Сукайло Елена
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре
Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности : слушания (восприятия) музыки, пения, музыкально - ритмических движений, элементарного музицирования при систематической его организации.
Основной формой приобщения детей к музыкальной культуре является восприятие (слушание) музыки.
Публикация «Приобщение дошкольников к музыкальной культуре происходит в процессе разных видов музыкальной деятельности» размещена в разделах
Восприятие музыки взрослым человеком - это процесс осознания содержания музыкального образа, переживания его выразительного образа (его характера и настроения) и выражение эмоционального отклика.
Личный эмоциональный опыт, накопленный ребенком к концу дошкольного возраста, позволяет ему переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. Глубина эмоционального переживания выражается у детей в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Процесс формирования и развития у ребенка восприятия музыки имеет свои условия, закономерности и определенные средства оптимизации.
Определение условий, оптимизирующих формирование и развитие у старших дошкольников процесс слушания (восприятия) музыкальных произведений является целью данного исследования.
Формирование и развитие у детей 5-6 лет эмоциональной отзывчивости на музыку и умения выражать свои чувства различными средствами (словом, мимикой, пластикой, цветом, рисунком и т. д.) оптимизирует процесс восприятия музыкальных произведений.
Формирование и развитие у детей эмоциональной отзывчивости на музыку и умения адекватно выражать свои чувства будет успешным, если разнообразить репертуар для слушания детей; увеличить время слушания детьми музыкальных произведений в ДОУ и семье; подключить воспитателей и родителей воспитанников к процессу органичного погружения детей в мир звуков (в «музыку»).
Стратегия оптимизации процесса восприятия детьми музыки
включает три компоненты: многократное органичное погружение ребёнка в процесс слушания музыкальных произведений с целью насыщения и обогащения его музыкальными впечатлениями; формирование у ребенка навыков выражения эмоциональной отзывчивости, соответствующих музыкально – художественному образу; обогащение словарного запаса детей эпитетами, сравнениями и определениями для характеристики музыкального образа.
Для подтверждения нашей гипотезы мы провели исследование, включающее, констатирующую, формирующую и контрольную часть эксперимента.
В процессе констатирующего эксперимента выявили у детей контрольной и экспериментальной групп уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
Констатирующий эксперимент выявил у детей обеих групп уровень развития эмоциональной отзывчивости на музыкальные произведения.
Результаты анкетирования родителей воспитанников на этапе констатирующего эксперимента говорят о недостаточной обращённости их к процессу слушания музыки в условиях семейного воспитания.
Формирующий эксперимент с детьми экспериментальной группы проходил в три этапа: слушание музыки детьми на музыкальных занятиях, в процессе всего педагогического процесса и режимных моментах в ДОУ и семье.
Дети экспериментальной группы, по результатам контрольного эксперимента, показали высокий уровень развития восприятия музыкальных произведений (3 из 10 детей – 30%). Они адекватно проявляли эмоциональное состояние на услышанные музыкальные произведения; передавали свои переживания в процессе слушания музыки пластическими движениями, вокализациями, возгласами, пространными высказываниями о характере музыки, форме музыкального произведения и некоторых средствах музыкальной выразительности.
У детей контрольной группы эти показатели были значительно скромнее (ниже на 10%).
Анализируя проделанную работу можно констатировать, что построенная система оптимизации процесса слушания музыки у детей старшего дошкольного возраста достаточно эффективна и может использоваться в системе музыкального воспитания детей в ДОУ и семье для приобщения дошкольников к музыкальной культуре.
Результаты проведенного исследования подтвердили актуальность, теоретическую и практическую значимость данной работы.