Наталья Алексеевна Макеева
Природа как средство развития речи дошкольников. Развитие речи на прогулке
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа как средство развития речи дошкольников. Развитие речи на прогулке".
Лучший путь для развития речи – впечатления, которые получают дети от общения с живыми существами в природе.
Публикация «Природа как средство развития речи дошкольников, Развитие речи на прогулке» размещена в разделах
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В. А. Сухомлинский отмечал, что, прежде чем открыть книгу, прочитать по слогам первое слово, дети должны прочитать страницы лучшей в мире книги – книги природы. По его мнению, самое важное, чтобы в процессе общения с природой ребенок накопил чувственные впечатления, поскольку, как известно, дошкольник мыслит образами, а это значит, что, слушая рассказ воспитателя о путешествии капли воды, он рисует в своем воображении свою картину путешествия.
Речь не передаётся по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Очень важно общаться с детьми как можно чаще.
Природа – это неиссякаемый источник знаний. Основным методом познания природы и развития на этой основе языка является наблюдение, которое способствует развитию у детей любознательности и интереса к тому, что нас окружает, совершенствованию органов чувств. В процессе наблюдения у дошкольников появляются много вопросов, которые мы, взрослые не должны игнорировать, а давать доступные пониманию детей ответы. ( Например: «Как осушить лужу?», «О чем говорят деревья»?» «Почему идет дождь?»). Интересы детей не должны оставаться незамеченными.
Пребывание в природе способствует не только развитию речи, но и нравственному, эстетическому, трудовому и физическому воспитанию дошкольников, формированию таких качеств как доброта, отзывчивость, мягкость и учтивость. Поэтому необходимо максимально использовать средства природы в процессе речевого развития детей дошкольного возраста.
Работа по развитию речи - это непрерывный процесс. Мы, воспитатели, должны приобщить детей к природе, обогащать речь ребёнка и на этой основе помочь глубже понять образ природы.
Прогулка - это не только важный режимный момент, но и замечательное время, и способ развития речи вашего малыша.
Новые и новые наблюдения, а значит и новые впечатления, ребенок накапливает, если активно двигается: бегает по дорожкам, лазает по лесенке, рассматривает лужу, камни, листья, песок. Иными словами, двигательная активность юного исследователя становится обязательным условием его речевого и мыслительного развития.
Крепкий и подвижный малыш увидит и узнает больше, получит больше положительных эмоций от знакомства с окружающим миром, а значит, будет обеспечено и его эмоциональное развитие.
Как это делается?
Очень просто -
старайтесь обо всем рассказывать детям на прогулке. (видео о листьях или о деревьях-можно без звука как фон).Подкрепляйте зрительные образы словами, расширяйте круг впечатлений ребенка, обращая внимание на те или иные предметы, их признаки и действия. Старайтесь, чтобы речь, обращенная к детям, была понятна, спокойна по своему тону, но эмоциональна и богата интонациями. Не бойтесь "рассказать лишнего" (говорить о том, чего дети еще не понимают) - пусть они учится слушать, впитывают интонацию речи, обогащают речевую память.
В песочнице можно поговорить о свойствах песка, найти в нем камушки и обсудить, как мы можем их обыграть.
Использование разнообразных по звучанию слов стимулирует развитие фонематического слуха - способности различать звуки речи. Употребление слов с различными оценочными суффиксами (например, камушки и каменище) расширяет возможности эмоционального развития дошкольника, знакомит его с разнообразием предметов и их названий.
Однако важно и не переборщить - предоставляйте ребенку возможность играть самостоятельно.
Во время прогулки, необходимо разглядывать вместе с ребятами деревья, травку и цветочки, мы не только учим его внимательно относиться к окружающему миру, но и развиваем его связную речь. Предлагая ребенку рассматривать разные листочки (клена, березы, тополя, неторопливо расскажите ему о том, чем они отличаются, а что их объединяет. Дайте возможность самим сделать вывод, высказаться.
Процесс воспитания детей непрерывен. Большие потенциальные возможности для гармоничного развития личности ребенка заложены в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь, как нигде, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются его потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях, в свободной игре, где происходит овладение детьми языком, способствуют развитию речевого диалога, более глубокому пониманию смысла увиденного и активизируют речь дошкольников.
Главное - сделать так, чтобы детям на прогулке не было скучно.