МААМ-картинки

Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности через дидактические игры

Ольга Беляева
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности через дидактические игры
▼ Скачать +Заказ

«. Дайте же детям играть,

пока игра их радует, влечет к себе

и вместе с тем приносит им громадную пользу!»

Е. А. Покровский

Актуальность выбранной темы связана с тем, что для гармоничного и разностороннего развития личности ребёнка необходимо единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер, воспитание эстетически развитой личности. Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно – эстетического воспитания существенно возрастает.

Публикация «Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности через дидактические игры» размещена в разделах

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Конечно, программы ДОУ включают изучение изобразительного искусства, музыки, литературы и пр. Однако, существующее дошкольное художественно – эстетическое воспитание не даёт полноценных эстетических переживаний. Занятия по изобразительному искусству в ДОУ направлены в основном на развитие соответствующих умений и навыков, что недостаточно способствует художественно – эстетическому развитию дошкольника.

Для организации процесса художественно – эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.

Игра имеет большое значение в эстетическом воспитании детей. С их помощью можно успешно решать стоящие перед педагогом воспитательные задачи в интересной и непринуждённой форме.

Кроме того, многие воспитатели недооценивают возможности дидактической игры как средства художественно – эстетического развития.

Особое значение имеет дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения и всестороннего развития детей с целью формирования познавательного интереса за счёт эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых процессов, явлений.

Само название игр определяет их основную функцию – обучение. Но обучение это осуществляется в форме игры. В дидактических играх содержаться интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей глубоких эстетических знаний, представлений, творчества, развитию воображения, усвоению способов изображения. Они способствуют интеллектуально – эстетическому развитию ребёнка.

В процессе дидактических игр дети уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.

Все дидактические игры в художественноэстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основных вида:

1. Игры с предметами.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: величиной, формой, цветом, качеством.

Например, «Составь букет» (развивает умения детей подбирать оттенки одного цвета, с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот, учит различать теплые и холодные цвета, "Найди цвета, которыми нарисован петушок"(дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета, которые есть на петушке).

Игра «Смешай цвета» ( формирование знаний по цветоведению: названия цветов, какие цвета нужно смешать, чтобы получить нужный материал).

В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Лучики» дети смотрят на лучики разных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) и называют их. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. В таких дидактических играх закрепляются знания эталонов (форма, цвет, материал и др.) о свойствах и качествах различных материалов, углубляются представления о существенных характеристиках предметов, ребята учатся выделять особенности деталей, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.

2. Настольно – печатные игры.

Одни из самых интересных занятие для детей. Эти игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребёнка необходимые знания, представления.

Например, подбор картинок по парам.

Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка, два домика и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, листья и плоды».

Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.

Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года, закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.

3. Словесные игры.

В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.

В своей работе я использовала такие игры :

«Что бывает желтое в природе?» (солнце, осенние листья, одуванчик, лимон).

«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.).

"Так бывает или нет?" правилами игры требуется : заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы:

Теплая весна сейчас,

Виноград созрел у нас.

Конь рогатый на лугу

Летом прыгает в снегу.

Поздней осенью медведь

Любит в речке посидеть.

А зимой среди ветвей

Га – га – га пел соловей.

Быстро дайте мне ответ

Это правда или нет?

Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.

В игре педагог может:

1. Научить ребенка различать геометрические фигуры по форме: «Нарисуем фрукты» – банан, яблоко, сливу и т. д.

2. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета: «Покажи такого же цвета» – ведро, платок, шарик, кубик и т. д. «Рисуем море» – подбор оттенков от более светлого, к более тёмному цвету. «Собери гусеницу» — одна из холодных стран – холодные тона, другая из теплых – теплые тона.

3. Ребенок учится различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине – в изображении деревьев, кустов.

4. Благодаря дидактическим играм дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, справа, слева, впереди, сзади и т. д. – рассматривание картин.

5. Дети учатся воспринимать временные характеристики.

6. Учатся воспринимать позы и движения тела, головы, конечностей.

7. Узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.

Методика использования дидактических игр в разных возрастных группах.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку к проведению дидактической игры входят :

• отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.

• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы

• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время)

• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке

• определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально)

• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал)

подготовка к игре самою воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой

• подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.

Проведение дидактических игр включает :

• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)

• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают)

• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза)

• определение роли воспитателя в игре, ею участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием)

• подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет он с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.

В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.

Таким образом, вся работа по художественно – эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно – познавательный интерес детей к приобретению художественно – эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.

Публикации по теме:

Программа по сенсорному развитию детей раннего возраста через дидактические игры «Сенсорное развитие детей раннего возраста через дидактические игры».Пояснительная записка Игры, которые представлены в данной программе,.

Активизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игрыАктивизация речевой деятельности у детей с нарушениями речи через дидактические игры Здравствуйте, уважаемые коллеги, хочу представить Вашему вниманию дидактические игры по развитию речи, сделанные из таких материалов, как.

Анализ художественно-эстетической деятельности. Рисование «Друзья для Колобка» Анализ художественно-эстетической деятельности (рисование)Возраст детей: младший дошкольный возраст 3 - 4 года Ф. И. наблюдателя Афанасьева.

Дидактические игры по художественно-эстетическому развитию для детей 4–7 летДидактические игры по художественно-эстетическому развитию для детей 4–7 лет «Составь натюрморт»Цель: формировать умения и навыки составлять композицию по собственному замыслу, по заданному сюжету (праздничный, с.

Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»Фотоотчёт о мастер-классе «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности» Мастер-класс для родителей- "Изготовление объёмной поделки «Павлин» из цветной бумаги». Для развития мелкой моторики руки, важно, чтобы.

Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Радуга-дуга» для старшего дошкольного возрастаКонспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Радуга-дуга» для старшего дошкольного возраста Рисование. Цель: - развитие чувства прекрасного, умения видеть красоту вокруг себя, любоваться природой; - развитие воображения, фантазии;.

Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм»Мастер — класс по художественно — эстетической деятельности «Нетрадиционное рисование в жанре пуантилизм» Уважаемые коллеги! В рамках образовательного педагогического форума на базе нашего детского сада провела мастер-класс для коллег из другого.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности через дидактические игры
Опубликовано: 22 марта 2024 в 20:59
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности через дидактические игры» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Беляева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД