Антонина Борщова
Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие логопеда и родителей в процессе
коррекционной работы с детьми
Костикова Н. В., учитель-логопед
МБДОУ № 83, г. Мурманск
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский
Публикация «Взаимодействие логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2019
В законе «Об образовании, в ФГОС дошкольного образования, Семейном кодексе подчеркивается, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».
С введением ФГОС в дошкольном образовании возрастает роль семьи в воспитании дошкольников и партнёрства с семьями воспитанников. И главный акцент - доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ, что немаловажно для социализации таких детей в обществе.
Модернизация российского образования актуализирует проблемы ДОУ, семьи, социума. Современные изменения в системе дошкольного образования отразились и в содержании коррекционно-развивающего обучения детей с речевыми нарушениями. Тесное взаимодействие учителя - логопеда и родителей становится всё более востребованным.
Успешность совместной деятельности учителя-логопеда и семьи ребенка с недостатками речи определяет эффективность коррекционного воздействия. Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья.
Роль семьи в формировании личности ребенка сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Именно семья выполняет главную функцию, которая заключается в передаче детям системы ценностей и норм, включении их в социальную среду, в разнообразные социальные связи. «Выполняя воспитательную, образовательную функцию, семья формирует у ребенка те или иные правила и нормы поведения, цели, ценности и, наконец, закладывает фундамент духовного, мировоззренческого начала». Поэтому ни один другой социальный институт не в состоянии в этом смысле заменить ребенку семью.
Семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность.
Следовательно, от социального климата в современной семье, духовного и физического становления в ней детей в наибольшей степени зависит успешность процессов развития и социализации ребенка.
Воспитательная значимость семьи особенно возрастает при формировании личности детей с недостатками речевого развития
Осознанное включение родителей в совместный с учителем-логопедом коррекционный процесс позволяет значительно повысить эффективность работы. Создание единого пространства речевого развития, социализации невозможно без взаимодействия.
Комплексный подход предполагает активное участие родителей, которые в состоянии все свои знания, умения, полученные детьми в детском саду закрепить в процессе повседневной жизни.
В своей работе я выделила цель, задачи, которые помогают детям социализироваться в коллективе, обществе.
Цель:
Создание единого речевого пространства ДОУ и семьи на основе раскрытия потенциала их взаимодействия
Задачи:
• Изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту.
• Внедрить наиболее оптимальные формы
и методы взаимодействия с семьей.
• Создать психолого-педагогические условия для эффективного взаимодействия специалиста ДОУ и семьи в процессе целенаправленного воспитания детей.
• Преодолеть отчуждения семьи от ДОУ и включить их в образовательный процесс на основе раскрытия воспитательного потенциала семьи.
Решение данных задач на практике осуществляла по следующим направлениям:
• развитие коммуникативных навыков;
• формирование эмоциональной стабильности, нравственности и положительной самооценки;
• педагогическое сопровождение воспитанников и их родителей;
• создание предметно-развивающей среды и обеспечение условий для вхождения детей в социум, приобщение к ценностям здорового образа жизни.
Семья первоначальное пространство социализации ребёнка дошкольного возраста-возраста. Когда его эмоциональный и социальный опыт зависит, прежде всего, от семейных связей. Качества детско-родительских отношений, педагогической компетенции.
Чтобы родители помогали педагогам, специалистам ДОУ, их надо «впустить» в него. Учитель-логопед строит своё общение с родителями по принципу и девизу «Родитель - не гость, а полноправный член команды ДОУ».
Формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия помогают :
• совместные мероприятия – праздники, развлечения, совместные занятия, тренинги, игры.
Такие совместные мероприятия повышают эмоциональную близость между родителями и детьми. И в процессе у родителей формируется адекватное взаимодействие в системах «родитель - ребёнок», «ребёнок – общество», «родитель – педагог».
Положительные эмоции родителей усиливает также общение их друг с другом во время занятий. Взаимный обмен мнениями, впечатлениями с участием специалистов представляет особый интерес.
Весёлое и радостное общение с ребёнком оказывается гораздо более эффективным, чем воспитание «в лоб».
• дети совместно с родителями изготавливали поделки, рисунки навыставку как в ДОУ, так и на городские мероприятия, что способствовало формированию у родителей положительной направленности на организацию эмоционально-насыщенного взаимодействия с ребёнком.
Одной из форм работы является индивидуальная беседа, консультация, которая способствует более глубокому взаимопониманию между родителем и педагогом.
Формы наглядной пропаганды, такие как: стенды, печатные консультации, буклеты на самые разнообразные темы «Учимся, играя», «Куда пропала буква?», серия буклетов «Домашняя игротека», «Советы заботливым родителям» и т. д.
Журнал «Диалоги о воспитании», в котором представлен материал логопеда и воспитателей логопедической группы. Журнал обновляется каждые три месяца. Темы самые разнообразные: «Как я провёл лето», «Здоровье в порядке-спасибо зарядке!», «Это чудное время – зима» и другие;
Привлечение родителей к совместным работам с ребёнком по изготовлению логопедических игр и пособий.
Осознанное включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить эффективность коррекционной работы и возрастает активность и заинтересованность в этой работе, как детей, так и родителей.
Заключение:
В процессе работы у родителей :
• растёт заинтересованность и степень участия в
коррекционной работы с детьми;
• повышается педагогическая компетентность
по вопросам речевого развития детей и подготовке детей к
обучению в школе;
• возрастает активность детей при совместной работе с
родителями;
• улучшается динамика речевого развития детей;
• формируются творческие способности детей и
родителей в совместной деятельности;
• развиваются эмоционально –позитивные отношения
между родителями и детьми, родителями и учителем – логопедом;
• возрастает степень удовлетворённости родителей работой логопеда;
• формируется осознание родителями и детьми о необходимости целенаправленной речевой подготовки для успешного обучения в школе.
Литература:
Бабина Е. С. Партнерство дошкольно-образовательного учреждения и семьи в логопедической работе // Логопед. 2012. №5
Бачина О. В., Самородова Л. Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009