Оксана Макарова
Взаимодействие с родителями в детском саду в процессе формирования здорового образа жизни
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация: «»
Учитель-логопед: Макарова О. С.
Полноценное физическое и психическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В основе взаимодействия нашего дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество. Содружество педагогов и родителей предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу. Мы считаем, что для создания оптимальных взаимоотношений педагогов и родителей необходимо, чтобы обе стороны осознавали значимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяли друг другу.
Публикация «Взаимодействие с родителями в детском саду в процессе формирования здорового образа жизни» размещена в разделах
Учитывая требования ФГОС ДО, мы определили содержание и условия организации воспитательно-образовательного процесса для формирования культуры здорового образа жизни, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств дошкольников, обеспечивающих их социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья, а также выделили содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей. Все эти задачи педагоги решают в комплексе, обеспечивая разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. В связи с этим актуальным становится интегрированное включение здоровьесберегающих технологий в образовательное пространство ДОУ.
Под здоровьесберегающими технологиями мы понимаем совокупность педагогических, психологических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью.
Педагоги и специалисты используют в работе с детьми следующие технологии:
• технологии сохранения и стимулирования здоровья : динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные виды гимнастик (пальчиковая, гимнастика для глаз, дыхательная, бодрящая, корригирующая);
• технологии обучения здоровому образу жизни : непосредственно образовательная деятельность по физкультуре, проблемно-игровые, коммуникативные игры, валеологические беседы, точечный самомассаж;
• коррекционные технологии: технологии развития эмоцоинально-волевой сферы, коррекция поведения, психогимнастика.
Задачи каждой из этих групп связаны с общими задачами здоровьесьерегающего образования в детском саду.
Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
Сохранить и улучшить здоровье детей – огромная каждодневная работа всего коллектива детского сада.
Воспитание потребности в здоровом образе жизни осуществляем по следующим направлениям:
- привитие стойких культурно-гигиенических навыков;
- обучение уходу за своим телом, навыкам оказания элементарной помощи;
- формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений;
- развитие представлений о строении собственного тела, назначение органов;
- формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
Сама жизнь доказывает необходимость проведения серьезной воспитательной работы с дошкольниками, направленной на профилактику вредных привычек. С целью формирования эмоциональной стабильности, положительной самооценки, повышения психо-эмоционального состояния у детей педагоги используют в индивидуальной и групповой работе с детьми коррекционно-развивающие игры. Такие игры помогают детям избавиться от возникших эмоциональных комплексов, а значит поправить свое психологическое состояние.
В детском саду ведется целенаправленная работа по гигиеническому образованию и воспитанию детей, начиная с первой младшей группы. С ранних лет мы приучаем детей к соблюдению гигиенических правил: следить за чистотой одежды, очищать обувь от пыли, снега, грязи, при входе в помещение, не сорить, содержать в порядке личные вещи, аккуратно, аккуратно их хранить в отведенном для этого месте и т. д.
Считаем, что очень важно научить детей беречь свои зубы. Для этого прививаем правила ухода за зубами: полоскать рот после еды, чистить зубы ежедневно утром и перед сном.
С целью профилактики плоскостопия проводим различные упражнения с детьми, практикуем хождение по «дорожкам здоровья».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Культура семейных отношений и физическая культура – нерасторжимое единство, звенья одной цепи. Совместные занятия физкультурой и спортом укрепляют силы «внутреннего притяжения», увеличивают «потенциал доверия» семьи. Физкультура и спорт – эта та сфера, которая раскрепощает родителей и детей, уменьшает дефицит их общения, прививает иммунитет против вредных привычек. Мы стремимся повышать психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах укрепления здоровья и формирования основ здорового образа жизни у детей, включать их в процесс активного взаимодействия с ДОУ.
В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, мы используем разнообразные формы работы. Широко практикуем показ образовательной деятельности (занятий) для родителей. Оформляем выставки литературы, наглядного материала, рисунков, кроссвордов, сочинений на темы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «В здоровом теле – здоровый дух», «В стране здоровья» и др. Родители не только наблюдают, но и становятся активными участниками спортивных развлечений, игр «Знатоки здорового образа жизни», «Что? Где? Когда?» «Брейн-ринг» валеологического содержания, праздников «В стране Спортландии», «Дошкольная олимпиада», «Семейные старты», разрабатывают «Кодексы здоровья семьи», маршруты выходного дня. Чтобы лучше узнать взгляды каждой семьи на физическое воспитание, на отношение к здоровому образу жизни, проводим анкетирование, беседы, посещение на дому и т. д. Педагоги детского сада выпускают памятки «Как сохранить здоровье», «О вредных привычках».
Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей. Воспитатели размещают информацию в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком», «Здоровый образ жизни формируем с детства» и т. д.).
На родительские собрания приглашаются медицинские работники детского сада. Родители знакомятся с результатами диагностики состояния здоровья детей, их психомоторного развития, с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.
Приглашаем семьи на традиционные народные праздники – Калядки, Масленицу, Пасху, что способствует возрождению и укреплению народных традиций, нравственно воспитывает как детей, так и взрослых.
Все эти мероприятия способствуют укреплению семейных связей, повышают уровень компетентности педагогов и родителей по формированию здорового образа жизни, развивают физические качества, активность, способствуют укреплению здоровья в целом.
Ребенок познает мир, ползая, лазая, бегая. Он непрерывно находится в движении. Задача родителей - помочь своему ребенку. Занимаясь физкультурой вместе с ним, мама и папа учат его управлять своим телом, лучше контролировать свои движения. Двигательные навыки, освоенные в детстве, облегчат ему знакомство с внешним миром, помогут и в будущем.
Таким образом, проводимая физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
В процессе оздоровительной работы осуществляется постоянный медико-педагогический контроль за выполнением запланированных мероприятий, состоянием здоровья и динамикой физического и психического развития воспитанников. Организация физкультурно-оздоровительной работы и контроль за ней в детском саду направлены на обеспечение гармоничного развития ребенка, на оказание конкретной и действенной помощи воспитателям в повышении их профессионального мастерства на основе анализа воспитательного процесса.
Так как основная задача детского сада – охрана жизни и здоровья детей, снижение их заболеваемости, систематически наш коллектив выносит данный вопрос на повестку дня педсоветов. На совещаниях, педсоветах обсуждаются результаты контрольных проверок, даются рекомендации воспитателям, намечаются планы мероприятий по повышению качества работы в данном направлении. К примеру, сравнительный контроль помогает распространению педагогического опыта, улучшению физкультурно-оздоровительной работы в целом.
Коллектив учреждения мобилизован на реализацию мероприятий, помогающих достичь определенных целей в деле снижения заболеваемости.
В перспективе детский сад ставит следующие задачи:
• Поиск и внедрение новых моделей взаимодействия с семьями воспитанников по формированию здорового образа жизни.
• Активное вовлечение родителей в работу педагогической и оздоровительной деятельности детского сада, укрепление чувства их личной ответственности за развитие ребенка, укрепление его здоровья.
• Укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия с различными социальными институтами по внедрению физкультурно-оздоровительных технологий.