Наталья Викторовна Светлова
Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор
▼ Скачать +Заказ
Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений, как правило, в начале жизни, ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, уход за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения. Овладение детей русским языком средствами малых форм фольклора является одним из важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте, так как народный фольклор на сегодняшний день имеет особую значимость. Так повелось, что ещё совсем маленькому грудному ребёнку мама напевает колыбельную, рассказывает прибаутки, потешки, считалочки и сказки.
Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре через фольклор» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2023
Ребенок становится человеком не сам по себе, а лишь общаясь с взрослыми, перенимая у них не только умение ходить, разговаривать, обслуживать себя, но и нравственные нормы. Формирование основ моральных качеств начинается ещё в дошкольном детстве. Мы сами, наш пример, нравственный аспект в жизни взрослых и вся окружающая действительность учит этому.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Нравственно-патриотическое воспитание детей – одно из основных задач дошкольно-образовательного учреждения, важным условием которого является тесная взаимосвязь с родителями, семьёй. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной улице, к родному детскому саду, семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование-чувство любви к своему Отечеству. Рекомендуем приобщать детей к русской культуре, рассказывать им русские народные сказки (привлекать их к тому, как одеты герои сказок, послушать аудиозаписи русских народных песен, заучивание русских народных потешек, знакомить с предметами народно-прикладного искусства- дымковской игрушкой, матрёшками, хохломскими изделиями. Тогда дети получат представления о России, как о стране большой и красивой, о талантливом русском народе. Это вызывает чувство любви и гордости за свою страну и свой народ. Приобщение новых поколений к народной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Русская национальная культура- это наследие, которое принадлежит народу. Веками создаваемая, она сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения. Именно дошкольное детство является тем периодом, в который начинает происходить социализация ребенка, то есть приобщение ребенка к миру культуры и общечеловеческим ценностям.
Значимость народной культуры состоит в ее способности формировать и развивать те качества личности дошкольника, которые являются основополагающими: память, речь, мышление, воображение, умственную и творческую активность, духовные и нравственно-эстетические нормы, чувство национального самосознания.
Приобщение детей к народной культуре так же является одним из средств формирования патриотических чувств и развития духовности. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью отечества.
Основным средством приобщения дошкольников к народной культуре является фольклор. Богатейшие образы, темы, мотивы, формы фольклора просто, красиво, доступно знакомит детей с богатейшим наследием своего народа.
В фольклоре отображаются и сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через народную песню, сказку, овладевая языком своего народа, знакомясь с традициями и обычаями, ребенок дошкольного возраста получает первые представления о национальной культуре.
Народное искусство лежит корнями глубоко в древности. Его произведения создаются в соответствии с многовековыми традициями того или иного народа, которые в основе своей имеют единство взглядов на мир.
Именно поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.
В наше время, в эпоху нестабильности понемногу начинает возрождаться интерес к старинным праздникам, традициям, народному прикладному творчеству. Особый интерес уделяется фольклор, как средству воспитания детей дошкольного возраста. Все чаще в литературе, газетах, журналах появляются статьи о возрождении русских национальных традиций. Эффективным средством приобщения детей к народным традициям русское народное творчество, то есть фольклор (народные праздники и игры, пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, вобравшее в себя педагогические сведения и воспитательный опыт русского народа. Использование именно фольклора в воспитательном процессе позволяет не только знакомить дошкольников с сущностью традиций своего народа, но и воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.
Каждый жанр фольклора по - своему способствует сохранению душевного и физического здоровья ребенка, развитию его личности, установлению её многообразных отношений в сообществе взрослых и детей. Таким образом, именно ориентация фольклора на общие закономерности возрастного развития детей, чёткое функциональное назначение каждого жанра обуславливают глубокое типологическое сходство разных его национальных форм. При этом каждая из них обладает самобытными особенностями, незаменимым источником сохранения и наследия народного менталитета.
Детский фольклор представляет собой специфическую область народного творчества, обедняющий мир детей и мир взрослых, включающую целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора. Во многих детских песнях и играх воспроизводится время и события давно потерянные памятью народа детский фольклор помогает историкам, этнографам лучше понять жизнь, быт, культуру наших предков.
В детском фольклоре находится огромный воспитательный потенциал. Веками из поколения в поколения передавались различные методы, формы, средства воспитания. В наше современное время, время перемен и нестабильности пришла пора обратится к народной педагогике. Именно процесс активного использования в традиционном воспитании и обучении педагогических возможностей народной культуры, ее уникальных средств в формировании личности ребенка можно наиболее результативно осуществить целостное развитее, привить ребенку личностные формы и правила, сформировать его социальный мир, обеспечить усвоение им всеобщей культуры общества. Именно в народной культуре заложен базовый потенциал культурный потенциал, что обеспечивает успешную адаптацию ребенка к условиям социальных перемен.
Используя фольклор при общении дошкольников к русской народной культуре я планировала добиться следующих результатов: использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок; умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки; знание сказок и сказочных героев, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства; осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи); знание истории русского народного костюма, головных уборов; использование атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности; бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества. Фольклор является прекрасным средством для передачи народной мудрости при воспитании детей на начальном этапе их развития. Регулярное использование малых фольклорных форм в повседневной жизни ребёнка, взаимосвязь родителей с дошкольным учреждением, позволит заложить качественный фундамент психофизиологического развития детей и подготовить их к самостоятельной и успешной жизни! Малый фольклор играет важную роль в воспитании детей. Малый фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Таким образом, малый фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости необходимо всегда. Таким образом, воспитать патриота надо на конкретных героических примерах, исторических событиях на народных традициях и правилах, по которым веками жила могучая Россия.
Желаю вам творческих успехов!