Татьяна Завалишина
Приобщение детей младшего возраста к художественной литературе с приёмом театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
«Театр – это волшебный край, в котором ребёнок
радуется, играя, и в игре он познаёт мир» (С. М. Мерзлякова)
Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышленые и не
очень, контактные и замкнутые. Но всех их объединяет одно – они удивляются и восхищаются всё меньше и меньше, интересы их однообразны: машинки, куклы Барби, у некоторых игровые приставки. Как же разбудить их души? В этом, конечно же должна помочь игра. Игра связывает друг друга между собой, детей с взрослыми в единое целое. Вся жизнь детей насыщена игрой. В игре ребенок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения, а это требует творческой активности личности (внимания, воображения, памяти, хорошо развитой речи, мимики, то есть умение держать себя в обществе. А наше общество сейчас особенно нуждается в активных и творческих людях. Нельзя переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения. Процесс развития речи предполагает освоение как содержательной, так и образной, эмоциональной стороны языка. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – непременное условие всестороннего развития ребёнка. В этом большую помощь и оказывают театрализованные игры. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а вопросы к ним заставляют детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль заставляет малыша изъясняться четко, ясно, понятно. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.
Театрализованные игры заставляют ребенка сочувствовать персонажам, сопереживать им, ставить себя на место персонажей и находить способы помощи. Театрализованная деятельность также формирует нравственные
качества, так как любое произведение или сказка имеет нравственную
направленность. Ребенок выражает свое собственное отношение к добру и
злу. Театрализованные игры так же помогают преодолеть застенчивость, неуверенность в себе, робость, стеснительность. То есть игры развивают ребенка всесторонне. И это как никогда сейчас актуально.
В этой работе нужно поставить следующие задачи:
- создать условия для проведения театрально-игровой деятельности;
- пробуждать детей участвовать в этом виде деятельности, формировать положительные отношения;
- воспитывать интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным
куклам;
- развивать умение наблюдать за действиями театральных кукол в потешках,
песенках, сказках; понимать содержание;
- развивать речь детей, используя кукольный театр;
- расширять словарный запас, побуждать понимать содержание кукольного
спектакля;
- развивать с помощью кукольного театра память, внимание, мышление;
- побуждать детей к двигательной активности под музыкальное и стихотворное сопровождение;
- развивать мелкую моторику рук, используя пальчиковые игры и пальчи-
ковый театр;
- поддерживать стремление играть с музыкальными игрушками, с шумовыми
музыкальными инструментами;
- поощрять желание детей слушать музыкальное просвещение различного
характера;
- привлекать и поощрять инициативу детей в играх с игрушками и театральными куклами.
Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр помогает и в
этом случае. Детям можно рассказать, как готовилась к встрече с детьми обычная ложка - «Мылась горячей водой с мылом, сушилась, смотрелась в зеркало, одела красивый бантик на свою ручку, поэтому каша должна быть намного вкуснее. А ложка будет очень рада, что ребята все скушали». Действующими лицами в таких мини - спектаклях любые бытовые предметы, игрушки и даже цветы и деревья на улице. Предметы оживают и разговаривают с детьми. Для того чтобы дети узнали и любили театр, способствующий их разностороннему развитию, необходимо развивать его не только в детском саду, но и сами родители должны быть первыми союзниками в этом. Театрализованная игра - одно из ярких эмоциональных
средств, формирующих художественный вкус детей. Чем разнообразнее их
впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства,
способность мыслить.