Алена Калинина
Применение нестандартных средств обучения при формировании элементарных математических представлений в ДОУ в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад является первой ступенью во взрослой жизни каждого ребенка. Именно здесь малыш начинает свой длинный путь образовательного процесса, познает новый мир знаний, экспериментов и опытов. Детский сад это вселенная познания, созданная специально для ребенка. Здесь происходит ознакомление с такими образовательными областями как: физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Публикация «Применение нестандартных средств обучения при формировании элементарных математических представлений в ДОУ в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2017
Познавательное развитие включает себя несколько направлений, одним из них является формирование элементарных математических представлений (ФЭМП).
ЭМП у дошкольников способствует интеллектуальному развитию детей, формированию приемов умственной деятельности, творческого и вариативного, а так нестандартного мышления. Выделяют несколько направлений ФЭМП: количество и счёт, величина, форма, ориентировка во времени, ориентировка в пространстве.
Для наиболее успешного усвоения ФЭМП, воспитатели используют различные формы, методы и средства. Под формами обучения подразумевается способ взаимодействия воспитателя и детей, а так же детей между собой. М. И. Махмутов, И. М. Чередов, П. И. Пидкасистый определяют форму обучения как упорядоченный учебный процесс в отношении его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, отрезков, единиц обучения по характеру деятельности и по времени. Методы обучения – процесс взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.
Немало важную роль имеют и средства обучения, то есть те объекты, и предметы, созданные человеком, а также природного происхождения, которые используются в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
В соответствии с федеральным государственным общеобразовательным стандартом (ФГОС) под средствами обучения, используемыми в детском саду, подразумевается совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач.
Настоящее время – время развития технологий. Порой у родителей не хватает времени и сил, а порой даже желания для совместных игр со своими малышами. В связи с этим, дети очень часто предоставлены самим себе, и много времени проводят,играя на «гаджетах», компьютерах или за просмотром телевизора. Такие дети не выказывают особого интереса вовремя непосредственно образовательной деятельности (НОД, не проявляют активности и желания узнать что-то новое и интересное. Именно поэтому возникает необходимость в создании чего-то нового, удивительного и увлекательного для детей.
Применение нестандартных и нетрадиционных средств обучения позволило нам решать несколько «трудно выполнимых» задач. Во-первых, повышение активности детей во время НОД, их заинтересованности в выполнении предложенных упражнений. Наблюдаются улучшения в развитии усидчивости и сосредоточенности. Во-вторых, отмечается положительная динамика в развитии нестандартного и логического мышления, воображения, памяти, внимания, речи, а так же мелкой моторики. В-третьих, это поддержка со стороны родителей, которые активно проявляют интерес в организации НОД с нестандартными средствами обучения. Принимают участие в подготовке и в изготовлении демонстративного материала, а так предлагают свои варианты того или иного «нового» средства обучения.
На базе нашего детского сада было разработано несколько нестандартных средств обучения :
1. «Веселые палочки»;
2. «Радужные камни»;
3. «Цветочные пуговицы»;
4. «Мозаика».
«Веселые палочки» представляют собой обычные двухсторонние ушные палочки, кончики которых покрашены обычными красками для рисования. Например, на одной палочке кончики выкрашены в красный и синий цвета, на второй палочке зеленый и желтый.
«Радужные камни» - речные камни, плоской формы, выкрашенные лаком для ногтей различного цвета.
«Цветочные пуговицы» - пуговицы различного размера с четырьмя отверстиями, обвязанные нитками в форме лепестков цветка.
«Мозаика» - геометрические фигуры разной формы, вырезанные из столовых вискозных салфеток.
Использование таких нестандартных средств обучения помогает ребенку закрепить:
• цвета, их названия, умение различать (например, соедини кончики палочек желтого цвета, назови все цвета радужных камней);
• знания геометрических фигур, соотношение геометрической фигуры с количеством сторон, вершин и углов (например, выложи треугольник из палочек (камней, сколько в нем сторон, углов, вершин);
• закрепление счета, использование как счетного материала (отсчитай пять цветков, три круга, убери от восьми палочек три и т. д.);
• умение ориентироваться в пространстве (например, возьми цветок в левую руку, а так же определение места используемого предмета на коврике по инструкции);
• выполнение математического диктанта (например, выложи три камня вправо, четыре камня в низ, три камня вправо и четыре камня на верх).
Возможна и свободная деятельность детей с этими средствами обучения, то есть не по инструкции. Детям очень нравится создавать что-то новое, свою картину или историю, сопровождая это рассказом. Такая деятельность способствует развитию воображения, речи, мышления и творческих способностей ребенка.
Применение нового оборудования возможно не только вовремя НОД, но и при подгрупповой или индивидуальной работе, что дает возможность для наилучшего усвоения нового опыта, возможность повторить или еще раз объяснить ту или иную тему.
Созданное нами оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.