Оксана Львова
Продуктивное взаимодействие со сверстниками в процессе выполнения упражнений и соревновательной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из главнейших задач современной системы дошкольного воспитания является укрепление здоровья детей, создание условий для их психического и физического благополучия.
На занятиях по физической культуре, дети не только развивают свои двигательные способности, но и приобретают навыки общения со сверстниками. Предметом внимания для ребенка становится движение сверстника, его конкретные формы поведения, от которых зависит успех общей деятельности.
Важную роль для продуктивных взаимодействий со сверстниками и организованности дошкольников на занятиях по физической культуре играют игры:
Публикация «Продуктивное взаимодействие со сверстниками в процессе выполнения упражнений и соревновательной деятельности» размещена в разделах
Классификация подвижных игр Коммуникативные умения Социальный навык
Игры в кругу Расположение детей в пространстве Умение видеть друг друга, взаимодействовать в коллективе
Сюжетные игры Жесты, переживание чувств и эмоций: мимика, пантомимика, тональность, модуляция голоса, разделительные речевые звуки: смех, шепот, вздохи. Умение самостоятельно регулировать конфликты
Бессюжетные игры Прикосновение в ситуации, умение управлять своими эмоциями. Умение избегать конфликтных ситуаций
Игры с выбором водящего (при помощи считалок) Умение вызывать желание общаться у партнеров Умение устанавливать и поддерживать контакты
Игры с делением на группы (при помощи жеребьевки) Умение взаимодействовать Умение кооперироваться и сотрудничать
Большое значение подвижные игры имеют для нравственного воспитания. Дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Наличие правил и требование их соблюдения, частая сменяемость водящих ставит участников игры в положение равноправных партнеров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между детьми. Дети в игре постепенно усваивают, что нельзя оставлять попавшего в беду, смеяться над чужой неловкостью, потому что это может случиться с каждым. От действий взаимной помощи зависит достижение общего успеха.
Играя, дети учатся взаимодействовать, формируются как личности. Если во время игры развитие происходит плавно и постепенно, то в процессе соревнований проявляется соперничество, которое вызывает желание быть лучшим. Стараясь проявить себя, ребенок развивает личностные качества:
быстроту реакции, смелость, ловкость, сообразительность, настойчивость,
целеустремленность.
Участие в групповых соревнованиях дополнительно формирует чувство ответственности, значимости, уверенности в себе. Ребенку сложно осознавать, что он часть целого, поэтому должен подчиняться общим требованиям, действовать, опираясь не только на свои желания, но и согласовывать их с действиями других участников команды. Соревнуясь, дети начинают осознавать связь между личным вкладом и коллективным результатом.
В коллективных играх выявляются дети- организаторы, умеющие упорно стремиться к цели, увлекать за собой других.
Важную роль в формировании мотивации играют призы, медали, грамоты. Достижение поставленной цели, старания ребенка должны поощряться, не оставаться незамеченными.
Все дети по-разному реагируют на успех и поражение. Радуются в основном бурно, не сдерживая эмоций. А вот при поражении одни плачу, другие обижаются, реагирую агрессивно, отказываются принимать участие в состязаниях в будущем, третьи замыкаются в себе, таят обиду внутри. Беседовать с детьми необходимо в любых случаях, хвалить за удачные моменты, акцентировать внимание на промахах, поддерживать и поощрять.