Фёдорова Дарья Владимировна
Проект инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель первой квалификационной категории
Фёдорова Дарья Владимировна
Проект инклюзивной среды в дошкольной образовательной организации
Пояснительная записка.
С введением ФГОС в сфере образования особый интерес представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, а предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков.
Темочки:
- Инклюзивное образование
- Оформление детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Особого внимания, безусловно, требует организация учебно-воспитательного процесса детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время существует множество инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями, одним из которых является инклюзивное образование.
Термин «инклюзия» введен в 1994 г. Саламанкской декларацией о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями.
Инклюзивное (интегративное) образование – это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех (в плане приспособления его к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями).
Понятие «инклюзивное образование» раскрыто в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 27 ФЗ №273). Это «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Реализация инклюзивного образования предполагает создание условий, включающих:
- нормативно-правовые основы;
- программно-методическое сопровождение;
- обеспечение современными техническими средствами обучения;
- формирование толерантного отношения со стороны социума;
- повышение профессиональной компетентности педагогов.
Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной подготовки, повышения квалификации и переподготовки для 2 широкого класса различных специалистов: педагогов, психологов, методистов, логопедов. Она направлена на овладение специальными знаниями и педагогическими технологиями, которые обеспечивают возможность квалифицированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии. Такая специальная подготовка и переподготовка кадров должна носить регулярный и устойчивый характер.
Другим условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе позитивного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей интегративного образования.
Инклюзия – это серьезная интеллектуальная, организационная и эмоциональная работа, которая требует настоящей отдачи от всех субъектов образовательного процесса в контексте институциональных изменений.
Смысл инклюзии – не просто поместить ребенка в обычную группу детей-дошкольников. Нужно таким образом изменить организацию пространства учреждения, а также учебный процесс, чтобы полностью вовлечь ребенка с ОВЗ в социум. Основой инклюзивного образования является исключение любой дискриминации детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. А сама проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с ОВЗ является одной из важнейших в теории и практике дошкольной педагогики.
Актуальность создания экспериментальной площадки.
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад - это место, где он может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад – это место где их ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни, так как построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
К сожалению, ни для кого не секрет, что многие родители скрывают от педагогов "настоящий" диагноз своих детей, поэтому в группах ДОУ воспитываются в дети с разными нарушениями развития. Естественно, эти дети испытывают трудности в социальной адаптации, в овладении навыками адекватного функционирования в обществе, у них нарушена познавательная деятельность, которая ведет к проблемам связанными с трудностями в обучении. Таким образом, чем раньше начинается работа с «особым» ребенком, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.
В условиях модернизации российского образования разработка механизмов адаптивных стратегий для детей с особыми образовательными потребностями является закономерным этапом, связанным с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая дошкольное образование.
Инклюзивная образовательная среда реализует обеспечение равного доступа к получению образования и создание необходимых условий для достижения адаптации всеми без исключения детьми независимо от их индивидуальных особенностей, психических и физических возможностей, особенностей развития. Предполагает решение проблемы образования детей с ограниченными возможностями за счет адаптации образовательного пространства к нуждам каждого ребенка, включая реформирование образовательного процесса, методическую гибкость и вариативность, благоприятный психологический климат, перепланировку помещений так, чтобы они отвечали потребностям всех без исключения детей и обеспечивали, по возможности, полное участие детей в образовательном процессе.
Успешность включения детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени, имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности учитывающих эти нарушения образовательных программ, обучающих технологий, от отношения к таким детям окружающих, от той образовательной среды, в которой находится учащийся.
Краткая аннотация проекта.
Данный проект позволит удовлетворить потребности общества в инклюзивном образовании путем включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду дошкольного учреждения. В результате реализации проекта педагоги ДОО освоят технологию обучения детей с особыми образовательными потребностями. Родители (законные представители) ребенка получат возможность образования своих детей в дошкольном учреждении по индивидуальной траектории обучения, успешной их социализации. Воспитанники детского сада получат социальный опыт толерантного поведения, гуманного отношения к личности.
Проект будет реализован через вовлечение детей с ограниченными возможностями здоровья в систему индивидуальной помощи, коррекционных занятий, специальных, оздоровительных мероприятий, участия в общественной жизни детского сада, с использованием психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников. Реализовывать проект будет инициативная группа педагогов ДОУ, в состав которой войдут руководитель структурного подразделения, старший воспитатель, музыкальный руководитель, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели.
Актуальность проекта.
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.
Мир «особого» ребёнка иногда он нас страшит…
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит? ….
Мир «особого» ребёнка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребёнка - допускает лишь своих!
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо в полном объёме создать условия для реализации образовательных потребностей. На начальном этапе создан дошкольный психолого- медико-педагогический консилиум (ПМПк) из трёх педагогов дошкольного учреждения, медицинской сестры и психолога. Из узких специалистов в дошкольном учреждении работает психолог и учитель-логопед. Специалисты работают по программе психокоррекции речевой коррекции для дошкольников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений соответствующего вида. Специалисты находится в штате. Ведутся дневники сопровождения, работает психолог с обучающимися.
Анализ организации и создания условий обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья доказывает актуальность и обоснованность реализации проекта инклюзивного образования. Инклюзия дошкольников с ОВЗ в образовательное пространство сада скажется положительно на формировании толерантного поведения дошкольников, будет способствовать развитию гуманной личности, способной к сопереживанию. Инклюзия учитывает потребности, которые необходимы дошкольникам и педагогам для достижения успеха.
Дошкольника со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие дети в саду в процессе реализации его особых образовательных потребностей. В плане воспитательной работы для всех обучающихся (в том числе для детей с ОВЗ) будет организована кружковая работа различной направленности.
В ходе реализации проекта по созданию организации и условий окружающей среды таких дошкольников планируется :
- создание индивидуальных программ обучения (образовательных маршрутов);
- повышение квалификации педагогов посредствам курсовой подготовки с проведением семинаров и приглашением специалистов отделения коррекционной педагогики
; - распространение опыта работы планируется рассматривать на кустовых семинарах, конференция.
Цель и задачи проекта.
Цель: выявление, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка психолого-педагогических, социальных условий, обеспечивающих эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.
Задачи:
1. Совершенствовать систему просвещения родителей (законных представителей).
2. Создание системной подготовки. переподготовки и повышении квалификации работников образовательного учреждения,занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Создать единую образовательную среду для детей, имеющих различающиеся стартовые возможности.
4. Организовать систему эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса инклюзивного образования.
5 Обеспечить эффективность процессов коррекции, адаптации и социализации детей с особенностями развития на этапе дошкольного образования;
6. Создать систему развития толерантности в окружающем социуме.
7. Выявить и экспериментально обосновать педагогические, психологические и другие условия, обеспечивающие эффективность качественного и доступного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов (разработка образовательной программы с учётом специальных (коррекционных групп) для детей с ОВЗ.
8. Обеспечить повышение профессиональной компетентности педагогов по проблемам инклюзивного образования.
Ресурсное обеспечение проекта.
Обеспечение успешности реализации «Модели дошкольного учреждения инклюзивного образования» определяется следующими имеющимися оптимальными условиями:
• материально-техническая база:
- здание кирпичное двухэтажное, рассчитанное на 150 воспитанников. Имеются следующие функциональные группы помещений: вестибюль; помещения:
- общего образования, включающее игровые комнаты и спальни для воспитанников, полностью оборудованы и укомплектованы.
- кабинеты, оснащенные информационными технологиями и техникой;
- физкультурно-оздоровительный (спортивный зал, оснащенный гимнастическими снарядами). Музыкальный зал. Оборудована спортивная площадка, участки для прогулок детей;
- административно – бытовые (кабинет руководителя, старшего воспитателя, учителя-логопеда и педагога-психолога);
- хозяйственного обслуживания.
Во всех основных помещениях предусмотрено естественное боковое левое освещение, а также дополнительный верхний свет и искусственное освещение учебной доски в музыкальном и группах.
Санузлы оборудованы перегородками с санитарными приборами: по 2 унитаза для мальчиков и девочек, 4 умывальника.
В здании имеется автоматическая пожарная сигнализация, на путях эвакуации предусмотрено эвакуационное освещение, тревожная кнопка.
Для того чтобы в полной мере реализовать проект необходимо оборудование:
• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
Питание детей организуется и осуществляется непосредственно в группе.
Группа оснащена современной мобильной мебелью, что позволяет более плодотворно организовывать учебный и творческий процесс.
Для реализации данного проекта в полной мере необходимо:
1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.
В настоящее время дошкольное учреждение не в полном объеме обеспечено учебно-методическим комплексом. Данная проблема вполне разрешима в ходе реализации данного проекта.
2. Наличие кадрового состава.
Укомплектованность педагогическими кадрами 80%.
Имеют высшее образование – 4 педагога
Среднее специальное – 1
Из них:
Педагоги с высшей квалификационной категорией – 1
С первой категорией – 2
В настоящее время два педагога проходят аттестацию на первую квалификационную категорию. Запланирована курсовая подготовка по организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Стратегия достижения поставленной цели.
Контроль над реализацией проекта осуществляет администрация дошкольного учреждения в рамках внутридошкольного контроля и инициативная группа.
Отчет о работе заслушивается на педсоветах два раза в год, заседаниях МО воспитателей, два раза в год на заседаниях инициативной группы.
Реализация проекта и апробации модели рассчитана на 1 год и будет проходить в 3 этапа:
• Первый этап (с 10.05.2022-29.07.2022) - создание инициативной группы воспитателей, разработка проекта, сбор информации по инклюзивному образованию.
• Второй этап (с 01.08.2022-01.09.2022) – диагностические мероприятия, создание группы воспитанников с ОВЗ, разработка индивидуальной траектории обучения, разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование, локальные акты внутри дошкольного учреждения, курсовая подготовка участников эксперимента, информирование общественности по внедрению инновации.
• Третий этап (с 01.09.2022-30.05.2023) - проведение коррекционных, индивидуальных занятий, реализация программ обучения по инклюзии воспитателей, использование здоровьесберегающих технологий, работа специалистов по устранению и коррекции нарушений в развитии ребенка. Сбор материала для мониторинга результатов обучения воспитанников данной категории.
План реализации проекта «Обучение и социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовательном пространстве» МБДОУ д/с №40 на 2022-2023 учебный год.
Мероприятия проекта направлены на создание инклюзивной модели инклюзивного образования детей с ОВЗ в группе ДОУ и содержат следующие направления деятельности:
Создание вариативной развивающей среды, т. е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической базы обучения и воспитания и способность использования педагогом разнообразных методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогики.
Партнерское взаимодействие с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья.
Создание системы комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на разных этапах учебно-воспитательного процесса.
Активное включение детей, родителей и специалистов в области образования в совместную деятельность: совместное планирование, проведение общих мероприятий, семинаров, праздников для создания инклюзивного сообщества как модели реального социума и толерантной среды.
Создание учебно-методического комплекса и материально-технической базы.
В ходе реализации данного проекта образовательное учреждение сможет решить следующие задачи:
1. Обеспечить условия для совместного воспитания и образования детей с разными психофизическими особенностями развития.
2. Организовать образовательное развивающее пространство для всех и безбарьерную среду, позволяющую детям с ОВЗ получить современное дошкольное качественное образование и воспитание.
3. Создаст условия для гармоничного всестороннего развития личности.
4. Сформирует толерантное сообщество детей, родителей, персонала и социального окружения.
5. Создаст возможности всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения.
№ п/п Мероприятия Ответственные Сроки
1. Создание и организация инициативной группы по инклюзивному образованию Воспитатели группы, старший воспитатель Май 2022г.
2. Создание теоретической базы по проблемам инклюзивного образования (сбор материала об инклюзивном образование, ознакомление с научной и методической литературой, педагогическим опытом) Воспитатели группы Май-август 2022г.
3. Разработка пакета документов, регламентирующих инклюзивное образование в ДОУ Заместитель директора по УВР, старший воспитатель,
Воспитатели группы Август 2022г.
4. Диагностика индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребенка, наблюдение за поведением в группе Воспитатели группы, психолог, логопед В течение года
5. Разработки индивидуальных образовательных маршрутов. Воспитатели группы, психолог, логопед Сентябрь 2022г.
6. Информационно-просветительская работа с педагогами и родителями: организация педагогических часов по проблемам инклюзивного образования в России :
«Особенные дети или проблемы организации инклюзивного образования в ДОУ»
«Что такое инклюзивная группа»
«Реализация проекта инклюзивного образования в рамках ФГОС» Воспитатели группы, педагог-психолог В течение года
7. Организация работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПК) с целью выявления детей с ОВЗ и оказания индивидуальной консультативной помощи воспитанникам группы и их родителям. ПМПК В течение года
8. Ознакомление родителей с особенностями организации коррекционно-педагогической помощи их детям, индивидуальными образовательными маршрутами, расписанием коррекционных занятий Педагог-психолог, логопед Сентябрь – октябрь 2022г
9. Организация работы родительского комитета группы по формированию и развитию толерантного отношения к внедрению инклюзивной среды в группе Воспитатели группы, родительский комитет В течение года
10. Организация творческих конкурсов и досуговых мероприятий в группе «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»,
«Вместе весело шагать», «Мы - разные, но мы – равные» Воспитатели группы, родители В течение года
11. Участие в общешкольных и городских мероприятиях и конкурсах Воспитатели группы В течение года
12. Обеспечение курсовой подготовки и переподготовки педагогов по организации и обеспечению инклюзивного образования Администрация В течение года
Практическая значимость результатов проекта.
1. Построение инклюзивной среды в группе обеспечит максимальную социализацию детей с ОВЗ в соответствии с индивидуальными психофизическими возможностями каждого ребёнка.
2. Сформирует у всех участников образовательной деятельности такие общечеловеческие ценности, как взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества.
3. Предоставляет возможности для развития навыков и талантов конкретного человека, возможность взаимопомощи и развития у всех людей способностей, необходимых для общения.
4. В ходе организации инклюзивного процесса происходит рост педагогического мастерства, повышение педагогической компетентности и ответственности педагогов и родителей, расширяется образовательное пространство ДОУ и повышается его социальный статус.
5. Координируется деятельность всех участников образовательного процесса.
6. Обеспечивается информационно - методическое сопровождение семей детей с ОВЗ.
7. Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия воспитанников и их участия во всех делах коллектива.
Реализация Проекта позволит :
1. Создать адаптивную образовательную среду для детей с ОВЗ в условиях ДОО для получения доступного качественного образования.
2. Обеспечить детей с ОВЗ формами дополнительного образования, соответствующими их физическому статусу.
3. Повысить социальную активность и уровень самореализации детей с ОВЗ.
4. Обеспечить процесс формирования толерантного отношения общества к детям с ОВЗ.
5. Установить партнёрство с муниципальными, государственными и общественными организациями.
6. Педагоги получат опыт работы с учащимися с ОВЗ.
7. Обучение станет более доступным для детей, испытывающих проблемы в здоровье.
8. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса.
Заключение.
Данный проект ориентирован на повышение качества образования детей с ОВЗ, на их социальную адаптацию в условиях единой образовательной среды ДОУ. Включение данной категории воспитанников в единый коллектив ДОУ на равноправной основе позволяет изменить взгляды общества на их возможности, готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями. Одним из наиболее важных результатов реализации проекта является помощь семье, воспитывающей ребёнка с ограниченными возможностями здоровья - обучение такого ребёнка по месту жительства, сохранение внутрисемейных связей, включение родителей в решение развивающих и коррекционных задач.
Создание в ДОУ инклюзивной образовательной среды для обучения детей с ОВЗ, обеспечивает возможность реализации вариативных коррекционных образовательных программ, успешность социальной адаптации, развития социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности воспитанников. При этом дети обучаются в общеобразовательной группе и принимают активное участие в жизни ДОУ. Важную практическую значимость имеет активное вовлечение родителей в участие в проекте. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Список использованной литературы, а также рекомендуемой для самостоятельного изучения по инклюзивному образованию.
1. Ахутина, Т. В., Нейропсихолог в школе. Индивидуальный подход к детям с трудностями обучения в условиях общего образования / Т. В. Ахутина, И. О. Камардина, Н. М. Пылаева. – М. : МГППУ, 2013. – 56 с. – ISBN 978-5-88923-357-2.
2. Варенова Т. В., Коррекция развития детей с особыми образовательными потребностями : учебно-метод. пособие / Т. В. Варенова. – М. : Форум, 2012. – 272 с. – ISBN 978-5-91134-677-5.
3. Голиков Н. А., Ребё нок-инвалид: обучение, развитие, оздоровление. Дети с особой миссией / Н. А. Голиков. – Ростов н/Д. : Феникс, 2015. – 428 с. – ISBN 978-5-222- 23833-2.
4. Головчак Е. В., Дистанционное обучение детей с особенностями развития / Е. В. Головчак, Т. А. Строкова // Народное образование, 2011. - №7. - С. 175-182.
5. Дубровская Т. А., Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учеб. пособие / Т. А. Дубровская, М. В. Воронцова, В. С. Кукушин. – М. : РГСУ, 2014. – 364 с. – ISBN 978-5-7139-1135-5.
6. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Современный образовательный стандарт / Т. В. Волосовец, А. М. Казьмин, В. Н. Ярыгин. – М. : МозаикаСинтез, 2011. – 144 с. – ISBN 978-5-867-75937-7.
7. Инклюзивное образование : идеи, перспективы, опыт / Авт. -сост. Л. В. Голубева. – Волгоград: Учитель, 2011. – 96 с. – ISBN 978-5-7057-2823-7.
8. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: учеб. -метод. пособие / М. С. Староверова, Е. В. Ковалев, А. В. Захарова. – М. : Владос, 2014. – 168 с. – ISBN 978-5-691-01851-0