия. Он никогда не останавливается в самосовершенствовании, повышении своей квалификации, участвует в различных профессиональных конкурсах, всегда рад поделиться своим педагогическим опытом с коллегами.

- Ролевая позиция педагога напрямую зависит от его профессиональных качеств. От этой позиции, занимаемой педагогом в образовательном процессе, зависит конечный результат его совместной деятельности с субъектами образовательного процесса (обучающимися, коллегами, родителями и т. д.).

- Какие же формы методической работы применяют педагоги на всех этапах профессионального роста?

- Есть различные формы методической работы, и, в зависимости от той ролевой позиции, в которой педагог находится в данное время, можно построить различные индивидуальные образовательные маршруты.

Формы методической работы педагогов :

Средства обучения в межаттестационный период Формы методической работы

Практическая

деятельность Самостоятельное конструирование занятий.

Проведение открытых занятий.

Самоанализ открытых занятий.

Взаимопосещение занятий.

Обобщение собственного педагогического опыта.

Педагогические семинары.

Внедрение и реализация образовательных технологий.

Мониторинг образовательной успешности учащихся.

Составление индивидуальных образовательных маршрутов учащихся.

Создание банка дидактических материалов.

Профессиональное

общение Конструирование занятий в группах педагогов.

Анализ посещенных открытых занятий.

Участие в групповом анализе занятия.

Участие в конструировании и подготовке методических мероприятий.

Активная позиция при проведении мероприятий: участие в работе творческой группы, руководитель группы.

Обмен практическим опытом с коллегами.

Консультирование коллег.

Организация и проведение практикумов.

Выступление на педагогических чтениях.

Проведение мастер-классов.

Выступление на педагогическом совете.

Участие в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства.

Участие в научно-практических конференциях.

Наставничество.

Самообразование Изучение литературы.

Подготовка сообщения, содоклада, доклада.

Знакомство с опытом коллег.

Разработка дидактического, наглядного и раздаточного материала для методической работы.

Описание собственного педагогического опыта.

Творческий отчет.

Внешние формы повышения квалификации (КПК, профессиональная переподготовка).

Самостоятельная работа по организации образовательной деятельности и решению дидактических задач.

- Каковы же направления индивидуального образовательного маршрута, по которым мы с вами можем выстраивать свой индивидуальный образовательный маршрут?

Это:

• повышение квалификации педагога в системе непрерывного профессионального образования;

• деятельность педагога в профессиональном сообществе;

• участие педагога в методической работе (обмен опытом);

самообразование педагога.

- Индивидуальный образовательный маршрут, как мы видим, это некая такая «дорожная карта», по которой педагог идёт и совершенствует своё профессиональное мастерство. Т. е. это некая технология, основанная на образовательной потребности и мотивационной сфере педагога. Именно технология, т. е. у неё есть начало, есть проблема, есть окончание (не только по срокам, но и по этапам, есть оценка того, что сделано педагогом. И целью, и результатом индивидуального образовательного маршрута будет как раз развитие профессиональной компетентности педагога. ИОМ целесообразно проектировать на основе личных образовательных потребностей.

- Тогда возникает следующий вопрос: как же теперь выстроить его? Какой алгоритм, какую «дорожную карту» себе задать? Что, за чем, будет идти?

- Что мы сначала с вами должны сделать, чтобы выстроить этот алгоритм?

(Выслушиваются ответы педагогов : планировать, определить план действий).

- А что мы будет включать в это планирование? И тогда, на основе чего мы будем планировать? Что станет основой этого плана действий?

(Выслушиваются ответы педагогов : методическая тема, над которой работает педагог; цель, проблема).

- Самый первый шаг, который мы чаще всего упускаем – это проблема! Мы должны приступить к разработке индивидуального образовательного маршрута с того, что выявить начало проблемы, затруднения. Потому, что тема формулируется не на основе актуальности. Она может быть актуальна, но педагог, например, прекрасно владеет технологиями развивающего обучения, умеет работать с одаренными детьми, но он должен найти себе проблему. Какие у него возникают затруднения? Педагог должен сначала понять свои затруднения.

- Затем, исходя из проблемы, мы определяем методическую тему, цель и задачи своего профессионального развития. Мы не можем свои профессиональные затруднения переложить и сформулировать цель таким образом, что она не как не будет пересекаться с нашей образовательной деятельностью, со стратегическими планами развития образовательного учреждения и с основной образовательной программой.

- Далее мы с вами пытаемся перечислить те самые профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать для того, чтобы достичь цели и описать средства – как мы это будем реализовывать, т. е. достигать той цели и задач, которые поставили.

- Итак, последовательность действий:

• выявить профессиональные проблемы и затруднения;

• определить цель и задачи своего профессионального развития, которые соотносятся со стратегическими планами развития ОУ и его основной образовательной программой;

• перечислить профессиональные умения, которые необходимо развивать или сформировать;

• описать средства (модели, механизмы) решения поставленных задач.

- Итак, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это определенный алгоритм развития компетентности педагога.

3. Практическая работа ПДО в группах

Задание 1.

Ознакомиться с примером ИОМ педагога.

Задание 2.

Педагогам отделов предлагается спроектировать индивидуальный образовательный маршрут, опираясь на статус профессионального роста педагога и формы методической работы: (вытаскивают из мешочка)

Отдел СВИ и КМР – педагог – «практик»;

Отдел образовательных инициатив – педагог – «мастер»;

Отдел ТТ и ФК – педагог – «технолог»;

Отдел ИЗО и ДПИ – педагог – «стажёр»;

Социально-педагогический отдел – педагог – «мастер».

Задание 3.

Защита своих проектов ИОМ (по отделам).

Выступление одного педагога от отдела. Зачитывание разработанного ИОМ педагога. Другие педагоги отдела могут дополнять выступающего.

- Коллеги, большое спасибо за ответы!

4. Заключение

- Вот, по одной из таких траекторий может осуществляться движение педагога и работа над индивидуальным образовательным маршрутом. По поводу табличек, которые вы увидели – они могут быть абсолютно разные по форме и по наполняемости. Педагог сам выбирает ту траекторию, которая позволяет ему как можно больше получить знаний, как можно больше иметь возможностей для обмена опытом.

- И вы увидели, что эта траектория состоит из четырех составляющих – это непрерывное профессиональное образование (КПК, семинары, вебинары, лекции, технологии). Здесь же может быть обозначено то содержание, которое необходимо данному педагогу и что ему хотелось бы услышать, пополнить.

- Педагог ищет эти пути. Он должен эти свои полученные знания применять на практике. Поэтому участие в методической работе – это шаг к тому, что педагог начинает создавать свой банк методических и дидактических материалов по данной методической теме.

- И следующий пункт – это самообразование.

- На примере данного индивидуального образовательного маршрута, мы видим часть элемента Портфолио педагога, потому, что здесь учащиеся есть только на учебно-исследовательской деятельности. Участие и победы в конкурсах здесь не учитываются, а учитывается уровень профессиональной компетентности – это КПК, сертификаты, удостоверения, разработки конспектов занятий и сценариев воспитательных мероприятий.

- В заключении можно отметить, что индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) – это структурированная программа действий педагога на некотором фиксированном этапе работы; это личный, отличающийся характерными признаками путь следования; это замыслы педагога относительно его собственного продвижения в образовании, оформленные и упорядоченные им, готовые к реализации в педагогических технологиях и в педагогической деятельности.

- Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) в межаттестационный период позволит педагогу в первую очередь вникнуть и втянуться в систему непрерывного образования и благополучно пройти процедуру аттестации.

- Ну, и закончить наш сегодняшний семинар-практикум хочется словами популярного мотивационного оратора, тренера и писателя Марка Хансена: «Не ждите, пока всё станет идеальным. Совершенства не будет никогда. Всегда будут трудности, препятствия и менее, чем желаемые обстоятельства. Начинайте сейчас! И с каждым шагом, что вы предпринимаете, вы будете становиться всё сильнее и сильнее, ваша уверенность в себе будет расти, и вы будете добиваться всё большего и большего успеха».

- На этом наш семинар-практикум закончен. Желаем вам творческих успехов и профессиональных достижений! Всем большое спасибо за работу!

Используемая литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования»;

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»;

Публикации по теме:

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

Методическая разработка индивидуального образовательного маршрута детей Методическая разработка по индивидуальному образовательному маршруту детей. "Формирование творческих способностей", "Развитие мелкой моторики.

Педагогическое проектирование как ресурс развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Взаимодействие с семьей по проектной деятельности. Тема: Экологическое воспитание в старшем дошкольном возрасте. Муниципальное комбинированное.

План индивидуального образовательного маршрута развития дошкольника ФИО ребенка Группа Актуальные проблемы ребенка. Недостаточное овладение основными движениями. Не сформированы элементарные математические.

Проектирование основной образовательной программы ДОУ Предоставляю доклад выступления на педагогическом совете ДОУ, которое поможет вам грамотно спроектировать структуру основной образовательной.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Разработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольникаРазработка и реализация индивидуального образовательного маршрута по ознакомлению с художественной литературы дошкольника В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник.

Самоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детейСамоанализ профессионального мастерства (педагога) по интеллектуально-творческому развитию детей Место проведения: МБДОУ детский сад №12 «Аленушка» поселка Псебай Дата проведения:29.04.2016 г. Время проведения: 13.30. Контингент слушателей.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога
Опубликовано: 9 октября 2022 в 18:09
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проектирование индивидуального образовательного маршрута профессионального роста педагога» (включая файлы) размещена пользователем Галина Шкицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД