Ольга Нижник
Конспект открытого занятия в старшей группе «Русская тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого занятия в старшей группе.
Тема «Русская тряпичная кукла»
Цель:
• Познакомить с историей возникновения тряпичной куклы, ее разновидностями. –
• Расширение сферы образования через приобщение к музейной педагогике
• Гармонизация развития творческой личности,
• Формирование национальной идеологии,
Публикация «Конспект открытого занятия в старшей группе „Русская тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
• Сохранение традиций, возвращение к исконно духовным ценностям; патриотическое воспитание граждан своего Отечества;
• Создание новой музейной аудитории; расширение пространства влияния музея.
Программное содержание:
1. Расширять знания об окружающем, формировать положительное отношение к нему.
2. Формировать грамматический строй речи. Упражнять в образовании прилагательных, ласковых имен. Обогащать словарный запас детей.
3. Воспитывать общительность, тактичность, сдержанность, качества, необходимые человеку для общения с окружающим. Воспитывать бережное, заботливое отношение к вещам, сделанными руками человека.
Подготовительный этап
Подготовка необходимого оборудования и материалов, Изготовление родителями совместно с детьми кукол закруток, изучение их истории. Изготовление приглашений.
Словарная работа: символ России, обереговая,обрядовая кукла
Ход занятия
Если мы рассмотрим Что-то,
Это Что-то - для чего-то,
Это Что-то из чего-то,
Это Что-то часть чего-то,
Чем-то было раньше Что-то,
Чем-то будет это Что-то.
Есть противники у Что-то,
Много есть друзей у Что-то,
Все нейтральное у Что-то
Делает свое чего-то.
Что-то ты теперь возьми
И в музее рассмотри.
Воспитатель: Скажите, как называется наша страна? Покажите на карте Россию. Какая наша страна по размеру? (большая, необъятная).
Чем славится Россия? (много красивых городов; рек, озер; природой; живут люди разной национальности; народными умельцами).
Воспитатель: Россия всегда была знаменита своими замечательными мастерами.
Воспитатель: Я вас приглашаю в мини – музей «Русская тряпичная кукла».
Представьте себе быт наших предков – ни телевизоров с сериалами, ни Интернета, ни мобильных телефонов, ни офисов, ни аэропортов – вся жизнь строилась на циклах природы, сливаясь в одно целое с календарно-климатическими условиями протекания сельскохозяйственной жизнедеятельности.
Русская кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Куклы бывали самые разные, не только из ткани – и из глины делались, и из соломы, даже из золы.
Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом
Воспитатель: Посмотрите, какие здесь игрушки. Первая игрушка появилась много столетий назад. Вначале это был простой тряпичный (или деревянный) столбик. Затем стала выделяться голова куклы, лицо не раскрашивалось. Шли годы, менялся окружающий мир, а вместе с ним постепенно изменялась и кукла. У нее появились руки, ноги, лицо (девочки или мальчика).
(дети рассматривают тряпичную куклу).
Кукла сопровождала наших предков, особенно женщин в течении всей жизни. Для каждого события существовала своя: или обрядовая кукла или кукла – обережка.
(дети,родители рассматривают куклы)
Отличительная особенность обереговой и обрядовой куклы – отсутствие лица и изготовление без помощи иглы. Наши предки предполагали, что у кукол есть душа, а лицо – её отражение. Считалось, что если бы выражение лица мастеру не удалось, то это исказило бы душу куклы. Кукла с искаженной душой не годилась для обрядов.
Для изготовления игровой куклы изображение лица допускалось, а использование иглы было обязательным условием. Кукла, сшитая своими руками, была своеобразным экзаменом для девочек, подтверждением их мастерства, искусного владения иглой, умения шить и вышивать.
(дети рассматривают игровую куклу).
Воспитатель: Известная всем народам земного шара игра в «куклы». : будь то тряпичная, закрутка, соломенный стригушок или модная Барби,– по – прежнему, остается одной из любимых игр девочек.
На Руси существовало поверье: «Чем дольше женщина играет в куклы, тем счастливее и моложе она будет» :
- Давайте познакомимся с куклами, которые существовали на Руси с древних времён.
Дети рассказывают о куклах, которых они ранее изготовиди
Физкультминутка Игра «Ниточка»
Вопросы к детям
На какие 3 большие группы деляться куклы?
(По своему назначению куклы делились на три большие группы : обрядовые, игровые и обереги.)
Что представляет из себя игровая кукла?
(Игровые куклы, предназначались для забавы детям. Они делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые делались без иголки и нитки. Сшивные куклы носили и образовательный характер: они играли роль экзамена для девочек по шитью и рукоделию. Девочки-подростки помогали готовить приданое старшим сестрам, попутно подбирая что-то и для своего будущего приданого. К этой группе относитятся куклы : зайчик на пальчик, полено, куклы-закрутки, малышок-голышок, кукла на "выхвалку".)
Что представляет из себя обереговая кукла?
(Обереговая кукла – древний, загадочный и таинственный символ славян. В стародавние времена кукла была не просто игрушкой, а оберегом и неотъемлемым атрибутом различных обрядов. Обереговые куклы защищают дом, детей от тёмных сил, ссор, болезней, сглаза. Кукол тщательно берегут. Им отводят специальное место в доме, ставят в красный угол, прячут в сундук, кладут в приданное. Каждая кукла имеет свое обережное значение и связана с главными значимыми вещами и событиями в жизни русского человека – с Родом, Семьей, Домом, Счастьем, Здоровьем, Достатком. Куклы-обереги или Берегини передавались по наследству от матери к дочери, они помогали своим хозяевам во время невзгод и спасали от нечистой силы.)
К этой группе относитятся куклы : божье око, куватка, ангелочик, берегиня, день и ночь, девка-баба, 12 лихорадок, колокольчик, бессоница, желанница, параскева, крестец, Семеон столпник, толстушка-клстромушка
Что представляет из себя обрядовая кукла?
Обрядовыми называются куклы, которые использовали при совершении какого-либо обряда.
Обрядовые куклы были связаны с событиями календарного года, народными празднествами, религиозными обрядами.
Обрядовые куклы представляет собой несложные конструкции из основы и ткани. Обрядовых кукол можно разделить на «одетые» и «неодетые». Первые, как следует из названия, представляют собою куклы, одетые в одежду. Одежда даёт половозрастную характеристику. Вторые – просто символическое изображение. К этой группе относитятся куклы : вепская, десятиручка, зерновушка (крупенечка, покосница, купава, коляда, масленица, веснянка, мартиничка, рябинка, зольная, неразлучницы, Спиридон-солнцеворот, мировое дерево, Козма и Демьян, кубышка-травница.
Как правильно сделать обрядовую куклу?
Чтобы игрушка выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем сматывались, связывались между собой. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклу наряжали, но лицо не рисовали, так как наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Поэтому «безликая кукла» была и игрушкой и оберегом.
Почему кукла была безликой?
(Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая.)
Почему дети относились к куклам бережно?
(Дети чувствовали что отцы и матери, бабушки и дедушки, они вкладывали свою любовь и мудрость и относились к своим куклам и игрушкам бережно).
Из какого материала изготавливали кукол?
На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, глины, дерева, мочала, камыша, из початков кукурузы, корней травы, сучьев и веток деревьев
Традиционная народная кукла в сегодняшней России переживает подлинное возрождение. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет теперь новую коммуникативную функцию. Она стала живым средством общения и приобщения к народному культурному опыту.
Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Но главное в этих играх – эмоциональный контакт с куклой. Дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам и болезненно расстаются с ними.
Кукла не рождается сама : ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы
Дети рассказывают о куклах, которых они ранее изготовили