Папки-передвижки

Применение развивающих технологий на лексико-грамматических занятиях дошкольной ступени

Ольга Миронова
Применение развивающих технологий на лексико-грамматических занятиях дошкольной ступени
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Применение развивающих технологий на лексико – грамматических занятиях

дошкольной ступени»

Подготовили: Миронова О. А.

Кулинич Е. В.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения, являются важнейшим условием ознакомления ребёнка с окружающим миром. Которая позволяет ребенку полноценнее общаться со сверстниками и взрослыми и что в свою очередь активно осуществляет его психическое развитие.

Публикация «Применение развивающих технологий на лексико-грамматических занятиях дошкольной ступени» размещена в разделах

Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения в устной речи что повлечет за собой специфические ошибки в письменной речи.

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями.

Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи. Одним из таких способов является использование инновационных технологий таких как :

• здоровьесберегающие технологии;

• ·технологии проектной деятельности

• ·технология исследовательской деятельности

• информационно-коммуникационные технологии;

• ·личностно-ориентированные технологии;

• ·технология портфолио дошкольника

• ·игровая технология и другие.

Наряду с инновационными технологиями мы применяем и традиционные методы формирования грамматически правильной речи

• Дидактические игры

• Игры-драматизации

• Словесные игры и упражнения

• Рассматривание картин

• Пересказ коротких рассказов и сказок

• Чтение литературы

• Загадывание и разгадывание и загадок, кроссвордов и другие.

Игра у дошкольников является ведущим видом деятельности как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать свой словарь.

В зависимости от материала дидактические игры можно разделить на три вида: игры с предметами настольные печатные игры и словесные игры. Работая по комплексно -тематическому планированию, где каждая неделя имеет определенную тему и в соответствии с этой темой каждой группе нашего дошкольного учреждения есть своя картотека игр.

Например : тема ПРОФЕССИИ

1. «Играем в профессии»

2. «Кто что делает?»

3. «Назови мамину профессию»

4. «Угадай мою профессию»

5. «Загадки».

6. «Писатель»

Игры с предметами наиболее доступны детям, так как они основаны на непосредственном восприятии, соответствуют стремлению ребенка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними, кроме того, ребенок с желанием называет увиденные предметы. Играть в эти игры ребенок начинает в раннем возрасте и не утрачивает своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного детства, например, мы можем использовать на занятиях

настольно-печатные игры типа «Какой?» Какая? Какие?»

В старшей группе мы используем словесные игры. Они развивают умения внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно и четко формулировать свои мысли, применять знания.

Например, целью игры «Аналогии» ставится активизация существительных с обобщающим значением, развитие лексического понимания родовидовых отношений между словами. В процессе этой игры мы можем использовать Су – Джок шарик, который является одним из компонентов инновационной здоровъесберегающей технологии. К примеру :

Взрослый предлагает детям дополнить слово по образцу: лиса – зверь, педагог перекатывает «чудо-шарик» по столу ребенку, со словом журавль. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад со словом– птица. Или взрослый называет слово обобщающего значения, ребенок придумывает слово конкретного значения, посуда – сковорода цветы – одуванчик, транспорт – грузовик, рыбы – сом, насекомые – кузнечик.

Упражнение «Один-много». Педагог катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично проводится упражнения «Назови ласково», «Скажи наоборот»

Таким образом, использование Су - Джок терапия - в лексико-грамматических категориях представляет собой интеграцию областей здоровье и коммуникация.

Перед вами представлены дидактические игры на развитие лексико-грамматических норм

«Найди пару», «Назови ласково», «Предлоги»

В игре «Относительные прилагательные». Я передаю ребенку мячик со совами стакан из стекла, ребенок, возвращая мне мяч, должен ответить какой стакан - стеклянный стакан, дом из кирпича, какой дом кирпичный

Игра «Многозначные слова» ребёнок должен назвать предмет и объяснить его лексическое значение. Кисть рябины – кисть для рисования

Особенности применения инновационных технологий в процессе развития лексико-грамматического строя детей дошкольников.

В педагогической практике с детьми дошкольного возраста применяется достаточное количество технологий и методик, среди них новые и усовершенствованные традиционные.

ИКТ

Дидактический синквейн

ТРИЗ технология

Мнемотехнология (мнемотаблицы, мнемосхемы, мнемодорожки, интеллектуальная карта)

Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»

Кластеры

Информационно-коммуникационные технологии

ИКТ применяемые на занятиях по лексике и грамматике, позволяют разнообразить формы работы, как при объяснении нового материала, так и при закреплении ранее изученного.

Презентации, на занятиях по развитию речи, мы применяем для формирования лексико - грамматических средств языка и для отрабатывания навыка развития слоговой структуры слова. Использование интерактивно-развивающих игр «Игры со словами», «Веселая Азбука» направленных на речевое развитие детей с заданиями в игровой форме вызывает особый интерес. Яркие изображения, реальное звуковое сопровождение ясный голос диктора. Все это, позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Успех применения, зависит от правильного определения места в структуре занятия и целесообразности использования в соответствии с поставленными целями и задачами.

Дидактический синквейн

Одним из эффективных методов речевого развития ребёнка, позволяющим быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк».

Новая технология–открывает новые возможности, не требуя особых условий для её использования.

Гармонично вписывается учебный процесс.

Обеспечивает её логическую завершенность.

Способствует обогащению актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом.

Не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Правила составления синквейна:

1). Первая строка — одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;

2). Вторая строка — два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;

3). Третья строка — три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;

4). Четвёртая строка — фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;

5). Пятая строка— слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Примеры синквейна :

Дождь

Грибной, летний.

Льёт, капает, стучит.

Я люблю гулять под дождём.

Лужи, тучи, вода. Ветер

Сильный, холодный.

Срывает, дует, воет.

Ветер осенью холодный.

Осень, холод, сквозняки.

Радуга

Весёлая, разноцветная.

Появляется, радует, играет.

На небе, после дождя, большая радуга.

Дождь, тепло, лето, детство. Мама

Красивая, добрая.

Любит, обнимает, ухаживает.

Мама покупает игрушки.

Радость, дом, дети.

Технология «Мнемотехника»

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Их используют:

для обогащения словарного запаса,

при обучении составлению рассказов,

при пересказах художественной литературы,

при отгадывании и загадывании загадок,

при заучивании стихов.

Так как наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение)

Можно предложить детям разнообразные задания, стимулирующие поиск нужных слов из серии мнемоквадратов или мнемополос:

-слова, относящиеся к одной лексико-грамматической группе;

-слова, объединенные тематическими связями;

-слово для адекватного завершения смысла предложения;

-слова противоположного значения;

-слова, близкие по смыслу к заданному.

Работу мы начинали с простейших мнемоквадратов, последовательно переходили к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам, у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. По мере обучения дети также активно включается в процесс создания своей схемы.

Технология «Интеллект-карты»

Интеллект-карты — это тоже мнемотаблицы, а также уникальный и простой метод запоминания информации с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей и активизируется мышление. Метод интеллект-карт помогает пробудить у ребёнка способность к изображению окружающего мира. С помощью используемых, при построении карт, зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.

Полезные свойства интеллектуальной карты

Наглядность

Запоминаемость

Привлекательность

•Пополняют словарный запас

•Закрепляют грамматические нормы

Общие требования к составлению интеллект-карты для дошкольников

Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит расширять и модернизировать его. В центре страницы пишется и выделяется главная идея (например, название новой темы). Используя разноцветные ручки, выводятся из «главной идеи» линии (ветви, каждая из которых выделяется под определённый рассматриваемый момент основной темы. Каждая ветвь подписывается. Для того чтобы назвать ветвь, необходимо подобрать определённое ключевое слово, такое, чтобы оно наиболее полно соответствовало теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются наиболее подходящие ключевые слова.

Понятно, что педагог сам будет составлять интеллектуальные карты по теме занятия, но, тем не менее, ребёнок по ней будет запоминать лексику, составлять предложения и рассказ, т. е. он будет мыслить радиантно, на основании естественных законов мышления. Метод интеллектуальных карт даёт возможность фокусироваться на теме, проводить целенаправленную работу по формированию словаря и связной речи. Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребёнка.

В условиях реализации ФГТ использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей: коммуникация, познание и социализация. Вся эта работа, направленная на приобретение ребёнком интегративных качеств любознательный, активный; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Пример интеллект-карта по изученной теме «Транспорт»

1. Лист расположен в горизонтальном направлении.

2. В центре выделена тема «Транспорт».

3. От центра расходятся цветные ветви.

4. Подбираются картинки, которые относятся к транспорту.

5. От каждого транспорта также отводятся ветви такого же цвета, что и первая ветвь.

6. Подбираются и изображаются с помощью условных обозначений слова-признаки к каждому транспорту.

7. Дети составляют предложения

Можно детализировать карту настолько, насколько это нужно для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты.

Если у ребёнка есть словарь, но нет образа в голове, мыслей о чём и как говорить, педагог вынужден будет постоянно побуждать, стимулировать его наводящими вопросами, так как нет мотива к устному высказыванию.

Если у ребёнка есть мотивация, но нет словаря и плана высказывания, то он будет тянуть руку, выскакивать к доске и уже после нескольких слов начнёт

Таким образом, применение карт памяти в процессе обучения на лексико-грамматических занятиях в целом способствует речевому развитию ребёнка. Методика действительно оказывается очень эффективной для детей, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию словаря грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок развивается, он не только учится усваивать информацию, но и оперативно с ней работать.

Использование технологии «ТРИЗ –РТВ»

«ТРИЗ –РТВ» позволяет:

• эффективно решать проблему обновления дошкольного образования с точки зрения ключевых компетентностей у дошкольников

• в рамках ключевых компетентностей особое значение имеет способность детей осуществлять коммуникации, которая позволит ребенку успешно обучаться в школе и адаптироваться к жизни в будущем

Преимущества применения технолгоии «ТРИЗ-РТВ»

• Активизирует познавательную деятельность детей.

• Создаёт мотивационные установки на проявление творчества.

• Создаёт условия для развития образной стороны речи детей.

• Повышает эффективность овладения всеми языковыми средствами.

• Формирует осознанность в построении лексико-грамматических конструкций.

Развивает речевую систему в целом, и связную речь в частности

Примеры «ТРИЗ-РТВ»

На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Игры: «Да – Нетки», «Угадай, что я загадала», «Черное – белое», «Наоборот», «Помоги Золушке»

На втором этапе детям предлагаются игры с противоречиями. Игры: «Хорошо –плохо», «Удобно – неудобно», «Нравится – не нравится», игры с гномиками, с пословицами

Игровое упражнение «Волшебные очки».

Цель: формировать умение подбирать слова на звук; упражнять в согласовании с прилагательным.

Детям предлагается надеть очки разного цвета (формы, нарисовать (или просто назвать) предметы на изучаемый звук с использованием данного цвета (формы). Например : [с] и зелёные очки – зелёные санки, зелёное солнце, зелёная собака. … Далее можно обсудить с детьми получившиеся варианты – зелёная собака - когда это может быть? – игрушка или собака испачкалась зелёной краской и т. д.

Кластеры

Кластер – (скопление, гроздь, пучок, совокупность, объединение нескольких однородных элементов, предметов. Грозди –графический приём в систематизации материала

Разбивка на кластеры используется до того, как определенная тема будет изучена более тщательно

Общие требования к разбивке на кластеры для дошкольников

• В центре доски или листа в рамке (круге) печатными буквами пишется ключевое понятие (размещается картинка)

• Вокруг ключевого слова в пустых квадратах (кругах) размещаются картинки, которые ассоциативно связаны с данным понятием

• Квадраты (круги) связываются цветными линиями-ветвями с ключевым понятием

• У каждой картинки-ассоциации могут быть свои картинки-спутники, которые могут привести к укрупнению одной или нескольких «гроздей»

• В результате проведенной операции происходит наглядное представление ключевого понятия занятия

Метод ассоциативных связей, или «Образ слов»

Современные технологии для развития реи детей предлагают большой арсенал методов и приёмов работы со словом, позволяющих оценить его красоту, неповторимость. К таким методам относится метод ассоциативных связей. Метод ассоциативных связей, применяемый на занятиях, обеспечивает интерес детей к слову, настраивает ребенка на активность

Слово — звуки — слова — образ слова.

Например, некоторые индивидуальные образы слов:

ПЛЯЖ — песок — летом — ярко-жёлтый;

ОСЕНЬ — облачное — серое — небо;

ОЗЕРО — огромное – зеркало;

ДОРОГА — дом — разыщут — гости;

КОЗА — красивая – озорная – забияка

Публикации по теме:

Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях»Консультация «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях» Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Однако данные.

Использование технологий развития лексико-грамматических компонентов речи на занятиях с детьми с ОВЗ в школе За последние десятки лет в логопедии накоплено большое количество различных методик, научных трудов, статей по коррекционно-развивающей.

Консультация для воспитателей «Формирование здорового образа жизни в дошкольной ступени образования» «Кто-то сказал, что должны молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться!».

Конспект занятия по закреплению лексико-грамматических категорий языка Лексическая тема «Золотая осень» ПЯТНИЦА Утро: Д/игра «Назови ласково» Цель: закреплять лексико – грамматические категории языка. Солнце.

Мастер-класс «Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования» Мастер класс: Применение Здоровьесберегающих технологий на занятиях дополнительного образования. Целью сегодняшнего мастер-класса является.

Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ на занятиях по физ. культуре в ДОУ "Применение инновационных здоровьесберегающих технологий с использованием степ-платформ на занятиях по физической культуре в ДОУ" Практическая.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии Аннотация : Подгрупповое занятие по формированию грамматических стереотипов словоизменения и словообразования для старших дошкольников с.

Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Применение игровых технологий в формировании лексико-грамматических категорий у детей с ОНР Процесс усвоения ребенком грамматического.

Применение информационно-коммуникационных технологий при проведении мероприятий в дошкольной образовательной организации (СЛАЙД 2) Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в детской образовательной организации – актуальная проблема современного.

Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии Эссе «Применение знаний специальной дошкольной педагогики и психологии» После вступления в силу с 1 января 2014 года нового Федерального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение развивающих технологий на лексико-грамматических занятиях дошкольной ступени
Опубликовано: 20 октября 2019 в 19:09
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение развивающих технологий на лексико-грамматических занятиях дошкольной ступени» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Миронова (УИ 420362) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД