Ольга Беляева
Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности через дидактические игры
▼ Скачать +Заказ
«. Дайте же детям играть,
пока игра их радует, влечет к себе
и вместе с тем приносит им громадную пользу!»
Е. А. Покровский
Актуальность выбранной темы связана с тем, что для гармоничного и разностороннего развития личности ребёнка необходимо единство формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер, воспитание эстетически развитой личности. Проблема творчества всегда была одной из актуальных в педагогике. С принятием ФГОС роль художественно – эстетического воспитания существенно возрастает.
Публикация «Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности через дидактические игры» размещена в разделах
Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается фундамент творческого потенциала личности, её ценностные и эстетические установки. Конечно, программы ДОУ включают изучение изобразительного искусства, музыки, литературы и пр. Однако, существующее дошкольное художественно – эстетическое воспитание не даёт полноценных эстетических переживаний. Занятия по изобразительному искусству в ДОУ направлены в основном на развитие соответствующих умений и навыков, что недостаточно способствует художественно – эстетическому развитию дошкольника.
Для организации процесса художественно – эстетического воспитания в дошкольном образовательном учреждении есть универсальные технологии для реализации современных требований – это игровые технологии. Игровые технологии связаны с игровой формой взаимодействия педагога и дошкольников через реализацию определенного сюжета, при этом образовательные задачи включаются в содержание игры. Они универсальны и эффективны. Они отвечают современным требованиям, предъявляемым к прогрессивным формам организации образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Они эмоциональные, развивающие по целям, гуманистические и эвристические.
Игра имеет большое значение в эстетическом воспитании детей. С их помощью можно успешно решать стоящие перед педагогом воспитательные задачи в интересной и непринуждённой форме.
Кроме того, многие воспитатели недооценивают возможности дидактической игры как средства художественно – эстетического развития.
Особое значение имеет дидактическая игра – деятельность, организуемая в процессе обучения и всестороннего развития детей с целью формирования познавательного интереса за счёт эмоциональной окрашенности игровых действий, которые основаны на имитационном или символическом моделировании изучаемых процессов, явлений.
Само название игр определяет их основную функцию – обучение. Но обучение это осуществляется в форме игры. В дидактических играх содержаться интересные возможности для установки связи детей с изобразительной деятельностью, что способствует формированию у детей глубоких эстетических знаний, представлений, творчества, развитию воображения, усвоению способов изображения. Они способствуют интеллектуально – эстетическому развитию ребёнка.
В процессе дидактических игр дети уточняют, расширяют, закрепляют имеющиеся у них представления об эстетической стороне окружающего мира, искусства, учатся давать оценочные эстетические суждения, овладевают техниками ручного творчества.
Все дидактические игры в художественно – эстетическом развитии дошкольников можно разделить на три основных вида:
1. Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: величиной, формой, цветом, качеством.
Например, «Составь букет» (развивает умения детей подбирать оттенки одного цвета, с постепенным переходом от более темного оттенка к более светлому и наоборот, учит различать теплые и холодные цвета, "Найди цвета, которыми нарисован петушок"(дети выбирают из предложенных цветных карточек цвета, которые есть на петушке).
Игра «Смешай цвета» ( формирование знаний по цветоведению: названия цветов, какие цвета нужно смешать, чтобы получить нужный материал).
В процессе выполнения игровых правил у детей формируются навыки выделять характерные детали, красивые сочетания цветов, оттенков. Например, в младшем дошкольном возрасте в игре «Лучики» дети смотрят на лучики разных цветов (красного, синего, желтого, зеленого) и называют их. В играх старших дошкольников закрепляем знания о хроматических и ахроматических цветах, цветах спектра, их оттенках. В таких дидактических играх закрепляются знания эталонов (форма, цвет, материал и др.) о свойствах и качествах различных материалов, углубляются представления о существенных характеристиках предметов, ребята учатся выделять особенности деталей, а также развивается художественное восприятие, память, речь, воображение.
2. Настольно – печатные игры.
Одни из самых интересных занятие для детей. Эти игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребёнка необходимые знания, представления.
Например, подбор картинок по парам.
Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две птички, два грибочка, два домика и др. «Парные картинки. Садовые цветы. Птицы. Деревья, листья и плоды».
Затем задание усложняется: ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех картинок два цветка. Цветы, изображенные на картинке, могут быть разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Овощи. Фрукты. Ягоды» дети объединяют картинки, классифицируют их фрукты с фруктами, овощи с овощами, ягоды с ягодами.
Дидактическая игра «Времена года» помогает закрепить знания детей о сезонных изменениях природы, о цветовой гамме, присущей тому или иному времени года, закрепить знания о классификации цвета: теплые и холодные.
3. Словесные игры.
В таких играх дети решают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам. Словесные дидактические игры учат детей обобщать явления, классифицировать предметы, относить их к той или иной категории. Эти дидактические игры проводятся во всех возрастных группах, но особенно они важны в воспитании и обучении детей старшего дошкольного возраста, так как способствуют подготовке детей к школе.
В своей работе я использовала такие игры :
«Что бывает желтое в природе?» (солнце, осенние листья, одуванчик, лимон).
«Что бывает круглое в природе?» (солнце, луна, апельсин, яблоко и т. д.).
"Так бывает или нет?" правилами игры требуется : заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы:
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
Га – га – га пел соловей.
Быстро дайте мне ответ
Это правда или нет?
Очень важно правильно подобрать игру, проанализировать, есть ли у ребенка необходимые знания, представления. В конце игры обязательно надо хвалить детей, делать акцент на позитивных моментах, поощрять успехи.
В игре педагог может:
1. Научить ребенка различать геометрические фигуры по форме: «Нарисуем фрукты» – банан, яблоко, сливу и т. д.
2. В процессе разнообразных дидактических игр дети учатся выделять цвет предметов, называть их оттенки, закрепляют и развивают знания и представления о цвете, у них формируется чувство цвета: «Покажи такого же цвета» – ведро, платок, шарик, кубик и т. д. «Рисуем море» – подбор оттенков от более светлого, к более тёмному цвету. «Собери гусеницу» — одна из холодных стран – холодные тона, другая из теплых – теплые тона.
3. Ребенок учится различать предметы по величине, длине, высоте, ширине, толщине – в изображении деревьев, кустов.
4. Благодаря дидактическим играм дети учатся воспринимать такие характеристики, как далеко, близко, справа, слева, впереди, сзади и т. д. – рассматривание картин.
5. Дети учатся воспринимать временные характеристики.
6. Учатся воспринимать позы и движения тела, головы, конечностей.
7. Узнавать предмет по его отдельным свойствам и частям.
Методика использования дидактических игр в разных возрастных группах.
Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к проведению дидактической игры входят :
• отбор игры в соответствии задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь) и др.
• установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы
• определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры (в процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время)
• выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим. Такое место, как правило, отводят в групповой комнате или на участке
• определение количества играющих (вся группа, небольшие подгруппы, индивидуально)
• подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры (игрушки, разные предметы, картинки, природный материал)
• подготовка к игре самою воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой
• подготовка к игре детей обогащение их знаниями, представлениями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игр включает :
• ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них)
• объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внимание на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил (что они запрещают, разрешают, предписывают)
• показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что противном случае игра не приведет к нужному результату (например, кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза)
• определение роли воспитателя в игре, ею участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственно участия воспитателя в игре определяется возрастом детей уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием)
• подведение итогов игры — это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет он с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
В конце игры педагог спрашивает у детей, поправилась ли им игра, и обещает, что в следующий раз можно играть в новую игру, она будет также интересной. Дети обычно с нетерпением ждут этого дня.
Таким образом, вся работа по художественно – эстетическому развитию детей средствами дидактических игр способствовала активному участию детей в этих играх. Это позволило развить художественно – познавательный интерес детей к приобретению художественно – эстетических знаний, положительное эмоциональное отношение к художественно-эстетической деятельности, потребность создавать продукты ручного труда. Дети учатся высказывать эстетические суждения и давать эмоционально оценку произведений искусства, закрепляют техники ручного творчества в рисовании, лепке, конструировании.