МААМ-картинки

Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до

Тамара Майорова
Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего образования происходят существенные изменения к требованиям качества организации образовательного процесса в ДО.

Среди важных направлений деятельности ДОУ в этот период времени можно выделить:

- выполнение плана поэтапного введения Федерального государственного Стандарта дошкольного образования

- Разработка уставных документов в соответствие с требованиями ФГОС ДО;

Публикация «Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до» размещена в разделах

- Разработка Общеобразовательной программы ДО и Адаптированной общеобразовательной программы ДО;

- Осуществление методической работы с целью формирования у педагогических работников компетенций в соответствии с ФГОС ДО, развития умения осуществлять педагогическую рефлексию, повышение эффективности во взаимодействии с детьми и родителями;

- Обновление методических рекомендаций, пособий, наглядно – демонстрационного материала;

- Обновление развивающей предметно – пространственной среды.

Эффективность реализации Общеобразовательных Программ в дошкольных организациях во многом зависит от того, насколько педагоги смогли понять и перенести в практическую деятельность основные принципы, цели и задачи ФГОС ДО.

Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса нашего коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.

Методическая работа в учреждении представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, конкретном анализе воспитательно - образовательного процесса системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование воспитательно - образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.

Цель методической работы в ДОУ – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Главной задачей методической работы стало оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.

Уровень методической работы напрямую связан с качеством и эффективностью обучения и воспитания детей, непосредственно влияет на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления ДОУ.

Система методической работы выстраивалась с учетом рекомендаций таких педагогов как К. Ю. Белая, Н. С. Голицина, Н. В. Немова, О. А. Скоролупова и др.

За основу брались три плоскости:

- работа с конкретным педагогом;

- работа с педагогическим коллективом в целом;

- работа по организации образовательного процесса в ДОУ.

1. Работа с конкретным педагогом.

По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя нацеленная на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности и профессиональной деятельности осуществлялось через:

1. методическую работу педагогов в группах с разными уровнями владения ИКТ;

2. работу в творческих группах (по экологическому воспитанию и развитию детей; организации работы по этнокультурному направлению);

3. оказание индивидуальной помощи в подготовке материалов по обобщению передового педагогического опыта;

4. помощь и индивидуальные консультации при подготовке к аттестации;

5. «Педагогическая скорая помощь»;

6. контроль, анализ, выработка рекомендаций просмотренной организованной детской деятельности.

7. Прохождение курсов повышения квалификации по изучению ФГОС ДО, на которые возлагались надежды по изменению подходов к организации образовательного процесса, в конечном итоге педагогам удалось только более подробно изучить сам документ, а вложить в руки педагогов инструмент должны мы методическая служба ДОУ.

8. Работа педагогов по самообразованию.

Планомерная работа по самообразованию, саморазвитию и самореализации на первом этапе была важна только для педагогов имеющих квалификационную категорию. Ситуация изменилась с выходом в свет Стандарта педагога ДОУ, когда каждому стало понятно, что самообразование педагога является обязанностью каждого.

«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием». (А. Дистервег) Этот принцип и был взят за основу.

Появилась необходимость в выработке предложений по организации работы педагогов по самообразованию.

Так в 2015 году для педагогов была создана методическая разработка «Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по самообразованию, саморазвитию и самореализации педагогов в ДОУ» которая помогает составить план по самообразованию и получить положительные результаты, не зависимо от стажа работы, возраста, наличия квалификационной категории. В нее вошли материалы:

- индивидуальная программа повышения профессиональных компетенций педагога;

- план по самообразованию, в рамках приоритетного направления;

- индивидуальный образовательный маршрут как для педагогов стажистов так и для педагогов имеющих и не имеющих квалификационную категорию и молодых педагогов.

Методическая разработка была успешно представлена :

- на августовской городской конференции «Стратегия развития образования в условиях реализации Программы Возрождения Республики Коми» в рамках рабочей площадки «Обеспечение учреждений дошкольного образования высококвалифицированными кадрами в условиях реализации ФГОС ДО и введения государственного стандарта педагога»

- в ноябре 2016 года методическая разработка представлена на открытом Республиканском фестивале «Педагогических идей и новинок в области дошкольного образования»

- Разработка участвовала во Всероссийской научно – практической конференции «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы»

- сейчас методическая разработка размещена в педагогическом киоске на сайте «Мир дошколят»

Благодаря целенаправленной работе по самообразованию в педагогами созданы методические разработки по разным направлениям детской деятельности:

- по этнокультурному направлению;

- «Работа с детьми дошкольного возраста по ПДД»

- «Работа с детьми дошкольного возраста по опытно - экспериментальной деятельности»

- «Духовно нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью великих и святых людей земли Российской»

- Положено начало подборке видеороликов познавательной и обучающей направленности к занятиям в соответствии с комплексно - тематическим планировании.

2. Работа с педагогическим коллективом в целом.

По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

Перед методической службой встала задача: Изменить ситуацию в кратчайшие сроки, что значило принципиально изменить подходы к организации образовательного процесса. Необходимо было донести до педагогов огромное количество информации: освоить современные педагогические технологии, научиться использовать в работе с детьми информационно - коммуникативные технологии.

Для методической работы с педагогами был определен один день в неделю, когда проводились и проводятся различные мероприятия не нарушая традиций детского сада.

Формы методической работы планировались как традиционные, так и нетрадиционные. Главным критерием при выборе форм методической работы стала возможность привлечения как можно больше педагогов к подготовке и проведению всех методических мероприятий. Подготовкой педагогических советов занимаются творческие группы. Практический к каждому педсовету проводятся опросники или анкетирование педагогов с целью определения самооценки знаний и пониманий обсуждаемой проблемы, оценки работы методической службы или предложений по улучшению образовательного процесса в ДОУ. Такие подходы дают возможность анализировать образовательный процесс, с учетом мнений педагогического коллектива работать над созданием условий для его организации и поднимают самооценку педагогов. Каждый педагог начинает понимать, что его мнение по организации образовательного процесса важно для всех нас.

Традиционные педсоветы, семинары – практикумы, методические недели безусловно проводятся в каждом учреждении. Важно вложить их в необычные формы, которые позволят получить новые знания и понимания современных подходов к организации образовательного процесса легко и непринужденно. Дают возможность почувствовать уверенность в своих силах. Так стали традиционными:

- педагогические советы в форме информационной программы «Время»;

- методические мероприятия в виде квест – приключенческой игры;

- семинары и деловые игры с оформлением презентаций, методических рекомендаций и планов выработанных во время мероприятия по обсуждаемой теме;

- практикумы с использованием интеллект - карт педагогов с целью планирования своей педагогической деятельности и изучением ФГОС ДО.

Одним из эффективных форм методической работы являются «взаимопосещения» с целью оценки работы коллег по организации и проведению разных видов детской деятельности

В ходе «взаимопосещений» воспитатели демонстрируют педагогическое мастерство. Каждый желает быть на высоте и старается показать все на что способен. п. 3.4.2. ФГОС ДО «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5.»

Так в процессе введения ФГОС ДО в детском саду был проведен ряд методических мероприятий :

1). Педагогические советы :

- «Формирование социально – коммуникативных компетентности у детей дошкольного возраста»

- «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога»

- «Использование развивающих технологий в образовательном процессе в ДОУ»

2). Методические недели :

- «Использование в организации детской деятельности эффективных форм, методов и приемов, направленных на развитие познавательной активности детей»

3). Много внимания уделялось проведению семинаров – практикумов, в связи с тем, что более 60% в детском саду педагоги стажисты, которыми практический материал более понятен. Только за последние 2 учебных года прошло восемь семинаров – практикумов на тему:

- «Социоигровые методы, приемы и формы обучения дошкольников»

- «Инновационные технологии в ДОУ»

- «Организация работы педагога ДОУ по самообразованию, саморазвитию и самореализации»

- «Воспитание личности ребенка – общая задача педагогов и родителей»

- «Технология организации познавательно – исследовательской деятельности»

- «Основные принципы ФГОС ДО»

- «Изменения в организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

- «Влияние творческой игры на социально – личностное развитие ребенка»

- «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»

Предлагаем вашему вниманию видео ролик по проведению семинаров – практикумов

(Видео «Здоровье сберегающие технологии в детском саду»)

4). Круглые столы:

- «ФГОС ДО в теории и действии»

5). Тренинги для педагогов : «Вместе мы сила», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»

6). Мастер – классы:

- «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого»

- «Биоэнергопластика»

- «Лэпбуки как эффективная форма работы с детьми»

- «Работа с детьми по оригами»

- «Опытно – экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста»

- «Изготовление национальных кукол»

- «Использование дидактических пособий в работе с детьми по ПДД»

и много других мастер – классов представленные педагогами на различных уровнях

7). Мозговой штурм по теме:

- «Проблемы в реализации ФГОС ДО»

- «Организация развивающей предметно – пространственной среды»

8). Деловые игры:

- «Современные технологии в ДОУ»

9). Консультации – диалоги и интерактивные консультации:

- «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

- «Знакомство с требованиями ФГОС ДО к структуре ООП ДО»;

- «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»;

- «Модель организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»;

10). Общие собрания трудового коллектива: «Работа ДОУ в период введения ФГОС ДО»

11) Методические выставки :

- ежегодная выставка «Достижения талантливых педагогов»;

- выставки методической литературы по темам различных мероприятий

12). Консультации:

- «Организация развивающей предметно – пространственной среды»

- «Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста»

13). Педагогическая мастерская «ИКТ в ДОУ»

14). Технологические упражнения для педагогов :

- «Развитие интеллектуальной гибкости»;

- «Значение работы по самообразованию для меня»

15). Находкой для педагогического коллектива стала педагогическая игра «Аукцион педагогических идей», направленная на обобщение опыта педагогов и помогает решать задачи:

- Выявление, поддержка и распространение инновационного педагогического опыта работы;

- Совершенствование механизмов поддержки инновационной деятельности педагогов;

- Обеспечение доступности практико - ориентированных разработок, способствующих повышению качества образования в ДО;

- Создание информационного банка инновационных идей.

- Повышение профессионального уровня педагогов.

- Развитие творческой деятельности всех участников воспитательно – образовательного процесса, воспитателей, специалистов, воспитанников детского сада и их родителей.

- Используя знакомый игровой сюжет, независимо от рассматриваемой проблемы, ненавязчиво представить опыт работы педагогов.

Педагогическая игра «Аукцион педагогических идей» позволяет реально оценить опыт педагогов и выработать рекомендации по его распространению на разных уровнях.

То есть, проведенное мероприятие в апреле месяце каждого года позволяет составить общий план на следующий учебный год по участию педагогов как в городских и республиканских конкурсах и форумах, так и во Всероссийских и Международных. К сентябрю месяцу каждый педагог вносит коррективы в свои планы по самообразованию, саморазвитию и самореализации. Важно и то, что у каждого есть время для внесения коррективов и подготовки к выступлению.

Результатом методической работы стало активное внедрение современных педагогических технологий в работу с детьми, вовлечение родителей в образовательный процесс и успешное участие педагогов в конкурсах форумах на разных уровнях.

По сравнительному анализу за три последних года участия педагогов и детей в конкурсах и форумах на разных уровнях прослеживает повышение количества участников.

2014 – 2015 уч. г 2015 – 2016 уч. г 2016 – 2017 уч. г

Педагоги Дети Педагоги Дети Педагоги Дети

Муниципальный 5

педагогов 7 12 педагогов 7 15 13

Республиканский 5 нет 24 Нет 13 1 +

Всероссийский и

Международный 2 25 17 37 26 54

3. Работа по организации образовательного процесса в ДОУ в целом.

Третьей плоскостью, как я уже сказала, является научно – методическая работа, которая направлена на обновление образовательного пространства в детском саду в целом.

Так, с 2007 году коллективом педагогов детского сада реализуется целевая программа «Здоровый ребёнок» с целью комплексной стратегии улучшения здоровья детей. Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровье сберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.

С 2016 года реализуется программа «Детский сад – социокультурный центр» с целью интеграции образовательных, культурных, здоровьесберегающих ресурсов для создания благоприятной среды развития ребенка.

Коррекционное направление деятельности ДОУ.

Модель коррекционно-развивающей работы ДОУ представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и психического развития ребенка.

В ДОУ с 2015 года функционирует психолого - педагогический консилиум. За это время отработана нормативно-правовая база коррекционного сопровождения ребё нка с проблемами в речевом развитии: утвержден приказ о создании ПМПк и положение о ПМПк, разработан пакет документов.

При определении задач и направлений воспитательно-образовательной работы с целью повышения эффективности педагогической деятельности возникла необходимость отбора и систематизации диагностического инструментария по изучению уровня развития воспитанников. Педагогами ДОУ определена диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Ежегодно учителями – логопедами проводиться обследование воспитанников начиная со 2 младшей группы. По результатам обследования педагогическим консилиумом вырабатываются рекомендации по работе с детьми для воспитателей и родителей. Ежегодно проводиться конференция для родителей 2 младшей группы. По решению педагогического консилиума проводятся индивидуальные встречи с родителями на которых специалистами даются рекомендации по развитию, воспитанию и коррекционной работе с ребенком.

Подводя итог можно уверенно сказать, что важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами. Работа с детьми требует от педагогов большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важна доброжелательность, тактичность, требовательность на основе уважения среди всех участников педагогического процесса. Механизм взаимодействия всех педагогов ДОУ отлажен годами, в учреждении активно и творчески работает группа единомышленников. Всё это, наряду с организацией методической работы по вышеописанным направлениям, способствует росту педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетенции, и, как итог, повышению эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Публикации по теме:

Методическая работа как фактор повышения качества образования в ДОУ На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации образования является повышение его качества, приведение в соответствие с предъявляемыми.

«Экскурсионная работа как фактор формирования любви к Родине у старших дошкольников» Введение В условиях экономического и политического реформирования современного российского общества, в ходе которого существенно изменились.

Взаимодействие ДОУ с семьей как фактор повышения качества образования в рамках ФГОС Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение Детский сад №14 пгт Шахтёрска. Доклад выступления на педагогической.

Инновационная форма взаимодействия с семьёй в условиях введения ФГОС. Родительские собрания в ДОУ "Мягкие родительские встречи" Сумасшедший ритм жизни каждого родителя, проблемы на работе, в личной жизни или же просто не вовремя разрядился.

Методическая разработка проведения деловой игры с педагогами ДОУМетодическая разработка проведения деловой игры с педагогами ДОУ «Своя игра" Цель игры: повышение уровня практических и теоретических знаний, развитие атмосферы творческого общения и сотрудничества, повышение.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста — фактор успешного развития речи 1 слайд В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделена как основная образовательная область «Речевое.

Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС "Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДОУ" Цель проекта.

Работа с родителями как фактор сохранения здоровья ребенка Я работаю во второй младшей группе по программе А. Васильевой 2010г Так как эта группа была набрана недавно, из детей ранее не посещающих.

Работа с родителями как один из способов реализации ФГОС ДОУРабота с родителями как один из способов реализации ФГОС ДОУ В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным образованием поставлены целевые ориентиры, предполагающие.

Взаимодействие ДОУ с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного об Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до
Опубликовано: 11 июня 2017 в 11:56
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Тамара Майорова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД