Анжела Безрукова
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников
Слайд 2
• Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости.
• В основном отмечаются такие нарушения:
Публикация «Проблема формирования фонематических процессов у дошкольников» размещена в разделах
- нарушения произношения большого количества звуков (не только сложных, но и звуков раннего онтогенеза, таких как [б, п, н, в, д, т]);
- несформированность фонематического слуха, оказывающая отрицательное влияние на формирование фонематического восприятия, необходимого для полноценного усвоения письменной речи.
Одна из причин таких отклонений – недостаточный учет взрослыми потребностей ребенка к усвоению речи окружающих (не показывается артикуляция звука, не вызывается интерес к правильному произношению, не воспитывается слуховое внимание).
Слайд 3
Сегодня мы рассмотрим одну из проблем речевого развития детей, а именно, проблему формирования фонематических процессов у дошкольников, как важной составляющей звуковой культуры речи.
Мы говорим о ней, именно потому, что ее решение необходимо начинать в речевой работе с детьми младшего дошкольного возраста, так как в норме к 4 годам ребенок должен различать все звуки родного языка. У него должны правильно сформироваться тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, т. е у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
В настоящее время сложилась такая ситуация, что работа по формированию у детей фонематических процессов и работа над звуками в основном проводится воспитателями в группах старшего дошкольного возраста и специалистами, ведущими коррекционно-развивающую деятельность. А должны начинать ее воспитатели групп младшего дошкольного возраста, т. к. длительное неправильное произношение звуков ребенком приводит к тому, что двигательные артикуляционные навыки закрепляются, а слуховое восприятие звуков искажается. Ребёнок произносит звук неправильно, но этого не осознаёт. Звук-заменитель занимает прочное место в разговорной речи. Слух больше не помогает ребёнку сформировать нормальное произношение. На фоне этого появляются стойкие дефекты речи.
Слайд 4
Уточним, что же в себя включают фонематические процессы. Эти понятия педагоги должны знать и различать.
• Фонематические процессы включают в себя :
- фонематический слух
- фонематическое восприятие
- фонематические представления
Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
• Способность слышать есть данный звук в слове, или нет.
• Способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности.
• Способность различать слова, близкие по звучанию, но разные по значению.
Несформированность фонематического слуха делает невозможным правильное произношение звуков детьми, не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
«Фонематическое восприятие» - это способность различать звуки речи и определять звуковой состав слова. Сюда входит:
• Умение определять линейную последовательность звуков в слове.
• Умение определять позицию звуков в слове (начало, середина, конец).
• Осознание или подсчет количества звуков в слове.
«Фонематические представления» - это сохранившиеся в сознании образы звуковых оболочек слов, которые образовались на основе восприятия этих слов ранее.
Слайд 5
Для того, чтобы проводить работу по формированию фонематического слуха, необходимо точно знать возрастные нормы развития фонематических процессов и усвоения звуковой стороны языка (на слайде).
К трем годам жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению известных исследователей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.
К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
Фонематические процессы у детей к пяти годам совершенствуются: они узнают звук в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.
К шести годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры.
Слайд 6
Как же развивать фонематический слух? Работа осуществляется постепенно и последовательно. Здесь можно выделить несколько этапов.
1) Первый уровень – узнавание неречевых звуков.
На этом этапе воспитатель организует с детьми такие игры, как
«Угадай, что звучало», «Шумящие мешочки», «Жмурки» или «В какой стороне прозвучало» (где ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка). Игра «Похлопаем» (ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков, например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка).
2) Второй уровень – различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
• Детей учат различению одинаковых слов, звуков и звукокомплексов ориентируясь на различную высоту силу и тембр голоса. Содержание заданий усложняется и в работу включаются речевые звуки, с которыми детям предлагается совершить следующие действия:
• Различить на слух варианты слов произнесенные различной силой голоса (громко, тихо).
• Различить на слух варианты слов произнесенных различным тембром голоса (мальчик, тетенька, дяденька, Серый волк, зайчик и т. д.)
• Различить на слух различные звукокомплексы произнесенные различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа- как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т. д.)
• Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т. д.
На этом этапе воспитатель организует с детьми такие игры, как
Игра «Узнай свой голос», Игра «Громко-тихо», «Далеко-близко», «Кто позвал?», «Три медведя».
3) Третий уровень – различение сходных по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай». Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно». Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка – хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
4) Четвертый уровень – различение слогов.
Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с ребенком произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на, отхлопывая слоги. Более сложный вариант – предложить ребенку самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?». Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
5) Пятый уровень – различение звуков.
Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарик говорит – зззз, ветер дует – сссс, жук жужжит – жжжж, тигр рычит – рррр…
Взрослый произносит звук, а ребенок отгадывает, кто (что) его издает.
Игра «Похлопаем». Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши, когда слышит заданную фонему.
6) Шестой уровень – освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков». Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Игра «Похлопаем». Взрослый проговаривает ряды слов, а ребенок должен хлопнуть, когда услышит слово, начинающееся с заданного звука. Более сложный вариант – заканчивающееся на заданный звук или содержащее его в середине.
Игра «Отгадай слово». Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком – нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук «л» (.мпа, мы. о, .ук, ку. ак).
Слайд 7
Первые три этапа являются основополагающими и должны реализовываться в работе с младшими дошкольниками.
Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха.
Рекомендуем соблюдать следующую последовательность при проведении этой работы:
• Звуки, которые издают животные и птицы (звукоподражания).
• Звуки, которые издают различные звучащие игрушки (погремушки, трещотки, свистульки, пищалки)
• Звуки, которые издают предметы и материалы (стук молотка, скрип двери, шорох, шуршание)
• Звуки природы (шум ветра, дождя, шелест листьев, журчание воды…
• Транспортные шумы (стук колес, скрип тормозов, автотранспортные сигналы)
• Звуки детских музыкальных инструментов (барабан, дудки, ксилофоны, гармошка, колокольчики, пианино)
Слайд 8
Такие игры и упражнения способствуют развитию слуховой памяти и слухового внимания, без чего невозможно научить ребёнка вслушиваться в речь окружающих и дифференцировать фонемы; способствуют умению слышать каждый отдельный звук в слове, чётко отделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово, то есть умение анализировать звуковой состав слова.
Слайд 9
Следовательно, все необходимые предметы, картотеки, игрушки, аудио, видеозаписи должны быть представлены в речевом уголке группы для организации и проведения игр с детьми. Особенно это важно для групп младшего возраста
Слайд 10
Формирование фонематических процессов и работа над звукопроизношением осуществляется на специальных занятиях – речевых, музыкальных, во время гимнастики, прогулки и т. д.
Слайд 11
Таким образом, при своевременно сформированных фонематических процессах, ребенок, по мере развития артикуляционной моторики, постепенно сам овладевает правильным звукопроизношением, воспринимая акустические и артикуляционные признаки звуков.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь ему в своевременном овладении всеми сторонами звучащей речи!