Екатерина Серова
Продуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайта
▼ Скачать +Заказ
Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастает человек, какие черты характера формируют его натуру. Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 44) «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка. Образовательные организации оказывают помощь родителям несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития». [5, с. 136]
Публикация «Продуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников, Создание и ведение сайта» размещена в разделах
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сайт воспитателя, педагога, детского сада
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция ноябрь 2016
Я уже одиннадцатый год работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Дети приходят к нам на два года. На основе наблюдений за семьями воспитанников и анализа их активности в образовательном пространстве, можно условно разделить все семьи на три группы. «Пассивные наблюдатели» среди родителей составляют - 53%, «заказчики» -14%, «активные участники» – 33%. Не все родители осознают важность сотрудничества с воспитателями, но при этом они не ищут причины в себе, своей семье, а всю ответственность возлагают на детский сад. Изменение такой позиции становиться задачей педагогов и руководителей дошкольного учреждения. Поэтому вопрос продуктивного взаимодействия ДОУ и семьи остается открытым. Необходимо прилагать большие усилия и придумывать новые формы созвучные с сегодняшним днём. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идёт непосредственно об их ребёнке. Всё, что связано с конкретным ребёнком, вызывает неподдельный интерес. Именно этот интерес надо использовать в работе.
Согласно основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», ведущие цели взаимодействия детского сада с семьей
— создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. [3, с. 267]
По мнению Сычёвой Е. С., с позиции общения детского сада и семьи, взаимодействие подразумевает организацию такого воспитания, при котором педагоги и родители постоянно обмениваются опытом, внедряя в практику наиболее ценные приемы воспитательного воздействия на детей, то есть действия общие, связанные, обусловленные и дополняющие друг друга.
[4, с. 6]
Для продуктивного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи нужно пересмотреть роли и позицию педагога. Гринёва М. А. определила «портрет» педагога-партнёра:
1. Опирается на инициативу родителя и предлагает своё.
2. Узнает о ребёнке у родителя и вместе с ним оценивает ребёнка.
3. Не даёт готовых советов, а вместе с родителями решает проблему.
4. Подходит к родителю, учитывая индивидуальность семьи.
5. Помогает родителю создать для ребёнка успешную деятельность для самореализации личности.
6. Помогает родителям в правильности семейного воспитания, иногда учится у родителей.
7. Не поучает родителей, а даёт советы как дипломированный специалист.
8. Высшая цель и содержание работы – ребёнок. [1]
Взаимодействие с родителями в рамках информационного блока
– просвещение родителей, передача им необходимой информации. На этом этапе совместно с руководителем учреждения и специалистами знакомим родителей с визитной карточкой дошкольного образовательного учреждения, паспортом группы, с нормативно-правовыми документами; с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и результатами мониторинга достижений детей. На этом этапе начинается закладка фундамента для более продуктивного общения с семьями. Родителям раздаю ознакомительную анкету, веду наблюдение за особенностями семейного воспитания и взаимоотношениями с детьми. Стараюсь в адаптационный период больше хвалить ребёнка, рассказывать родителям обо всех успехах, даже мимолётных в течение дня. Доброжелательная атмосфера позволяет заложить эмоциональные и доверительные отношения с родителями. На основании полученных данных, планирую работу по взаимодействию. Выбираю наиболее удачные и продуктивные формы взаимодействия с родителями. После сбора и обработки ознакомительных анкет формируются темы, которые интересуют родителей и по которым в дальнейшем ведётся просветительская работа.
Вот некоторые из заявленных тем на 2016-2017 учебный год:
- Значение режима дня для дошкольника;
- Оздоровительные методики;
- Физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием ребёнка;
- Дыхательные гимнастики;
- Охрана зрения детей;
- Физкультурное и спортивное оборудование для развития и укрепления здоровья ребёнка.
Практический блок
– организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, сотрудничество и взаимодействие с семьями воспитанников.
При построении взаимодействия в рамках практического блока использую все формы, как традиционные, так и нетрадиционные, индивидуальные и групповые. В эту работу включаются все специалисты нашего учреждения. Только вместе, только с родителями можно добиться хороших результатов в образовании и коррекции детей. В работе с родителями хорошие результаты даёт организация проектной деятельности в детском саду. Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. В группе проводила конкурсы семейных проектов, газет, фотоконкурсов, поделок: «Чудеса на грядке», «Символ наступающего года», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Зимние игры», «Лучший спортивный уголок в семье», «Секреты нашего здоровья», «Моя любимая детская площадка», «Моя семья», «Знай и соблюдай правила дорожного движения».
Родители всегда активные участники праздников, мероприятий в группе. Вот некоторые результаты взаимодействия с семьями воспитанников.
Родители помогают в изготовлении костюмов, декораций, принадлежностей к занятиям, праздникам, играм и пр.
Совместная работа с родителями дает положительные результаты.
Для определения эффективности проведенных мероприятий существует третий блок модели – оценочный.
Результативность проведенных мероприятий определяю через книгу отзывов, анкетирование, опрос родителей, наблюдения, собеседование с детьми.
Особо хочется остановиться на такой форме взаимодействия с семьями воспитанников, как создание и ведение сайта дошкольного образовательного учреждения, поскольку я являюсь разработчиком сайта нашего ДОУ http://www.umka.caduk.ru/.
С 01.01.2011 года вступил в силу Федеральный закон № 293. Закон требует «создать и вести официальный сайт образовательного учреждения в сети Интернет» (статья 32, п. 2). Согласно федеральному закону № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 29) «Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет». [5]
Сайт детского сада может стать для родителей источником информации учебного, методического и воспитательного характера. На сайте публикую как необходимые разделы: сведения об образовательной организации, правовое и нормативное обеспечение, рабочие программы, так и дополнительные: достижения ДОУ, мероприятия, методические страницы, информация для родителей, фотоальбом, новости, словарь, детская страница, мастер-класс и т. д. Сайт доставляет информацию, как родителям, так и семьям будущих воспитанников, воспитателям, методистам из других садов.
Для родителей важна информация о мероприятиях, проводимых в детском саду, о том, чем занимаются дети, в каких соревнованиях участвуют, конкурсах. Здесь я выкладываю крупные фотографии или презентации, ссылки на видеоролики. Родители «видят» глазами, а не сухим текстом. Кроме этого необходимы консультации, где четко прописаны теоретические и практические аспекты. Консультации должны быть содержательными и при этом не очень объемными, так как чтение с мониторами не всегда удобно. Любую консультацию или рекомендацию можно будет сохранить на компьютере, распечатать и по мере необходимости использовать.
На странице сайта есть детская страничка, из которой родители, а также дети могут узнать, в какие игры можно играть, найти загадки, речевой и картинный материал, поделки к разным праздникам. Всё это обогатит семейный досуг, а так же поможет в обучении ребёнка.
Для удобства родителей создана целая страница «Интернет-порталы», где указаны самые известные и полезные для обучения и воспитания детей образовательные и детские сайты.
На сайте создана гостевая книга и форум для свободного общения родителей и педагогов. Форум позволяет узнать мнение посетителей сайта о работе детского сада, задать интересующие вопросы всем специалистам в д/с, получить профессиональную консультацию, а также воспользоваться опытом по воспитанию детей у других родителей. Такое неформальное общение позволяет сблизить всех участников образовательного и воспитательного процесса.
На сайте я установила счётчик посещений, который показывает, насколько популярен сайт среди посетителей (недавний показатель посещений 28560 раз).
В результате взаимодействия родители стали проявлять искреннюю заинтересованность, готовность увидеть мир с позиции ребенка, пережить с ним вместе радости и неудачи. Освоенный опыт детского сада родители с успехом используют в домашних условиях, а педагоги – опыт семьи в своей работе.
Список использованной и цитируемой литературы:
1. Гринёва М. А. Создание новой модели взаимодействия ДОУ семьи - Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/sozdanie-novoi-modeli-vzaimodeistviya-dou-i-semi
2. Концедайлова О. А. Использование ИКТ в работе с родителями: официальный сайт ДОУ – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/2011-03-22-09-30-55/3108-ispolzovanie-ikt-v-rabote-s-roditelyami-ofitsialnyj-sajt-dou.html
3. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
4. Сычёва Е. С. Применение компьютерных технологий во взаимодействии педагогов с родителями воспитанников – Режим доступа: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/primenenie-kompyuternyh-tehnologiy-vo-vzaimodeystvii-pedagogov-s-roditelyami
5. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Режим доступа: http://www.magnitog.ru/index.php?option=com_k2&view=itemlist&layout=category&task=category&id=91&Itemid=179&lang=ru