Taтьяна Мартыновская
Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития личности ребенка дошкольного возраста является освоение им духовного богатства, культурно-исторического опыта народа, создаваемого веками громадным количеством поколений.
2. Одним из средств воспитания человека является устное народное творчество.
Публикация «Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Устное народное творчество
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для приобщения к словесному искусству детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их легкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта.
Через устное народное творчество у ребенка формируется потребность в художественном слове. Поэтому не случайно, важным моментом в моей работе стало широкое знакомство детей с фольклорным творчеством. А поскольку все это возможно только посредством яркой и образной речи то темой работы я выбрала: «приобщение детей к словесному искусству через устное народное творчество».
В работе использую наглядный материал
1. Иллюстрации и картины, показ способов действий.
2. Словесный метод : заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок, коллективное чтение.
3. Игровой метод: игры –драматизации, игры – инсценировки, д/игры, литературные викторины, настольно-печатные игры.
Детям нравится участвовать в литературных викторинах, в инсценировках.
При отборе фольклорного материала учитываю возрастные возможности детей. Для детей младшего дошкольного возраста доступными являются «малые фольклорные формы» - потешки, загадки, считалки, короткие сказки. В среднем возрасте, наряду с усложнением «малых форм», большее место уделяю народной сказке, пословицам, поговоркам, закличкам. Старших детей знакомлю с более сложным фольклорным материалом - былинами, сказаниями и обрядовыми песнями.
Особое внимание уделяю проблеме сотрудничества и взаимоотношения с родителями. Организовали и провели родительское собрание в форме частушек,КВН по сказкам, конкурс загадок. Особенно ценно то, что в этом принимают участие дети, что, конечно, же, способствует их сближению с родителями.
Обогащение словаря, развитие лексико- грамматического строя, выразительности интонации и фонематического слуха провожу через все виды деятельности, что способствует лучшему усвоению. Для решения педагогических задач огромное значение придаю индивидуальной работе с детьми, тщательному изучению возможностей и психологических особенностей каждого ребенка.
В игре - драматизации не упускаю из виду такое направление деятельности, как сюжетно- ролевая игра с использованием персонажей и сюжетов, взятых из сказок и театрализованную игру для зрителей. Используя разнообразные виды игры: с игрушками, фигурками из настольного театра.
3. Устное народное творчество – это сказки, потешки, пословицы, поговорки. Они играют особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Дети сопереживают героям, разделяют их чувства, живут вместе с ними в мире сказок. Сказка учит ребенка сравнивать сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества, корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.
Сказки, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки позволяют не только их слушать, но и играть с ними, и слышать их, и дописывать, и делать салат из сказок, и развязывать «узелки сказочных клубочков».
Особое место в работе с детьми я отвожу мнемотаблицам.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
В тематические рамки сказки включается несколько занятий. Занятия содержат несколько игровых заданий и исследований.
Занятия носят комплексный характер и направлены на развитие у детей речевой и психической деятельности:
запоминание мнемотаблиц развивает зрительную память, внимание;
заучивание стихов, потешек развивает слуховую память;
обыгрывание сказки- память и мышление
Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.
Важно не дать ребенку готовый ответ, а помочь найти это ответ вместе; хотеть выслушать ребенка; улыбаться и использовать мягкие интонации; находится в позиции глаза – в – глаза.
Своим достижением считаю создание в группе атмосферы доброжелательности, сочувствия и взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения дошкольников к фольклору на практике убедилась, что они научились тонко чувствовать художественную форму, ритм родного языка. Дети внятно произносят в словах все гласные и согласные звуки, в их речи активизировались имена прилагательные и глаголы, обогатился словарь за счет эпитетов, сравнений, эмоционально – оценочной и сказочной лексики.