МААМ-картинки

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла» (3 фото)

Ольга Нижник
Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект открытого занятия в старшей группе.

Тема «Русская тряпичная кукла»

Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»

Цель:

• Познакомить с историей возникновения тряпичной куклы, ее разновидностями. –

• Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике

• Гармонизация развития творческой личности,

• Формирование национальной идеологии,

Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Русская тряпичная кукла“» размещена в разделах

• Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;

• Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.

Программное содержание:

1. Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.

2. Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании прилагательных, ласковых имен. Обогащать словарный запас детей.

3. Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.

Подготовительный этап

Подготовка необходимого оборудования и материалов, Изготовление родителями совместно с детьми кукол закруток, изучение их истории. Изготовление приглашений.

Словарная работа: символ России, обереговая,обрядовая кукла

Ход занятия

Если мы рассмотрим Что-то,

Это Что-то - для чего-то,

Это Что-то из чего-то,

Это Что-то часть чего-то,

Чем-то было раньше Что-то,

Чем-то будет это Что-то.

Есть противники у Что-то,

Много есть друзей у Что-то,

Все нейтральное у Что-то

Делает свое чего-то.

Что-то ты теперь возьми

И в музее рассмотри.

Воспитатель: Скажите, как называется наша страна? Покажите на карте Россию. Какая наша страна по размеру? (большая, необъятная).

Чем славится Россия? (много красивых городов; рек, озер; природой; живут люди разной национальности; народными умельцами).

Воспитатель: Россия всегда была знаменита своими замечательными мастерами.

Воспитатель: Я вас приглашаю в мини – музей «Русская тряпичная кукла».

Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности.

Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Куклы бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом

Воспитатель: Посмотрите, какие здесь игрушки. Первая игрушка появилась много столетий назад. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик. Затем стала выделяться голова куклы, лицо не раскрашивалось. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились руки, ноги, лицо (девочки или мальчика).

(дети рассматривают тряпичную куклу).

Кукла сопровождала наших предков, особенно женщин в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя: или обрядовая кукла или кукла – обережка.

(дети,родители рассматривают куклы)

Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа, а лицо – её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов.

Для изготовления игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая своими руками, была своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.

(дети рассматривают игровую куклу).

Воспитатель: Известная всем народам земного шара игра в «куклы». : будь то тряпичная, закрутка, соломенный стригушок или модная Барби,– по – прежнему, остается одной из любимых игр девочек.

На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет» :

- Давайте познакомимся с куклами, которые существовали на Руси с древних времён.

Дети рассказывают о куклах, которых они ранее изготовиди

Физкультминутка Игра «Ниточка»

Вопросы к детям

На какие 3 большие группы деляться куклы?

(По своему назначению куклы делились на три большие группы : обрядовые, игровые и обереги.)

Что представляет из себя игровая кукла?

(Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые делались без иголки и нитки. Сшивные куклы носили и образовательный характер: они играли роль экзамена для девочек по шитью и рукоделию. Девочки-подростки помогали готовить приданое старшим сестрам, попутно подбирая что-то и для своего будущего приданого. К этой группе относитятся куклы : зайчик на пальчик, полено, куклы-закрутки, малышок-голышок, кукла на "выхвалку".)

Что представляет из себя обереговая кукла?

(Обереговая кукла – древний, загадочный и таинственный символ славян. В стародавние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданное. Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком. Куклы-обереги или Берегини передавались по наследству от матери к дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.)

К этой группе относитятся куклы : божье око, куватка, ангелочик, берегиня, день и ночь, девка-баба, 12 лихорадок, колокольчик, бессоница, желанница, параскева, крестец, Семеон столпник, толстушка-клстромушка

Что представляет из себя обрядовая кукла?

Обрядовыми называются куклы, которые использовали при совершении какого-либо обряда.

Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами.

Обрядовые куклы представляет собой несложные конструкции из основы и ткани. Обрядовых кукол можно разделить на «одетые» и «неодетые». Первые, как следует из названия, представляют собою куклы, одетые в одежду. Одежда даёт половозрастную характеристику. Вторые – просто символическое изображение. К этой группе относитятся куклы : вепская, десятиручка, зерновушка (крупенечка, покосница, купава, коляда, масленица, веснянка, мартиничка, рябинка, зольная, неразлучницы, Спиридон-солнцеворот, мировое дерево, Козма и Демьян, кубышка-травница.

Как правильно сделать обрядовую куклу?

Чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем сматывались, связывались между собой. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклу наряжали, но лицо не рисовали, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Поэтому «безликая кукла» была и игрушкой и оберегом.

Почему кукла была безликой?

(Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая.)

Почему дети относились к куклам бережно?

(Дети чувствовали что отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость и относились к своим куклам и игрушкам бережно).

Из какого материала изготавливали кукол?

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, корней травы, сучьев и веток деревьев

Традиционная народная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.

Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.

Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы

Дети рассказывают о куклах, которых они ранее изготовили

Фото «Русская тряпичная кукла»
Конспект открытого занятия в старшей группе - фото
Публикации по теме:

Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства»Фотоэтюд «Тряпичная кукла моего детства» Фотоотчет "Тряпичная кукла моего детства" У каждого из нас в детстве была своя любимая игрушка. У меня это моя тряпичная кукла. Это.

Конспект открытого занятия с использованием театральной деятельности «Русская береза — символ Родины моей» в старшей группе Муниципальное бюджетное образовательное учреждение д/с № 24 «Солнышко» Конспект открытого занятия в группе «Буратино» по театрализованной.

Конспект открытого занятия в средней группе «Русская матрешка» .

Паспорт мини-музея «Тряпичная кукла» Паспорт мини - музея «Тряпичная кукла» ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Паспортные данные 2. Аспекты музейной деятельности 3. Экспозиции мини.

Паспорт мини-музея «Тряпичная кукла» Паспорт мини - музея «Тряпичная кукла» ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Паспортные данные 2. Аспекты музейной деятельности 3. Экспозиции мини.

Проект «Традиционная тряпичная кукла» Проект. Традиционная тряпичная кукла. Участники проекта: детей старшей группы, и их родители. Введение. В кругу традиционно-бытовой материальной.

Конспект НОД «Русская тряпичная куколка простая, славила Россию игрушка удалая!» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад комбинированного вида № 85» Тема: «Русская тряпичная куколка простая, Славила Россию игрушка удалая!».

Конспект занятия «Тряпичная народная кукла» «Тряпичная народная кукла» Методическая разработка занятия Составила: Ефимова Лариса Борисовна педагог дополнительного образования Пояснительная.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Русская тряпичная кукла» Цель: Возрождение исконно русских семейных традиций через совместное творчество детей и взрослых. Задачи: 1. Продолжать знакомить с историей.

Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка»Традиционная тряпичная кукла «Лихоманка» Среди народных кукол особое место занимают куклы на здоровье. Сегодня я поведу речь о них. Традиционные тряпичные куклы Лихорадки, они.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»
Опубликовано: 14 октября 2018 в 01:17
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Нижник (УИ 361585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД