Приложение МААМ

Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Соколова Светлана Владимировна
Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
▼ Скачать + Заказать документы

Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»

Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к элементарным общепринятым нормам и правилам на современном этапе, можно объяснить положением ФГОС дошкольного образования, которое ориентировано на развитие взаимодействия и общения со сверстниками и взрослыми. Детский коллектив является одним из важных средств нравственного воспитания личности. Человек не может жить и развиваться вне общества. Каждый ребенок должен уметь слушать и понимать другого ребенка или взрослого, научиться строить дружественные взаимоотношения с родными людьми, сверстниками, взрослыми,

Публикация «Эссе „Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми“» размещена в разделах

знакомыми и незнакомыми людьми. От этого зависит его будущий успех в личностном общении.

Дошкольный возраст (3 - 7 лет) является важным периодом становления личности, а также периодом активного изучения социального пространства. В данный период интересы ребенка смещаются от предметного мира к миру взрослых людей.

В развитии общения дошкольника со сверстником можно выделить несколько этапов:

На первом из них (2-4 года) сверстник является партнером по чувственно-практическому общению, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя.

На втором (4-6 лет) появляется необходимость в ситуативно-деловом сотрудничестве со сверстником; содержанием общения становится совместная игровая деятельность; параллельно появляется необходимость в признании и уважении сверстника.

На третьем этапе (6-7 лет) общение со сверстником приобретает черты внеситуативности, такое общение называется внеситуативно-деловым; рождаются устойчивые избирательные приоритеты в общении.

В общении с другими людьми - взрослыми и сверстниками находится теперь источник переживаний ребенка. Дошкольник становится сильно зависимым от отношения окружающих его людей. Если окружающие относятся к ребенку с лаской, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Это играет определяющее значение для нормального психического и личностного становления ребенка, выработке у него положительных качеств и доброжелательного отношения к окружающим. Возможности общения дошкольников со взрослыми с возрастом расширяются, содержание его усугубляется, чему благоприятствует достигнутый уровень развития речи.

Ребенок впервые психологически выходит за рамки семьи, за пределы окружения близких людей. Разрастается круг общения: ребенок посещает магазины, поликлинику, детский сад, начинает общаться со сверстниками. Если ребенок мало общается и не принимается другими детьми из-за неумения организовывать общение, становится неинтересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости.

Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом в развитие личности. Дети не владеющие, навыками культуры общения хуже других усваивают программный материал, а так же, как показывает опыт - знания, умения и навыки детей формируются более эффективно в совместной и коллективной деятельности. Отсутствие умений сотрудничать со сверстниками порождает не успешность ребенка в познавательной деятельности, следовательно, в результате этого возникают трудности его адаптации в школе.

Поэтому, считаю важным помочь детям освоить нормы и правила коммуникативного общения в современном мире.

Для решения задач по приобщению детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми можно использовать:

- сюжетно- ролевые игры, ведь они являются ведущим видом деятельности дошкольника, к примеру:

Игра №1 «Вежливые слова». Цель: развитие уважения друг к другу, привычки пользоваться вежливыми словами. Ход игры: Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Варианты игры: 1) назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); 2) благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); 3) извинения (извините, простите, жаль, сожалею); 4) прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игра №2 «Подарок на всех». Цель: развитие умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками; чувства коллективизма. Ход игры: Детям даётся задание. «-Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» или «Если бы у тебя был Цветик- Семицветик, какое бы желание ты загадал?». Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы…

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Игра №3 «Коврик примирения». Цель: развитие навыков общения и умение разрешать конфликты. Придя с прогулки, воспитатель сообщает детям, что два мальчика сегодня поссорились во время прогулки. Приглашает мальчиков присесть друг против друга на «Коврик примирения», чтобы выяснить причину ссоры и найти путь мирного решения конфликта. Эта игра используется и при обсуждении «Как поделить игрушку».

Игры-ситуации. Цель: эмоциональное развитие каждого ребенка. Такие игры помогают ребенку лучше понять чувства других людей.

Игра №4 «Робот». Цель: развитие навыков общения и умение разрешать конфликты, учит руководить и давать задания четко и ясно. Ход игры: Игроки образуют пары с заданными ролями (робот и человек). На полу расставлены кегли. Робот под руководством человека должен принести одну из них. Отдаваемые человеком команды должны подробно описывать все необходимые действия (повернуться направо, сделать два шага, протянуть руку вперед, опустить ее, взять кеглю и т. д.).

Чтение и обсуждение художественной литературы (сказки «Кот, петух и лиса», «Лиса и журавль» и др.)

Беседы по иллюстрациям из пособий («Я и мое поведение», «Уроки доброты», «Моя семья» и др.)

Чтение, анализ и пересказ моральной истории («Женя и дедушка», «Медведь и солнышко» и др.)

Дискуссии на моральные темы («Хорошо- плохо» и др.)

Упражнения («Закончи предложение», Кто хочет помочь мальчику»? и др.)

Задушевные беседы («Можно мальчика/ девочку назвать другом», «Учимся гулять с больными детьми» и др.)

Все эти формы работы способствуют: воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми; развитию привычки сообща играть, трудиться, заниматься; стремлению радовать старших хорошими поступками; умению самостоятельно находить общие интересные занятия; воспитанию уважительного отношения к окружающим, формированию таких качеств как сочувствие и отзывчивость; развитию представления об изменении позиции ребенка в связи с взрослением; формированию у детей необходимость вести себя в соответствии общепринятыми нормами и правилами поведения и общения.

Кроме того, для налаживания контакта между детьми, для накопления опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками можно использовать: - объяснение (что можно делать, а что нельзя, что в играх, как и в повседневной жизни, существуют правила); - оценку воспитателем действий ребенка; - мини-беседы, основой которых является литературные произведения; - небольшие инсценировки, в которых обыгрываются ситуации из повседневной жизни; -коллективная деятельность.

Таким образом, основной задачей воспитателя, начиная с младшего дошкольного возраста, является формирование «групповых нравов», то есть, формирование взаимоотношений в группе, определение норм и традиций. Задача взрослых- как педагогов, так и родителей, заключается в необходимости формировать, поддерживать и развивать коммуникативные способности детей.

Список использованной литературы:

1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М. : Просвещение, 1991-160с.

2. Защиринская О. В, Шипицина Л. М. “Азбука общения”: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство- Пресс», 2001.

3. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология).

Публикации по теме:

Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие». Дошкольники участвуют в разнообразной.

Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками Уважаемые коллеги! Мир детского сознания сложен и строится из других миров. Мир общения ребенка с людьми, мир социальных взаимоотношений.

Доклад на тему «Приобщение младших дошкольников к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми» Материал для педагогического совета «Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства» Доклад на тему:.

Формирование адекватной самооценки у детей дошкольного возраста через оптимизацию общения со сверстниками Детство – это уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. Одной из.

Формирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстникамиФормирование у детей культуры речевого общения со взрослыми и сверстниками С развитием речи у детей возникает потребность в общении. Расширяется круг людей, с которыми контактирует ребенок. Дети осваивают новые.

Консультация «Влияние совместной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми на его социальное развитие» Дошкольники участвуют в разнообразной деятельности, влияющей на их нравственное развитие и нацеленной на: • формирование положительного.

Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками Развитие общения ребёнка со взрослыми и сверстниками. Варлакова Ю. В. педагог-психолог МБДОУ г. Кургана «Детский сад №110 «Краски» «Умение.

Родительское собрание в подготовительной группе «Взаимоотношения детей со взрослыми в период кризиса семи лет» Родительское собрание в подготовительной группе на тему: Особенности взаимоотношений детей со взрослыми в кризис семи лет Задачи: 1. Познакомить.

Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Социальное развитие детей дошкольного возраста в процессе общения со взрослыми и сверстниками Термин «социализация» в целом определяется.

Тезисы городской педагогической конференции «Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками» «Единственная известная мне роскошь – это роскошь человеческого общения» Антуан де Сент Экзюпери Общение- это главное условие и основной.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»
Опубликовано: 2 февраля 2019 в 09:59
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Эссе «Приобщение детей дошкольного возраста к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми»» (включая файлы) размещена пользователем Соколова Светлана Владимировна (УИ 1476359) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД