Юлия Меркулова
Консультация «Приобщение детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ детский сад «Красная шапочка»
«Приобщение детей и их родителей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям»
Воспитатель:
Ю. А. Меркулова
п. Междуреченский
декабрь 2018г.
Слайд 1
В нашем Дошкольном образовательном учреждении второй год реализуется программа духовно-нравственного воспитания «Социоультурные истоки». это стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России на приобщение детей и их родителей к базовым духовно-нравственным и социоультурным ценностям России.
Слайд 2
Темочки:
Авторами программы являются И. А. Кузьмин, профессор, член-корреспондент Российской академии естественных наук и А. В. Камкин, профессор Волгоградского государственного педагогического университета, член-корреспондент Российской Академии естественных наук.
Программа является апробированной образовательной воспитательной и дидактической системой, призванной сформировать личность на основе духоыно-нравственных и социокультурных российских традиций.
Слайд 3
В программе одной из важнейших задач являться задача соединения интеллектуального и духовно — нравственного начала в процессе обучения и воспитания дошкольников.
Внедрение программы осуществлялось постепенно. Работа по программе «Социокультурные истоки» началась с ознакомления с методическими пособиями, затем была проведена консультация старшего воспитателя на тему: «О программе «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте»; разработан план работы по программе на 9 месяцев учебного года.
Программа «Социокультурные истоки» предполагает тесное сотрудничество с семьей, поэтому на первом этапе реализации программы для родителей было проведено анкетирование «Выявление мнения о программе "Социокультурные истоки".
Результаты анкетирования показали, что большинство родителей считают нравственное воспитание, началом формирования личности, но им не хватает опыта и знаний в вопросах духовно-нравственного воспитания. На первом групповом собрании педагоги всех возрастных групп познакомили родителей с содержанием программы, планом мероприятий на год, с темами на каждый месяц и предстоящими домашними заданиями.
Подготовили консультацию для родителей по теме : «Программа «Истоки. Воспитание на социокультурном опыте» - эффективное средство духовно-нравственного развития дошкольников».
Родители доброжелательно отнеслись к введению новой программы, согласились с тем, что проблема духовно-нравственного развития подрастающего поколения в настоящее время действительно является актуальной.
Слайд 4
Программа «Социокультурные истоки» разработана для четырех возрастных групп: младший возраст 3-4 лет, средний возраст 4-5 лет и старший возраст 5-6 и 6-7 лет
Повседневная работа по реализации программы осуществлялась во второй половине дня через разные виды деятельности: игровую, продуктивную, музыкальную, театрализованную, трудовую; беседы, художественное чтение и ООД
Слайд 5
Работа в группах младшего возраста строилась на основе трех книг развития, то есть воспитатели знакомили детей с фольклорным материалом к 9 темам занятий (это потешки, заклички, хороводные игры, народные песенки, стихи и конечно сказки). Согласно плану по программе «Истоки» педагоги младшего возраста провели активную работу по созданию родителями творческих альбомов :
Слайд 6-7
«Любимое имя»,
Слайд 8-9-10
«Ласковая песня», «Праздничная песня»
Слайд 11,12,13,14
в группах проведено 6 итоговых мероприятий с детьми и 2 мероприятия – совместно с родителями группах в рамках по программы «Социокультурные истоки» педагогами созданы картотеки, альбомы русских потешек, считалочек, загадок, колыбельных песенок и т. д. Оборудованы театрализованные зоны с различными видами театров и уголки народной игрушки, уголки ряженья. Также, в каждой группе имеется подборка фольклорной художественной литературы и методических пособий: русские-народные сказки, потешки, иллюстрации и т. д.
Слайд 15,16
В рамках реализации программы «Социокультурные истоки», прошло совместное мероприятие с родителями «Мамина колыбельная».
В непринуждённой обстановке – за кружкой чая, мамочки высказали своё мнение о значении и назначении колыбельных песен, о их роли в семейном воспитании. Детки вспомнили свои любимые колыбельные песни, которые им поют мамы на ночь. Затем мамочки смогли продемонстрировать свое вокальное мастерство – и исполнили знакомые колыбельные песни. Закончилось мероприятие работой в творческой мастерской – созданием картин «Моя семья». Так же в свет вышел сборник под названием «Колыбельные песни наших мам».
Слайд 17
В группах среднего возраста 4-5 лет работа по программе «Истоки» строилась на основе 4-х рабочих книг: «Дружная семья», «В добрый путь», «Добрая забота», «Благодарное слово»,
Родители групп среднего возраста приняли участие в организации выставок по темам: Слайд 18-19 «Дружная семья», Слайд 20-21 «Домашнее тепло»,
Слайд 22 «Дороги добра», Слайд 23-24 «Сказочный лес», Слайд 25 «Добрая забота», Слайд 26 «Любимая сказка». В группах среднего возраста традиционно итоговое мероприятие, проводилось ежемесячно совместно с детьми и родителями. Во всех средних группах продолжается работа по созданию родителями тематических альбомов. Также во всех средних группах в течении года пополнились уголки по программе «истоки» : сборники дидактических игр, народных игрушек, театры, уголки ряженья; библиотечки сказок и другого фольклорного материала.
Слайд 27
В старшей целями воспитательной программы являются:
- Первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей
внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);
- Дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со
взрослыми и сверстниками;
- Развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать
эмоциональное состояние других людей;
- Создание условий для формирования правильной самооценки.
Для этого возраста разработаны книги для духовно-нравственного
развития детей : «Верность родной земле», «Радость послушания»,
«Светлая надежда», «Добрые друзья», «Мудрое слово».
Слайд 28-29
В конце сентября в группе сташего возраста прошло итоговое мероприятие в рамках программы «Социокультурные истоки» по теме: «Сказочное слово» Перед педагогами стояли следующие задачи:
- Знакомство с социокультурной категорией «Традиции слова»;
- Развивать общение в паре;
- Развитие эмоциональной сферы и образного мышления ребенка;
мероприятие прошло в виде интеллектуальной игры «Путешествие в страну сказок» совместно с родителями
Слайд 30-31-32
в октябре в группе старшего дошкольного возраста прошел необычный праздник – «Капустные посиделки».
Цель мероприятия: Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Слайд33
В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» в группах старшего возраста прошли физкультурно-тематические развлечения с родителями «Богатыри земли русской», посвящённые празднованию 95-летия Кондинского района.
Слайд 34
Главной целью таких мероприятий с родителями является гармонизация детско-родительских отношений через совместную двигательную деятельность. А наполненность содержания способствует формированию представлений о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях - защитниках земли русской
Слайд 35 -36
Так же в одной из групп сртаршего возраста проходила реализация краткосрочного проекта «Богатыри Земли Русской».
Слайд 37
Итогом данного проекта стало развлечение «Богатырские состязания», где каждый смог показать свою ловкость, силу, смекалку в различных заданиях («Собери богатыря в поход», «Перетяни канат», «Убеги от Змея Горыныча», «Меткий стрелок» и многое другое).
Слайд 38- 39
30 ноября прошло мероприятие на тему «Жизненный путь». Данная тема сопровождала детей в течение месяца. Ребята и их родители побывали на экскурсии в БУ «Междуреченский агропромышленный колледж» где познакомились с такими профессиями как:
- каменщик, где рассказали о профессии - строитель, показали инструменты, которыми пользуются строители;
- повар, где дети приняли участие в выпечке печенья, посмотрели, рабочее место у поваров - кондитеров, оборудование;
- механик, где рассмотрели, как чинят машины, какие есть запчасти и какие нужны инструменты механику;
Слайд 40
В подготовительной группе целями воспитательной программы
являются:
- Первоначальное освоение детьми отечественных традиций Слова,
Образа, Дела, Праздника;
- Дальнейшее развитие умений и навыков деятельностного,
познавательного и личностного общения со сверстниками в ходе
активных занятий (умение понять сверстника, встать на его точку
зрения, поделиться своими знаниями, участвовать в общем деле);
- Создание условий для успешной адаптации ребенка в школе.
Для этого возраста педагоги используют в своей работе серию книг для
духовно-нравственного развития детей : «Сказочное слово»,
«Напутственное слово», «Светлый образ», «Мастера и
рукодельницы», «Семейные традиции».
В течение учебного месяца предусмотрено проведение для
каждой возрастной группы одного итогового занятия по программе (9
занятий на учебный год).
В группах ссоздана серия дидактических игр по мотивам русски-народных сказок: «Узнай и собери сказку», «Собери и раскажи сказку» (игра с усложнением, «Что сначала, что потом?»; «Найди нужный домик», «Сосчитай сказочных героев», «Три медведя». Так как группу посещают дети разного уровня развития, то и игры разнообразны по сложности и предлогаются детьям с учетом индивидуальных возможностей детей. Одним из любимых занятий в группах является театрализованная деятельность, которая осуществляется в вечерние часы с помощью разных видов театра: настольный, пальчиковый, кукольный, театр оригами, который был сосздан совместно с детьми. Также, в течение года детям прививался интерес к русскому фольклорному творчеству через участие в «Викторине «Путешествие по сказкам», посещение спектаклей («Зимовье зверей», библиотеки, музея детского сада.
Слайд 41
состоялся фольклорный праздник «Весенние посиделки с Емелей». Гости мероприятия с первых минут ощутили его настроение и дух, ведь ребята вошли в зал под собственное музицирование на русских народных инструментах: ложках, трещетках бубенцах, бубнах и др.
Слайд 42
Повеселились ребята с Емелей и в танцах «Кадриль», «Течет ручей», в играх веселых «Дударь», «Козлик», «Собери матрешку».
Мероприятие прошло задорно и в то же время чувствовалась его теплота и душевность. Дети и родители остались довольны праздником, ведь не зря говорят, что в русской музыке – чувствуется душа народа
Слайд 43-44
Знакомя детей с великим русским поэтом А. С. Пушкиным, провели конкурс «Василиса прекрасная» в котором девочки группы выполняли различные задания: рисовали портрет Василисы Прекрасной, отгадывали загадки по сказкам Пушкина, исполняли танец, придуманный самими девочками.
Слайд 45-46
Прочитали сказки поэта: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и работнике Балде», затем вместе с детьми обыграли сказки. Дети с интересом обыгрывали сказки, старались передать все качества своих героев.
В Работе приняли участия и родители, которые вместе с детьми оформили альбом по сказкам Пушкина.
Слайд 47-48-49
Задачи реализуемые по программе «Истоки» пересекается и с другими проектами. Так например, в рамках районного проекта «Живая классика», реализуемой нашей образовательной организацией, в феврале 2018г состоялся вечер посвящённый А. С. Пушкину
Цель мероприятия: Закрепление полученных знаний о творчестве А. С. Пушкина
Задачи:
- привлечь детей и родителей к участию в празднике;
- развивать творческие способности детей;
- побуждать детей и родителей к сотрудничеству при знакомстве с классическими произведениями русской литературы;
- воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина.
Таким образом, работа по реализации программы «Социокультурные истоки», является удовлетворительной. Через знакомство с русским фольклором непроизвольно осуществляется процесс познания окружающего мира, формируются нравственные взаимоотношения и качества, что способствует эффективно решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Но наряду с положительными результатами, в ходе реализации программы педагогами была выявлена общая проблема - не все родители активно включились в сотрудничество по решению задач духовно-нравственного воспитания. Поэтому, перспективной задачей для педагогов является - помочь каждому родителю осознать, что именно в семье закладываются такие нравственные качества как ответственность за порученное дело, совместная деятельность, сохраняются и передаются духовные обычаи и ценности, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы духовно-нравственной личности. В этом году и последующих годах, мы продолжим работу с родителями по программе «Истоки». Ведь на примере родителей дети учатся любви к своей семье, детскому саду, городу и своей Родине. Только через испытание этих чувств у детей воспитывается патриотизм.
Спасибо за внимание!