Тамара Майорова
Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В условиях модернизации отечественной системы образования, когда дошкольное образование законодательно закреплено в качестве уровня общего образования происходят существенные изменения к требованиям качества организации образовательного процесса в ДО.
Среди важных направлений деятельности ДОУ в этот период времени можно выделить:
- выполнение плана поэтапного введения Федерального государственного Стандарта дошкольного образования
- Разработка уставных документов в соответствие с требованиями ФГОС ДО;
Публикация «Методическая работа с педагогами ДОУ как фактор успешного введения ФГОС до» размещена в разделах
- Разработка Общеобразовательной программы ДО и Адаптированной общеобразовательной программы ДО;
- Осуществление методической работы с целью формирования у педагогических работников компетенций в соответствии с ФГОС ДО, развития умения осуществлять педагогическую рефлексию, повышение эффективности во взаимодействии с детьми и родителями;
- Обновление методических рекомендаций, пособий, наглядно – демонстрационного материала;
- Обновление развивающей предметно – пространственной среды.
Эффективность реализации Общеобразовательных Программ в дошкольных организациях во многом зависит от того, насколько педагоги смогли понять и перенести в практическую деятельность основные принципы, цели и задачи ФГОС ДО.
Качественное сопровождение педагогического процесса в ДОУ невозможно без высокой эффективности организации методической работы. Ведущим критерием благотворности педагогического процесса нашего коллектива является творческая направленность педагогов ДОУ, которая создаёт благоприятную атмосферу для повышения профессиональной компетентности.
Методическая работа в учреждении представляет собой целостную, основанную на достижениях науки, передовом педагогическом опыте, конкретном анализе воспитательно - образовательного процесса системы взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива, на совершенствование воспитательно - образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников.
Цель методической работы в ДОУ – это постоянное повышение уровня профессионального мастерства педагога и педагогического коллектива. Главной задачей методической работы стало оказание реальной помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, умений и навыков необходимых для современного педагога свойств и качеств личности.
Уровень методической работы напрямую связан с качеством и эффективностью обучения и воспитания детей, непосредственно влияет на конечные результаты работы дошкольного учреждения, поэтому вполне правомерно рассматривать ее как важный фактор управления ДОУ.
Система методической работы выстраивалась с учетом рекомендаций таких педагогов как К. Ю. Белая, Н. С. Голицина, Н. В. Немова, О. А. Скоролупова и др.
За основу брались три плоскости:
- работа с конкретным педагогом;
- работа с педагогическим коллективом в целом;
- работа по организации образовательного процесса в ДОУ.
1. Работа с конкретным педагогом.
По отношению к конкретному педагогу, где главной задачей является формирование индивидуальной, авторской, высокоэффективной системы педагогической деятельности воспитателя нацеленная на обогащение знаний педагога, развитие у него мотивов творческой деятельности и профессиональной деятельности осуществлялось через:
1. методическую работу педагогов в группах с разными уровнями владения ИКТ;
2. работу в творческих группах (по экологическому воспитанию и развитию детей; организации работы по этнокультурному направлению);
3. оказание индивидуальной помощи в подготовке материалов по обобщению передового педагогического опыта;
4. помощь и индивидуальные консультации при подготовке к аттестации;
5. «Педагогическая скорая помощь»;
6. контроль, анализ, выработка рекомендаций просмотренной организованной детской деятельности.
7. Прохождение курсов повышения квалификации по изучению ФГОС ДО, на которые возлагались надежды по изменению подходов к организации образовательного процесса, в конечном итоге педагогам удалось только более подробно изучить сам документ, а вложить в руки педагогов инструмент должны мы методическая служба ДОУ.
8. Работа педагогов по самообразованию.
Планомерная работа по самообразованию, саморазвитию и самореализации на первом этапе была важна только для педагогов имеющих квалификационную категорию. Ситуация изменилась с выходом в свет Стандарта педагога ДОУ, когда каждому стало понятно, что самообразование педагога является обязанностью каждого.
«Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным. Он лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием». (А. Дистервег) Этот принцип и был взят за основу.
Появилась необходимость в выработке предложений по организации работы педагогов по самообразованию.
Так в 2015 году для педагогов была создана методическая разработка «Организация работы в дошкольном образовательном учреждении по самообразованию, саморазвитию и самореализации педагогов в ДОУ» которая помогает составить план по самообразованию и получить положительные результаты, не зависимо от стажа работы, возраста, наличия квалификационной категории. В нее вошли материалы:
- индивидуальная программа повышения профессиональных компетенций педагога;
- план по самообразованию, в рамках приоритетного направления;
- индивидуальный образовательный маршрут как для педагогов стажистов так и для педагогов имеющих и не имеющих квалификационную категорию и молодых педагогов.
Методическая разработка была успешно представлена :
- на августовской городской конференции «Стратегия развития образования в условиях реализации Программы Возрождения Республики Коми» в рамках рабочей площадки «Обеспечение учреждений дошкольного образования высококвалифицированными кадрами в условиях реализации ФГОС ДО и введения государственного стандарта педагога»
- в ноябре 2016 года методическая разработка представлена на открытом Республиканском фестивале «Педагогических идей и новинок в области дошкольного образования»
- Разработка участвовала во Всероссийской научно – практической конференции «Инновационные процессы развития образования: опыт и перспективы»
- сейчас методическая разработка размещена в педагогическом киоске на сайте «Мир дошколят»
Благодаря целенаправленной работе по самообразованию в педагогами созданы методические разработки по разным направлениям детской деятельности:
- по этнокультурному направлению;
- «Работа с детьми дошкольного возраста по ПДД»
- «Работа с детьми дошкольного возраста по опытно - экспериментальной деятельности»
- «Духовно нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через знакомство с жизнью великих и святых людей земли Российской»
- Положено начало подборке видеороликов познавательной и обучающей направленности к занятиям в соответствии с комплексно - тематическим планировании.
2. Работа с педагогическим коллективом в целом.
По отношению к педагогическому коллективу детского сада, методическая работа решает задачи формирования коллектива единомышленников. Она направлена на выработку педагогического кредо, традиций коллектива, на организацию диагностики и самодиагностики, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, на выявление, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
Перед методической службой встала задача: Изменить ситуацию в кратчайшие сроки, что значило принципиально изменить подходы к организации образовательного процесса. Необходимо было донести до педагогов огромное количество информации: освоить современные педагогические технологии, научиться использовать в работе с детьми информационно - коммуникативные технологии.
Для методической работы с педагогами был определен один день в неделю, когда проводились и проводятся различные мероприятия не нарушая традиций детского сада.
Формы методической работы планировались как традиционные, так и нетрадиционные. Главным критерием при выборе форм методической работы стала возможность привлечения как можно больше педагогов к подготовке и проведению всех методических мероприятий. Подготовкой педагогических советов занимаются творческие группы. Практический к каждому педсовету проводятся опросники или анкетирование педагогов с целью определения самооценки знаний и пониманий обсуждаемой проблемы, оценки работы методической службы или предложений по улучшению образовательного процесса в ДОУ. Такие подходы дают возможность анализировать образовательный процесс, с учетом мнений педагогического коллектива работать над созданием условий для его организации и поднимают самооценку педагогов. Каждый педагог начинает понимать, что его мнение по организации образовательного процесса важно для всех нас.
Традиционные педсоветы, семинары – практикумы, методические недели безусловно проводятся в каждом учреждении. Важно вложить их в необычные формы, которые позволят получить новые знания и понимания современных подходов к организации образовательного процесса легко и непринужденно. Дают возможность почувствовать уверенность в своих силах. Так стали традиционными:
- педагогические советы в форме информационной программы «Время»;
- методические мероприятия в виде квест – приключенческой игры;
- семинары и деловые игры с оформлением презентаций, методических рекомендаций и планов выработанных во время мероприятия по обсуждаемой теме;
- практикумы с использованием интеллект - карт педагогов с целью планирования своей педагогической деятельности и изучением ФГОС ДО.
Одним из эффективных форм методической работы являются «взаимопосещения» с целью оценки работы коллег по организации и проведению разных видов детской деятельности
В ходе «взаимопосещений» воспитатели демонстрируют педагогическое мастерство. Каждый желает быть на высоте и старается показать все на что способен. п. 3.4.2. ФГОС ДО «Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей, обозначенными в п. 3.2.5.»
Так в процессе введения ФГОС ДО в детском саду был проведен ряд методических мероприятий :
1). Педагогические советы :
- «Формирование социально – коммуникативных компетентности у детей дошкольного возраста»
- «Инновационная деятельность как условие формирования профессиональной компетентности педагога»
- «Использование развивающих технологий в образовательном процессе в ДОУ»
2). Методические недели :
- «Использование в организации детской деятельности эффективных форм, методов и приемов, направленных на развитие познавательной активности детей»
3). Много внимания уделялось проведению семинаров – практикумов, в связи с тем, что более 60% в детском саду педагоги стажисты, которыми практический материал более понятен. Только за последние 2 учебных года прошло восемь семинаров – практикумов на тему:
- «Социоигровые методы, приемы и формы обучения дошкольников»
- «Инновационные технологии в ДОУ»
- «Организация работы педагога ДОУ по самообразованию, саморазвитию и самореализации»
- «Воспитание личности ребенка – общая задача педагогов и родителей»
- «Технология организации познавательно – исследовательской деятельности»
- «Основные принципы ФГОС ДО»
- «Изменения в организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
- «Влияние творческой игры на социально – личностное развитие ребенка»
- «Здоровьесберегающие технологии в детском саду»
Предлагаем вашему вниманию видео ролик по проведению семинаров – практикумов
(Видео «Здоровье сберегающие технологии в детском саду»)
4). Круглые столы:
- «ФГОС ДО в теории и действии»
5). Тренинги для педагогов : «Вместе мы сила», «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
6). Мастер – классы:
- «Игра в жизни ребенка. Игра в жизни взрослого»
- «Биоэнергопластика»
- «Лэпбуки как эффективная форма работы с детьми»
- «Работа с детьми по оригами»
- «Опытно – экспериментальная работа с детьми дошкольного возраста»
- «Изготовление национальных кукол»
- «Использование дидактических пособий в работе с детьми по ПДД»
и много других мастер – классов представленные педагогами на различных уровнях
7). Мозговой штурм по теме:
- «Проблемы в реализации ФГОС ДО»
- «Организация развивающей предметно – пространственной среды»
8). Деловые игры:
- «Современные технологии в ДОУ»
9). Консультации – диалоги и интерактивные консультации:
- «Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
- «Знакомство с требованиями ФГОС ДО к структуре ООП ДО»;
- «Организация образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО»;
- «Модель организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»;
10). Общие собрания трудового коллектива: «Работа ДОУ в период введения ФГОС ДО»
11) Методические выставки :
- ежегодная выставка «Достижения талантливых педагогов»;
- выставки методической литературы по темам различных мероприятий
12). Консультации:
- «Организация развивающей предметно – пространственной среды»
- «Познавательная мотивация в поисковой деятельности детей дошкольного возраста»
13). Педагогическая мастерская «ИКТ в ДОУ»
14). Технологические упражнения для педагогов :
- «Развитие интеллектуальной гибкости»;
- «Значение работы по самообразованию для меня»
15). Находкой для педагогического коллектива стала педагогическая игра «Аукцион педагогических идей», направленная на обобщение опыта педагогов и помогает решать задачи:
- Выявление, поддержка и распространение инновационного педагогического опыта работы;
- Совершенствование механизмов поддержки инновационной деятельности педагогов;
- Обеспечение доступности практико - ориентированных разработок, способствующих повышению качества образования в ДО;
- Создание информационного банка инновационных идей.
- Повышение профессионального уровня педагогов.
- Развитие творческой деятельности всех участников воспитательно – образовательного процесса, воспитателей, специалистов, воспитанников детского сада и их родителей.
- Используя знакомый игровой сюжет, независимо от рассматриваемой проблемы, ненавязчиво представить опыт работы педагогов.
Педагогическая игра «Аукцион педагогических идей» позволяет реально оценить опыт педагогов и выработать рекомендации по его распространению на разных уровнях.
То есть, проведенное мероприятие в апреле месяце каждого года позволяет составить общий план на следующий учебный год по участию педагогов как в городских и республиканских конкурсах и форумах, так и во Всероссийских и Международных. К сентябрю месяцу каждый педагог вносит коррективы в свои планы по самообразованию, саморазвитию и самореализации. Важно и то, что у каждого есть время для внесения коррективов и подготовки к выступлению.
Результатом методической работы стало активное внедрение современных педагогических технологий в работу с детьми, вовлечение родителей в образовательный процесс и успешное участие педагогов в конкурсах форумах на разных уровнях.
По сравнительному анализу за три последних года участия педагогов и детей в конкурсах и форумах на разных уровнях прослеживает повышение количества участников.
2014 – 2015 уч. г 2015 – 2016 уч. г 2016 – 2017 уч. г
Педагоги Дети Педагоги Дети Педагоги Дети
Муниципальный 5
педагогов 7 12 педагогов 7 15 13
Республиканский 5 нет 24 Нет 13 1 +
Всероссийский и
Международный 2 25 17 37 26 54
3. Работа по организации образовательного процесса в ДОУ в целом.
Третьей плоскостью, как я уже сказала, является научно – методическая работа, которая направлена на обновление образовательного пространства в детском саду в целом.
Так, с 2007 году коллективом педагогов детского сада реализуется целевая программа «Здоровый ребёнок» с целью комплексной стратегии улучшения здоровья детей. Программа направлена на сохранение и укрепление физического, психического здоровья воспитанников дошкольного и младшего школьного возраста, создание здоровье сберегающей системы воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
С 2016 года реализуется программа «Детский сад – социокультурный центр» с целью интеграции образовательных, культурных, здоровьесберегающих ресурсов для создания благоприятной среды развития ребенка.
Коррекционное направление деятельности ДОУ.
Модель коррекционно-развивающей работы ДОУ представляет собой целостную систему. Ее цель состоит в организации воспитательно-образовательной деятельности, включающей диагностический, профилактический и коррекционно-развивающий аспекты, обеспечивающие высокий уровень интеллектуального и психического развития ребенка.
В ДОУ с 2015 года функционирует психолого - педагогический консилиум. За это время отработана нормативно-правовая база коррекционного сопровождения ребё нка с проблемами в речевом развитии: утвержден приказ о создании ПМПк и положение о ПМПк, разработан пакет документов.
При определении задач и направлений воспитательно-образовательной работы с целью повышения эффективности педагогической деятельности возникла необходимость отбора и систематизации диагностического инструментария по изучению уровня развития воспитанников. Педагогами ДОУ определена диагностика развития ребенка старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
Ежегодно учителями – логопедами проводиться обследование воспитанников начиная со 2 младшей группы. По результатам обследования педагогическим консилиумом вырабатываются рекомендации по работе с детьми для воспитателей и родителей. Ежегодно проводиться конференция для родителей 2 младшей группы. По решению педагогического консилиума проводятся индивидуальные встречи с родителями на которых специалистами даются рекомендации по развитию, воспитанию и коррекционной работе с ребенком.
Подводя итог можно уверенно сказать, что важная роль в решении задач качества дошкольного образования отводится системе методической работы с кадрами. Работа с детьми требует от педагогов большого напряжения, сил и энергии, поэтому в коллективе особенно важна доброжелательность, тактичность, требовательность на основе уважения среди всех участников педагогического процесса. Механизм взаимодействия всех педагогов ДОУ отлажен годами, в учреждении активно и творчески работает группа единомышленников. Всё это, наряду с организацией методической работы по вышеописанным направлениям, способствует росту педагогического мастерства педагогов, их профессиональной компетенции, и, как итог, повышению эффективности педагогического процесса в дошкольном учреждении.