Марина Пятунина
Привлечение современной семьи к взаимодействию с ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Социокультурные изменения, происходящие в России в последние десятилетия, характеризуют сложность и многогранность современной действительности : изменились социально-экономическая и политическая ситуация, нормативно-ценностная система. Однако непреходящим было и остаётся эволюционное изобретение человечества - семья.
Семья - это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья [5,с. 144].
Публикация «Привлечение современной семьи к взаимодействию с ДОО» размещена в разделах
Потенциальные возможности семьи, её жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьёзные изменения, исследователи отмечают снижение воспитательного потенциала семьи в современном социуме и её роли в процессе первичной социализации детей: наблюдается дисгармонизация детско-взрослых отношений. Большинство семей испытывает значительные жизненные трудности, что не может не отражаться на характере и направленности воспитательного процесса.
Развитие ребенка, его психики, личностных качеств во многом определяется теми взаимоотношениями, которые складываются в течение жизни между формирующейся личностью и ее ближайшим взрослым окружением. Роль семьи в воспитании ребенка подчеркивалась и изучалась многими педагогами и психологами (Л. И. Божович, В. В. Давыдов, И. В. Дубровина, М. Земская, К. Е. Игошев, М. И. Лисина, Г. М. Миньковский, C.В. Ковалев, В. Я. Титаренко и др.).
В настоящее время изменилось качество самой семьи, прервалась преемственность педагогической традиции. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения, нанося значительный вред духовному и культурному развитию становления личности ребенка [1,с. 47].
По нашему мнению, дисгармония психологического климата в семье может провоцировать детско-родительские конфликты, осложнять взаимоотношения детей и родителей, и в целом негативно влиять на личность ребенка, поэтому основная задача педагогов в организации взаимодействия с родителями активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности ребенка. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.
Есть разные семьи : и многодетные, и такие в которых только один взрослый и один ребёнок. Они могут различаться по национальности и уровню образованности родителей, по их возрасту, социальному статусу и уровню жизни; могут жить в столице или в провинции. Какую же семью можно считать лучшей для ребёнка? Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей ведь все мы когда-то были детьми.
Если ребёнка сравнивать с молодым деревцем, то семья, это почва, на которой оно растёт, и тот ландшафт, который его формирует. Одни растут в ухоженном саду, другие в оранжерее, третьи на скудной каменистой почве, четвёртые за высокой стеной, пятые на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные [2,с. 50].
Хорошая семья дает опору ребёнку, помогает укрепиться в этом мире, позволяет почувствовать прочность бытия. Хорошая семья – лучшая защита ребёнку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ мира, который он затем всю жизнь будет проецировать на внешний мир – или спокойно доверяя ему, или боясь на него положиться. Быть опорой и защитой, вселяя уверенность и возвращать спокойствие духа – вот первое предназначение семьи.
Семейные ценности это принципы, на которых основывается наша жизнь. Они являются стандартами, по которым мы судим, что правильно, а что неправильно [6,с. 45].
Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов.
Основная задача педагогов в организации взаимодействия с родителями активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности ребенка. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейных ценностей и традиций у дошкольников мы наметили следующие цели:
-повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка;
-привлечение родителей и оказание им практической помощи в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи.
Для реализации поставленных целей определили следующие задачи:
-содействовать укреплению связей ДОО и семьи;
-предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
-расширять представление о внутрисемейных традициях, ценностях;
-воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
Результаты опроса детей в форме интервью «Микрофон откровения» показали, что у детей отсутствуют четкие представления о понятиях «семья», «члены семьи». Наблюдаются неточные знания истории своего рода и семьи.
По итогам анкетирования родителей выяснилось, что не все семьи имеют чёткое представление что такое «Семейные ценности», некоторые затруднялись с формулировкой ответа. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в консультации специалистов детского сада на тему приобщения ребёнка к ценностям семьи?», большинство респондентов ответили утвердительно.
Все выше перечисленные факторы способствовали необходимости проведения различных форм работ направленных на укрепление семейных ценностей воспитанников детского сада и их родителей.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями педагогом-психологом, социальным педагогом, воспитателями ДОО разработан план взаимодействия, который включает в себя различные формы работы.
Мы активно используем в своей работе проекты, предусматривающие поэтапную последовательность в организации обучения детей: от выявления их возможностей и прошлого опыта к совместному планированию и реализации намеченного.
Организация взаимодействия детского сада и семьи в форме проектной деятельности представляет собой интересную современную форму работы по привлечению родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе и способствует укреплению связи между дошкольным учреждением и семьями воспитанников.
В рамках семейного художественно-творческого проекта «Генеалогическое древо моей семьи» была проведена творческая выставка «Герб моей семьи» в которой с удовольствием приняли участие дети и родители. Совместная работа родителей и детей способствовала активному сотрудничеству с семьёй, установлению партнерских отношений, сплочению детского коллектива, детей и родителей. Родители вместе с детьми осознали значимость этой работы и вместе радовались успехам.
В преддверие выпускного бала стало доброй традицией выпуск стенгазеты «Мы тоже школьниками были», где представлены фото родителей, в то время, когда они были учениками начальной школы.
Популярна в нашем ДОО такая форма работы, как составление семейных историй. Эту работу дети могут выполнить только с помощью взрослых членов своей семьи. Дети и родители собирали материалы о своих родных и близких, об истории возникновения своей фамилии, заполняли ромашки имён («Как меня называют дома»). В преддверии 9 мая был проведен творческий конкурс совместного словотворчества на тему: «Спасибо деду за победу!», где родители и дети в мини-сочинениях рассказывали о славном боевом прошлом своих родственников во время Вов.
Ежегодно по плану ДОО проводятся родительские собрания, в которых мы вместе с родителями и воспитателями обсуждаем вопросы семейного воспитания, говорим о значимости родителей и родственников в жизни ребёнка. Мы часто применяем на родительских встречах метод игровых ситуаций, элементы тренинга, используем ИКТ.
Большую значимость для формирования представлений у детей о нравственных ценностях в семье имеют индивидуальные и групповые консультации. На организованных встречах с родителями стараемся объяснить им, как важен их личный пример, совместная деятельность, беседы по душам для передачи детям нравственных, моральных представлений.
Совместно с воспитателями проведены фотовыставки на семейные темы: «Мой папа самый лучший», «Папа, мама я здоровая семья!», «Семейная страничка», «Говорим здоровью Да».
Мнение, запросы, пожелания родителей мы узнаём, через переписку в «Почте добрых советов», отражая это в стендовой информации, изготовлении папок-передвижек, буклетов.
Таким образом, можно заключить, что проведенная нами работа способствует сохранению семейных ценностей, развитию интереса к ним, возрождению семейных традиций, благоприятно влияет на позитивные взаимоотношения в семьях воспитанников.