Мазырина Людмила
Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе
Аннотация: в данной статье говорится об эффективныхспособах и приемахвзаимодействия с родительской общественностью с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ иповышения уровня компетентности в вопросе коррекционного развития детей.
Ключевые слова: ОВЗ, психолого-медико-педагогическая комиссия, семья, тьютор, РАС, коррекция.
Публикация «Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
В настоящее время вопрос инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях стоит особо актуально, поскольку с каждым годом детей с ОВЗ становится значительно больше. Закон «Об образовании», а также Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт) ориентирован на индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, связанную с жизненной ситуацией отдельного ребенка, его состоянием здоровья, образовательными потребностями; на обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства, в т. ч. детей с ОВЗ.
Также одной из задач, которую ставит перед современным ДОУ государство и его нормативно-правовая база, является оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в необходимой коррекции нарушений их развития, т. е. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.
Детский сад и родительская общественность – это два берега одной река. Это два взрослых коллектива, объединенных одной целью – содействовать полноценному развитию ребенка, коррекции его развития.
В данной статье я поделюсь опытом организации коррекционно-развивающей работы при участии родителей. Расскажу о наиболее эффективныхинструментах (способах и приемах) взаимодействия с законными представителями детей с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и, как следствие, повышения уровня родительской компетентности в вопросе коррекционного развития своего ребенка.
При работе с семьями воспитанников, как и при работе с детьми, нужно придерживаться определенных принципов. Во-первых, это принцип индивидуализации, отдельного подхода к каждой семье, с учетом особенности каждой из них. Во-вторых, это принцип последовательности. Доносить информацию до родителей и погружать их в коррекционно-развивающую работу надо постепенно. Исток эта работа берет с индивидуальной беседы с представителем родительской общественности (законным представителем) на предмет заинтересованности помочь своему ребенку, рационально оценить и принять уровень его развития.
Родитель может самостоятельно принять решение пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК).Обычно, это случается втом случае, когда мама замечает отклонения в развитии своего малыша. Но так бывает не всегда. Тогдавоспитатель и специалисты ДОУ приглашают родителей ребенка, имеющего отклонения в развитии, на ПМПк детского сада с целью рекомендоватьпрохождениеПМПК, начатькоррекционную работу по развитию ребенка.
После прохождения ПМПК, на основании заключения, а также индивидуальных особенностей и потребностей ребенка разрабатывается Адаптированная образовательная программа (далее – АОП, Программа, которая утверждается заведующим ДОУ и согласовывается с родителями ребенка. На ПМПк ДОУ родитель знакомится с содержанием Программыи дает свое согласие на ее реализацию, пишет заявление на обучение ребенка по АОП.
Родители в современной образовательной ситуации являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому их роль в реализации АОП будет значимой.
Предположим, команда специалистов ДОУ реализует АОП для ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для успешной реализации необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, создается комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром. Необходимо привлекать родителей для организации этой среды, так совместно с представителями родительской общественности можно оформить для ребенка в групповом помещении сенсорный уголок, и по аналогии воспроизвести его в домашней обстановке. Если площади ДОУ позволяют, то при участии родителей можно оформить сенсорную комнату, которая позволяет расслабить нервную систему ребенка, воздействует на сенсорные органы, вследствие чего у ребенка появляется чувство защищенности и спокойствия.
Родитель может выступать в роли тьютора для своего ребенка ив первое время присутствовать в течение всего времени пребывания ребенка с РАС в ДОУ, но постепенно время присутствия родителя-тьютора сокращается. Также родители должны иметь желание и возможность посещать совместные детско-родительские коррекционные занятия с дефектологом, логопедом и психологом.
С целью психолого-педагогической поддержки для определенной семьи специалистами разрабатывается индивидуальный маршрут погружения в коррекционную работу, который включаетв себя не только совместные детско-родительские занятия, но и цикл консультаций по темам «Роль режима дня для ребенка с РАС», «Влияние цвета на детей с РАС. Рекомендации по организации цветовой среды», «Принцип построения занятий и игр для детей с РАС», «Дневник успеха и трудностей» и пр., мастер-классов «Использование картинок-действий для организации взаимодействия с ребенком с РАС», «От простого к сложному».
Данный комплексный подход, реализуемый командой специалистов ДОУ в тандеме с родительской общественностью, будет выступать в роли мощнейшего инструмента коррекционно-развивающей работы, который поможет ребенку адаптироваться к социальной среде, научит взаимодействовать с окружающим миром, повысит уровень компетентности родителей в вопросе коррекционного-развивающего взаимодействия со своим ребенком.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М. 2008.-76с.