Наталья Галкина
Проект по воспитанию и уважению к традициям народной культуры и всестороннего развития детей 4–5 лет «По дорогам сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы:
Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские – народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высшие чувства и стремления. К. И. Чуковский писал, что цель сказочника, и в первую очередь народного- «воспитывать в ребёнке человечность- эту дивную способность человека волноваться из-за чужих несчастий, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою.
Публикация «Проект по воспитанию и уважению к традициям народной культуры и всестороннего развития детей 4–5 лет „По дорогам сказок“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Сказка. Проекты по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2018
Встреча детей с героями сказок не оставит их равнодушными. Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации- всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знакомые, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям.
Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадания, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребёнка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подленными, «взрослыми». Поэтому те уроки, которые даёт сказка - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.
Язык сказок отличается большой живописностью: в нём много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребёнку запомнить сказку.
Цель:
-обобщить знания детей о прочитанных сказках,
-прививать любовь к русским народным и авторским сказкам и их героям.
-закрепление и систематизация знаний детей о русских народных сказках.
- научить навыками выразительной речи, правилами хорошего тона, поведения, этикета общения со всеми сверстниками и взрослыми.
-передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию
-проявлять интерес, желание к театральному искусству.
-самостоятельно исполнять и передавать образы сказочных персонажей.
-взаимодействовать коллективно и согласованно, проявляя свою индивидуальность.
Участники проекта : Дети средней группы, воспитатели, родители.
Тип проекта : Долгосрочный
Срок реализации:1 год
Задачи проекта :
Дети:
- продолжать знакомить со сказками;
- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
- воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;
- развивать артистические способности;
- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
- формировать навыки сотрудничества;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;
- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
Работа с родителями:
- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;
- развитие совместного творчества родителей и детей;
- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.
Анкетирование родителей «Русская народная сказка в жизни вашего ребенка».
Сообщение для родителей:
«Читайте детям сказки».
«Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».
- Памятка для родителей «Считалочки, упражнения для развития артикуляционного аппарата ребёнка».
Совместный досуг детей и родителей «В поисках колобка».
Для педагогов:
•развитие творческого потенциала ребенка;
•показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта.
Открытый показ по ФЭМП с элементами театрализованной деятельности «Теремок».
Ожидаемый результат:
- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
-повышение заинтересованности и активности родителей в сотрудничестве с воспитателем.
Этапы проекта :
Подготовительный этап:
Обогащение развивающей среды :
-в книжный уголок – внесение русских народных сказок, иллюстрированных разными художниками; иллюстраций, открыток с изображением героев сказок по мере изучения;
-в речевую зону – внесение дидактических и настольно-печатных игр по теме; изготовление и постепенное внесение театров (на фланелеграфе, плоскостной, настольный, на палочках, на ложках, перчаточный, пальчиковый);
-в игровую зону – маски, элементы костюмов героев сказок;
-в ИЗО – раскраски с изображением сюжетов и героев русских народных сказок, материалы для творческих работ, репродукции картин по русским народным сказкам;
- музыка – русские сарафаны и косоворотки для детей.
Оформление Лэпбука «В гостях у сказки».
Основной этап:
Организация игровой деятельности
Слушание музыкальных произведений
Беседы:
«Что бы ты сделал, если бы у тебя была волшебная палочка?»
«На кого из сказочных героев я похож»
«В гости к книге»
«Кто рисует картинки к сказкам»
НОД по художественному творчеству:
Рисование по русской народной сказки «Три медведя»
Лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»
Аппликация «Заюшкина избушка»
Познавательное занятие:
Драматизация сказки «Репка», «Мужик и медведь», «Курочка ряба», «Волк и семеро козлят», с использованием масок.
Помочь детям «примерить» события, характер героя на себя.
Расскажи сказку «Репка». Задание для развития речи, воображения, фантазии и памяти.
Пересказ сказки с использованием пальчикового театра.
Подбери картинку расскажи по сюжету.
Завершающий этап:
Оформление выставки рисунков «Русские народные сказки».
Оформление мини-музея «В гостях у сказки!» (творческие работы детей и родителей по сюжетам сказок).
Выставка книжек-малышек «Сказка на новый лад».
Проведение викторины «Путешествие по сказкам».
Развлечение «Раз, два, пять и восемь, всех мы в сказку переносим!»
Показ сказки «Теремок».
Итоговое мероприятие «По страницам сказок».
Создание видеотеки презентаций, фото слайдов, фотоальбомов по проекту «В гостях у сказки!»
Литература:
1. Антипина Е. А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М. : ТЦ Сфера, 2003.
2. Джежелей О. В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М. : «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т. Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет : Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд. -М. : Просвещение, 2005.
5. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуры» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М. : «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н. Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М. : Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М. Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» -: М. : ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г. М. «Народное детское творчество : сборник фольклорных материалов» - М. : ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л. Я. «Театр сказок : сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб. :«Детство-пресс», 2008.
11. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.