Светлана Кильдиярова
Применение технологии «Лэпбук» в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он станет по мнению родителей, а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Публикация «Применение технологии „Лэпбук“ в профориентационной работе с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2019
Задача педагога, прежде всего, состоит в том, чтобы заинтересовать детей, увлечь их полезным занятием. Необходимо учитывать, что дошкольники не могут учиться по требованию взрослых. Они способны запомнить, понять, усвоить только то, что нужно им самим, в чем они испытывают практическую необходимость, что им интересно.
Результатом поиска новой формы работы с дошкольниками в моем случае стала тематическая папка «лэпбук» (англ. lap – колени, book – книга) – интерактивное пособие в виде папки А3 или А4, сложенной определенным способом, на прочной основе, в которую вставлены различные вкладки (конверты, кармашки, мини-книжки, гармошки и т. п., подвижные детали, настольно-печатные игры, иллюстрации и материал на определенную тему.
На первый взгляд лэпбук очень похож на большую аппликацию. Но что происходит с аппликацией, когда мы ее уже сделаем? Она занимает место среди прочих поделок в шкафу, мы уже к ней не возвращаемся, и она навсегда пропадает из жизни детей. То есть она не приносит никакой пользы: с ней нельзя играть, применять ее. А дети ведь очень практичные.
С лэпбуком, в отличие от аппликации, все иначе. Весь смысл его изготовления как раз в том, чтобы впоследствии можно было играть с ним достаточно долгое время. Аппликация перестает быть аппликацией – она становится игрушкой. Лэпбук – это средство обучения. От постоянного контакта с интерактивным пособием ребенок усваивает материал легко и без всяких усилий.
Рассмотрим этапы создания лэпбука.
1. Выбор темы. Тема может быть как общей, так и более конкретной, например : тема недели.
2. Составление плана будущего лэпбука. Здесь важно определиться с элементами, подтемами.
3. Рисование макета и презентация лэпбука.
В качестве примера опишу лэпбук на тему «Профессии», который состоит из шести разделов.
Целью данного пособия является создание определенной наглядной основы, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самопознания дошкольника.
Задачи:
формировать у детей обобщенные представления о структуре трудового процесса; воспитывать бережное отношение к труду и его результатам; помочь осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии;
разработать для педагогов методическое сопровождение по ранней профориентации детей дошкольного возраста в мире профессий;
сопровождать родителей при оказании ребёнку квалифицированной помощи в сложном процессе вхождения в мир профессии.
Первый раздел – «Парикмахер». В нее включены 2 развивающих элемента:
1. Конверт «Разрезные картинки». Цель: научить детей видеть целостный образ в отдельных частях, развивать аналитическое мышление.
2. Дидактическая игра «Я – парикмахер». Цель: учить создавать новый образ, развивать воображение и фантазию.
Второй раздел – «Продавец» включает:
1. Конверт «Разрезные картинки».
2. Интересные факты о профессии продавца.
3. Мини-книжка «Загадки».
Третий раздел – «Повар» состоит из:
1. Конверт «Разрезные картинки».
2. Дидактическая игра «Подбери нужный инструмент». Цель: систематизировать знания о профессии повара, о предметах его труда.
3. Дидактическая игра «Варим суп и компот». Цели: учить правильно классифицировать овощи и фрукты; развивать внимание; активизировать употребление прилагательных, расширять словарь.
4. Интересные факты о профессии повара.
Четвертый раздел – «Спасатель» включает в себя:
1. Конверт «Разрезные картинки».
2. Раскраски.
3. Кармашек «Давайте, подумаем!» Цель: развитие логического мышления, тренировка внимания, памяти, воображения.
Пятый раздел – «Учитель» :
1. Развивающая игра-пазл «Профессии». Цель: расширять и уточнять представления детей о предметах окружающего мира.
2. Кармашек «Подбери схему». Цель: упражнять развитие навыков слогового анализа и синтеза, фонематического представления.
3. Кармашек «Пословицы о труде, учебе».
Шестой раздел – «Врач» состоит из:
1. Конверт «Разрезные картинки».
2. Дидактическая игра «Подбери нужный инструмент».
3. Дидактическая игра «Кто что делает». Цель: закрепить названия некоторых медицинских специальностей, расширить и активизировать словарный запас детей.
Данное пособие разработано мною для работы с детьми 5-7 лет. Оно полностью отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:
- информативен, то есть информация, содержащаяся в лэпбуке, должна быть понятна ребенку.
- прочен, учитывая то, что с ним будут заниматься дети, он должен быть достаточно крепким.
- эстетичен, то есть лэпбук должен быть оформлен аккуратно, красиво, чтобы у ребенка появилось желание взять его в руки.
- вариативен: желательно иметь несколько вариантов использования каждой его части.
- доступен: его структура и содержание должны быть доступны для детей дошкольного возраста; никаких методических рекомендаций.
- пригоден к использованию одновременно группой детей, в том числе с участием взрослого как играющего партнера.
Литература:
1. Носова Е. Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. – 2017. – №15. – С. 136-138.
2. Панина Т. С. Лэпбук – многофункциональное пособие для развития речи // Ребенок в детском саду. – 2017. – №4. – С. 72-74.
3. Пироженко Т. (Электронный ресурс).
URL. : https://plus.google.com/+ТатьянаПироженко ( дата обращения: 25.02.18).
4. Рыкова А. Виды лэпбуков. (Электронный ресурс). URL. : https://lepbuk.ru/lepbuk-svoimi-rukami/vidy-lepbukov/ (дата обращения 25.02.18).