НАДЕЖДА САФОНОВА
Приобщение детей к здоровому образу жизни
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Пояснительная записка
Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение человека к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяется моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья, как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью, здоровью окружающих людей и природной среды.
Публикация «Приобщение детей к здоровому образу жизни» размещена в разделах
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Проблемы:
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста.
С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди дошкольников. Это связано с массой негативных явлений современной жизни : тяжелыми социальными потрясениями, экологическим неблагополучием, низким уровнем развития института брака и семьи; массовым распространение алкоголизма, курения, наркомании; слабой системой здравоохранения и воспитательной базы образовательного учреждения и семьи.
От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.
Обозначенная проблема особенно значима в дошкольный период детства – наиболее благоприятный для активного развития познавательных процессов и личности ребенка, его представлений об образе жизни.
Направление: познавательно-оздоровительное
Цель: создание комплексной системы познавательно-оздоровительной работы с детьми, направленной на осознанное отношение сохранения и укрепления собственного здоровья.
Задачи:
- изучение педагогической и методической литературы по проблеме использования здоровьесберегающих технологий в воспитании у дошкольников основ здорового образа жизни;
- охрана и укрепление здоровья детей, совершенствование их физического развития, повышение сопротивляемости защитных свойств организма;
- формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Ожидаемые результаты:
- создание образовательной среды, формирующей у детей представления об основах здорового образа жизни и активное включение воспитанников в данную среду;
- снижение показателя заболеваемости;
- положительная динамика показателей физического развития детей.
В понимании детей быть здоровым — значит не болеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают, нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т. д. Из этих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинают осознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк, а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т. д.) .
Биологические потребности (голод, жажда и пр., потребность в безопасности, любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе не создают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должны отнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано с социально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Перспективный план
Форма мероприятия Цель мероприятия Срок проведения;
Форма отчёта
1. -Диагностика уровня физического развития детей;
-Наблюдение за поведением детей и состоянием здоровья в повседневной жизни; Выявление часто болеющих детей, выявление физической подготовленности и двигательных навыков сентябрь
Диагностика
2. -Беседа с детьми «Я расту здоровым!» (с использованием презентации) Расширение представлений детей о здоровом образе жизни Октябрь
Презентация «Я расту здоровым!», конспект
3. -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Микробы» Расширение представлений детей о гигиене и о значении воды в жизни людей. Ноябрь
Конспект
Фотоотчёт
Рисунки детей
4. -Беседа с детьми «Волшебный массаж» Обучение приёмам самомассажа Декабрь
Конспект
Фотоотчёт
5. --Занятие по формированию основ ЗОЖ «Волшебные витамины» (с использованием презентации) Расширений представлений детей о значении о правильном питании и витаминах Январь
Презентация
Конспект
6. -Совместный с родителями физкультурный досуг «Я расту здоровым!» Формирование партнёрских отношений с родителями Февраль
Конспект
Фотоотчёт
7. -Занятие по формированию основ ЗОЖ «Моё тело»; Расширение представлений о строении собственного тела, назначении органов Март
Конспект
Фотоотчёт
8. -Беседа с детьми «Виды спорта» Расширение представлений детей о видах спорта Апрель
Конспект
Фотоотчёт
-Творческий конкурс рисунков, фотографий, поделок «В нашей семье» Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;
Развитие творчества;
Формирование партнёрских отношений с родителями Май
Фотоотчёт
Список литературы
Бузунова А., Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. -№4.-2003.-с. 44
Волошина Л. Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. -№1.-2004.-с. 115
Доскин В. А. Растём здоровыми : Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры/В. А. Доскин, Л. Г. Голубева. -М. : Просвещение, 2002
Здоровый дошкольник : социально-оздоровительная технология XXI века / сост. Ю. Е. Антонов, М. Н. Кузнецова и др. – М. : Гардарики, 2008. – 164 с.
Маханёва М. Д. Воспитание здорового ребёнка : пособие для практических работников ДОУ. - М. :АРКТИ, 1999
Ильюшенков, В. В. Здоровье и образование/ В. В. Ильюшенков, Т. А. Берсенева. - СПб. :2008.
Колбанов, В. В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях/ В. В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - Владивосток: Дальнаука, 2006. - с. 139-147.
Маханева М. Д. Воспитание здорового ребенка : пособие для практических работников детских дошкольных учреждений. 2-е изд. испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2000. - 108
Стожарова, М. Ю. Формирование психологического здоровья дошкольников / М. Ю. Стожарова. – Ростов н/ Д : Феникс, 2007. – 208 с.
Фомина, А. И. Физкультурные занятия, игры и упражнения в детском саду / А. И. Фомина. – М. : Гардарики, 2007. – 183 с.
Хакимова Г. А. Педагогические условия формирования ценностного отношения к здоровью старшего дошкольного возраста: авто-реф. дис. канд. пед. наук/ Г. А. Хакимова. - Екатеринбург, 2004. -