Елена Претцер
Продуктивное использование современных образовательных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивное использование современных образовательных технологий в ДОУ
В нашей стране, на сегодняшний момент, детские сады активно реализуют в работе инновационные технологии, направленные на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Позиция ребёнка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к нему взрослых является принципиально важным, т. к. цель педагогов - содействие становлению ребенка как личности придерживаясь позиции «Не рядом, не над ним, а вместе!».
Публикация «Продуктивное использование современных образовательных технологий в ДОУ» размещена в разделах
Поэтому в нашем детском саду целью ООП является создание в детском саду условий для развития каждого ребенка, открывающие возможности для его позитивной социализации, его личностного роста, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности [5, с. 178]). Данная программа направлена на развитие самостоятельности, познавательной и коммуникативной активности, социальной уверенности и ценностных ориентаций, определяющих поведение, деятельность и отношение ребенка к миру.
Также основной задачей педагогов нашего дошкольного учреждения стал выбор методов, форм организации работы с детьми и инновационных педагогических технологий, которые оптимально соответствовали бы поставленной цели развития личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий. И, я уверенна, многие из вас, с успехом их внедряют. Я не буду подробно о них рассказывать, скажу только, что в современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья. Поэтому здоровьесберегающие технологии обязательны:
- динамические паузы (комплексы физминуток)
- подвижные и спортивные игры
- релаксация
- точечный массаж (самомассаж)
- спортивные развлечения, праздники
- День здоровья
- психогимнастика
- фонетическая ритмика
- мимические разминки
- гимнастика для глаз (способствующая снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения)
- пальчиковая гимнастика (тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции)
- дыхательная гимнастика (способствует развитию и укреплению грудной клетки)
- точечный массаж
-игры, упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия и осанки и т. п.
Для развития и обогащения социально-личностного опыта посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия используем в группе технологию проектной деятельности.
В основном наши проекты носят краткосрочный (1 неделя, или средней продолжительности (1 месяц) характер.
Типы наших проектов:
- исследовательские,
- творческие,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
Осуществляется такие проекты внутри одной возрастной группы и обязательно в контакте с семьей.
Стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу и тот факт, что в разы увеличивается количество детей с речевой патологией. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведения и социализацию ребенка в целом.
Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для детей с ОНР интересным, занимательным, развивающим. Поэтому мы используем оригинальные, творческие методы, одним из которых является технология мнемотехники. Он обладает мощным ресурсом для коррекционно-развивающей работы с детьми с речевыми нарушениями, так как результативность коррекционной работы зависит от личностной включенности ребенка в педагогический процесс, осознанности выполняемых действий.
Технология - "мнемотехника" в работе с детьми позволяет добиться следующих результатов: расширение кругозора, развитие речи, появляется желание пересказывать, придумывать тексты, дети преодолевают робость, застенчивость.
Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Последовательность в работе с мнемотаблицами:
1 этап. Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено.
2 этап. Осуществление перекодирования информации, т. е. преобразование из символов в образы.
3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.
Структура мнемотехники.
Приемы мнемотехники строятся от простого - к сложному:
-Мнемоквадраты – символическое или образное изображение одного предмета или действия (строка стихотворения, первые строки сказки и т. д.);
- Мнемодорожки – последовательность предметов, действий, связанных одной сюжетной линией.
- Мнемотаблицы - это схема, в которую заложена определенная информация.
Как применять мнемотехнику в детском саду? Мнемотехника в детском саду, как результативный метод запоминания, обычно осваивается на простых примерах. Для начала детей знакомят с мнемоквадратами – понятные изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение. Затем воспитатель усложняет занятия, демонстрируя мнемодорожки – это несколько картинок 4-5, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем-моделей облегчает детям овладение связной речью, делает рассказы (сказок, стихов) четкими, связными и последовательными.
Мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
И ещё одна технология, вернее её элементы, которые успешно помогли нашим ребятам опереться на зрительную, слуховую и моторную наглядность, способствовала мобилизации разных видов памяти – это методика «Аквариум» Шулешко. По ней они знакомятся с печатными буквами русского алфавита в первые недели занятий, в дальнейшем постоянно обращаются к ней при знакомстве с новым материалом, касающимся букв, слогов и слов.
«Аквариум» - таблица большая, 120*150 см. На ней изображен слегка вытянутый в высоту аквариум – стеклянный параллелепипед с голубоватой водой, в котором плавают среди водорослей и ракушек рыбки, а на стенках – буквы алфавита.
Буквы в «Аквариуме» размещены группами. Ориентирами к местоположению каждой группы букв является конкретный элемент изображения аквариума. Поэтому «Аквариум» не должен быть перегружен множеством деталей. Их должно быть ровно столько, чтобы облегчить поиск каждой группы букв. Вместе с тем таблица «Аквариум» должна быть достаточно яркой и привлекательной для детей.
Каждой букве в таблице соответствует ее порядковый номер цифра от 1 до 33. Цифры выделены в специальную горизонтальную полосу, находящуюся на высоте примерно от общей высоты «Аквариума». Они размещены в ней по порядку слева направо. Эта полоса может быть немного светлее, чем остальная площадь «Аквариума». Цифры расположены не ровным горизонтальным рядом, а маленькими «лесенками», идущими вверх и вниз соответствующими каждой группе букв. Каждая буква находится точно под (или над) своей цифрой. Над цифрами располагаются все гласные буквы, под цифрами согласные и знаки - мягкий и твердый.
Буква Й расположена в ряду цифр. Она и не гласная и не согласная. Её порядковый номер 11, и она стоит в таблице на мессе своего номера, так как её очертания напоминают 11, где первая единичка изображена просто палочкой, а хвостик второй единички довольно длинный и касается первой 11, а сверху поставлена перевернутая запятая. Гласные – это одна группа букв, хотя порядковые номера этих букв идут не подряд, а рассыпаны по всему алфавиту. Эти номера могут стоять в поясе по средней линии этого пояса.
Ниже пояса цифр размещаются группы согласных букв и группа знаком (мягкий и твердый).
Первая группа согласных (б, в, г, д, ж, з) располагается по диагонали, сверху вниз левом нижнем углу аквариума. Большая водоросль отгораживает эту группу букв, вытянутую линию от остального пространства аквариума.
У каждой буквы есть пара (б – п, в – ф, г – к, и т. д.) Каждая из этих букв располагается со своей парой на одной линии горизонтали. По вертикали каждая из букв – пар расположена точно под своей цифрой. Таким образам образуется вторая группа из букв – парная группа из букв первой группе. Эти буквы (п, ф, ш, к, г, с) называются «рассыпными» - они стоят врассыпную.
Третья группа согласных (л, м, р, н) находится в центре аквариума прямо под цифрами. Буквы стоят не вряд, а в разбивку (л, н) – пониже, (м, р) – повыше, все на равном уровне под своими цифрами. Вперемешку с буквами этой группы изображена стайка мелких рыб. Маленькие рыбки ассоциативно связываются с напоминающими журчание воды названиями этих букв: эл, эм, эн, эр, и дети хорошо запоминают их.
Еще дна группа букв расположена в правой нижней части аквариума. Их опознавательным знаком служит изображение воздушного фильтра вверх пузырьками. У фильтра расположены шипящие буквы: ф, х, или щ. Они ассоциируются с поднимающимися пузырьками воздуха. Некоторые из этих букв входят, как бы в две группы – и в группу рассыпных и в группу у фильтра. Это буквы ф, ш, х. Буквы ф и ш, расположены на одной линии со своими парами в и ж. Буква х является как бы третьим дополнительным членом т–к- х. Она тоже стоит с ними в одной линии. Буквы ц и щ расположены под своими цифрами выше и ниже букв ш, ф, х.
Твердый и мягкий знак образуют особую группу из двух букв под цифрами примерно на уровне букв л, м, н, р. От последних их отделяет крупная рыбка, плывущая в право.
Группы букв отмечены не только пространственным расположением, но и цветом. Каждая буква имеет свой цвет, в этот же цвет окрашена и соответствующая ей цифра. Гласные объединены красно-коричневой гаммой цветов. Группа согласных «за большой водорослью» (б, в, г, д, ж, з) сине-зеленого цвета. «Рассыпные» буквы – пары букв «б, в, г, д, ж, з» – имеют те же цвета что и их пары, с той разницей, что буквы «б, в, г, д, ж, з» залиты цветами сплошь, а «п, ф, ш, к, г, с» лишь оконтурены ими, а внутри контуров как бы видна вода. Цифры, являющиеся номерками этих букв, тоже раскрашены по этому принципу: номер букв «б, в, г, д, ж, з» - залиты соответствующими цветом, «п, ф, ш, к, г, с» - оконтурены ими. Буквы «д, м, н, р» - коричнево – фиолетовыми. Буквы «у фильтра» - эта пестрота решена по-разному. Так буква «х» может быть двухцветной – в диагональную полоску. Причем один из цветов–цвет триады «г, к, х», а второй цвет – цвет «пестрой» группы (скажем белый). Буква ш - как ей и положено, оконтурена цветом, который залита буква «ж», но контур ее – «лохматый» на нем внутри и наверху «растут» шерстинки. А буква, которая близка к «ш», может быть двухцветной в вертикальную полоску, один цвет как у пары «ж-ш,» а второй – белый. Буква «ч» может быть светло-голубой (так, чтобы белый цвет «пестрой» группы явственно в ней присутствовал, а буква «ц» - столь же светло – розовой. Буквы «ъ и ь» темнее кобальтово – зеленые.
Буквы в таблице «Аквариум» должны быть в печатном строчном (а не заглавном) начертании (я, е, ё). О заглавных буквах (печатных) на занятии может зайти особый разговор, они могут быть написаны на доске, разницу в начертании заглавных и строчных букв нужно обсудить с детьми, подчеркнув при этом, что в «Аквариуме» все буквы строчные.
По «Аквариуму» дети в игровой форме занимаются с буквами, цифрами, приобретают умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть предметы по цвету, форме, размеру. Соотносить предметы, буквы, цифры с числительными, учатся согласовывать разные части речи. Закрепляют понятие вверх, вниз, слева и т. д. Знакомятся с буквами алфавита, запоминают гласные и согласные, парные и непарные, звонкие и глухие, твердые и мягкие согласные. Составляют и преобразовывают слова путем замены или добавления звука. «Аквариум» способствует развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи. Дети учатся задавать вопросы, составляют предложения с простыми и сложными предлогами, придумывают истории и описательные рассказы о месторасположении букв, цифр.
Знакомство с алфавитом при помощи «Аквариума».
- Учатся находить свою букву имени, её адрес.
- Знакомятся с отдельными группами букв – семейка «гласные», «согласные». Учатся находить их в аквариуме, называть имя буквы, звук, адрес, группировать буквы по цвету;
- Учатся различать звуки, не путая понятия «буква» и «звук».
- Учатся делить слово на части, путём прохлопывания слов.
- Делить слово на звуки, слышать звук в слове, придумывать слова на заданный звук.
- Учить детей чтению на слух (путём ловли звуков).
Развитие речи
Работают над дыханием, силой голоса, темпом речи (вдох через нос, выдох через рот).
- Проговаривают и заучивают чистоговорки.
- Проговаривают и прохлопывают слова.
Ориентировка на плоскости
- На плоскости аквариума (верх, низ, право, лево, центр).
- Ориентировка на листе бумаги.
- В пространстве – лево, право, сзади спереди.
Развитие познавательных процессов
- Развивать логическое мышление, глазомер, воображение. Учить сравнивать, выделять главное, обобщать.
- Воображения (дорисуй на что похоже).
- Усидчивость, выдержанность.
- Уметь самостоятельно оценивать поступки товарищей.
- Уметь рассуждать.