Получи документы

Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе

Мазырина Людмила
Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе

Аннотация: в данной статье говорится об эффективныхспособах и приемахвзаимодействия с родительской общественностью с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ иповышения уровня компетентности в вопросе коррекционного развития детей.

Ключевые слова: ОВЗ, психолого-медико-педагогическая комиссия, семья, тьютор, РАС, коррекция.

Публикация «Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе» размещена в разделах

В настоящее время вопрос инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях стоит особо актуально, поскольку с каждым годом детей с ОВЗ становится значительно больше. Закон «Об образовании», а также Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, Стандарт) ориентирован на индивидуализацию воспитательно-образовательного процесса, связанную с жизненной ситуацией отдельного ребенка, его состоянием здоровья, образовательными потребностями; на обеспечение равных возможностей для полноценного развития ребенка в период дошкольного детства, в т. ч. детей с ОВЗ.

Также одной из задач, которую ставит перед современным ДОУ государство и его нормативно-правовая база, является оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, в необходимой коррекции нарушений их развития, т. е. обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей с ОВЗ.

Детский сад и родительская общественность – это два берега одной река. Это два взрослых коллектива, объединенных одной целью – содействовать полноценному развитию ребенка, коррекции его развития.

В данной статье я поделюсь опытом организации коррекционно-развивающей работы при участии родителей. Расскажу о наиболее эффективныхинструментах (способах и приемах) взаимодействия с законными представителями детей с целью вовлечения в образовательное пространство ДОУ и, как следствие, повышения уровня родительской компетентности в вопросе коррекционного развития своего ребенка.

При работе с семьями воспитанников, как и при работе с детьми, нужно придерживаться определенных принципов. Во-первых, это принцип индивидуализации, отдельного подхода к каждой семье, с учетом особенности каждой из них. Во-вторых, это принцип последовательности. Доносить информацию до родителей и погружать их в коррекционно-развивающую работу надо постепенно. Исток эта работа берет с индивидуальной беседы с представителем родительской общественности (законным представителем) на предмет заинтересованности помочь своему ребенку, рационально оценить и принять уровень его развития.

Родитель может самостоятельно принять решение пройти с ребенком психолого-медико-педагогическую комиссию (далее - ПМПК).Обычно, это случается втом случае, когда мама замечает отклонения в развитии своего малыша. Но так бывает не всегда. Тогдавоспитатель и специалисты ДОУ приглашают родителей ребенка, имеющего отклонения в развитии, на ПМПк детского сада с целью рекомендоватьпрохождениеПМПК, начатькоррекционную работу по развитию ребенка.

После прохождения ПМПК, на основании заключения, а также индивидуальных особенностей и потребностей ребенка разрабатывается Адаптированная образовательная программа (далее – АОП, Программа, которая утверждается заведующим ДОУ и согласовывается с родителями ребенка. На ПМПк ДОУ родитель знакомится с содержанием Программыи дает свое согласие на ее реализацию, пишет заявление на обучение ребенка по АОП.

Родители в современной образовательной ситуации являются полноправными участниками образовательного процесса, поэтому их роль в реализации АОП будет значимой.

Предположим, команда специалистов ДОУ реализует АОП для ребенка с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС). Для успешной реализации необходимо установить эмоциональный контакт с ребенком, создается комфортная среда пребывания, исключающая недоступные ему способы взаимодействия с миром. Необходимо привлекать родителей для организации этой среды, так совместно с представителями родительской общественности можно оформить для ребенка в групповом помещении сенсорный уголок, и по аналогии воспроизвести его в домашней обстановке. Если площади ДОУ позволяют, то при участии родителей можно оформить сенсорную комнату, которая позволяет расслабить нервную систему ребенка, воздействует на сенсорные органы, вследствие чего у ребенка появляется чувство защищенности и спокойствия.

Родитель может выступать в роли тьютора для своего ребенка ив первое время присутствовать в течение всего времени пребывания ребенка с РАС в ДОУ, но постепенно время присутствия родителя-тьютора сокращается. Также родители должны иметь желание и возможность посещать совместные детско-родительские коррекционные занятия с дефектологом, логопедом и психологом.

С целью психолого-педагогической поддержки для определенной семьи специалистами разрабатывается индивидуальный маршрут погружения в коррекционную работу, который включаетв себя не только совместные детско-родительские занятия, но и цикл консультаций по темам «Роль режима дня для ребенка с РАС», «Влияние цвета на детей с РАС. Рекомендации по организации цветовой среды», «Принцип построения занятий и игр для детей с РАС», «Дневник успеха и трудностей» и пр., мастер-классов «Использование картинок-действий для организации взаимодействия с ребенком с РАС», «От простого к сложному».

Данный комплексный подход, реализуемый командой специалистов ДОУ в тандеме с родительской общественностью, будет выступать в роли мощнейшего инструмента коррекционно-развивающей работы, который поможет ребенку адаптироваться к социальной среде, научит взаимодействовать с окружающим миром, повысит уровень компетентности родителей в вопросе коррекционного-развивающего взаимодействия со своим ребенком.

Список литературы

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

2. Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Пособие для работников ДОУ. – М. 2008.-76с.

Публикации по теме:

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Дидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровьяДидактическая игра «Загадочный слоник» как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья Дидактическая игра "Загадочный слоник" как средство развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Уважаемые коллеги! Представляю.

Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья»Консультация для педагогов «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» «Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» Слайд №2 Теоретически каждый ребенок в нашей.

Консультация для родителей «Если в группе, которую посещает ваш ребенок, есть дети с ограниченными возможностями здоровья» Термин «дети с ОВЗ в детских садах» появился недавно. Это правовое понятие ввёл принятый в 2012 году и вступивший в силу 1 сентября 2013.

Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Консультация для родителей «Формы взаимодействия школы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья» Для развития детей.

Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровьяМаскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка»Проектная деятельность для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья «Репка» Проектная деятельность для обучающихся с ОВЗ «Репка» Участники проектной деятельности: учитель-дефектолог учащиеся.

Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья Развивающая книжка из фетра «Времена года» для детей с ограниченными возможностями здоровья. Егасова Татьяна Егоровна Понятие «ребенок.

Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровьяРазвивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Развивающее пособие «Сюжетный коврик» в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Сенсорное воспитание, развитие моторики и.

Значение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностямиЗначение театрализованной деятельности и среды в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями Повышение эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими задержку речевого развития, - одна из главных задач, стоящих перед логопедами,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе
Опубликовано: 28 марта 2022 в 13:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Привлечение родителей дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к коррекционно-развивающей работе» (включая файлы) размещена пользователем Мазырина Людмила в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

4 ноября. День народного единства. Передвижка

День народного единства – один из самых юных государственных праздников. Сегодня вспоминаем о тех далёких событиях и о том, что единство и дружба народов – единственно верный путь.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД