Татьяна Диомидова
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии
Аннотация : Подгрупповое занятие по формированию грамматических стереотипов словоизменения и словообразования для старших дошкольников с ТНР с использованием нейропсихологических упражнений, а так же наглядных, словесных и игровых приёмов. Представлены игры и упражнения на развитие лексико- грамматического строя речи, звукового анализа, мелкой моторики, пространственной ориентации.
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических средств языка с элементами нейропсихологии» размещена в разделах
Ключевые слова: автоматизация звука, фонематическая сторона речи, тяжёлые нарушения речи, развитие сенсомоторного репертуара.
Цели: Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования в экспрессивной речи.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-расширение естественнонаучных представлений о животных жарких стран;
- актуализация и активизация словаря по теме «Животные жарких стран»;
- совершенствование грамматического строя речи; (образование сложных слов, согласование существительных с числительными);
-совершенствование слогового анализа;
Коррекционно-развивающие :
- развитие сенсомоторных навыков, используя анализаторы: слуховой, зрительный, кинестетический;
-формирование речевого выдоха, используя дыхательную гимнастику;
-развитие координации движений, саморегуляции, чувства ритма;
- развитие пространственных представлений;
- развитие фонематического восприятия, речевого слуха;
- развитие координации речи с движением;
-развитие внимания и наблюдательности.
- Воспитательные:
- воспитание познавательно-исследовательского интереса.
- воспитание бережного отношения к природе;
- воспитание активности и инициативности;
-воспитание доброжелательного отношения друг к другу.
Оборудование: магнитная доска, аудиозапись звуков моря, предметные картинки с изображением животных жарких стран, «звучащие» мешочки, бумага для заметок четырё х цветов: красная, синяя, жёлтая, зелёная; цветные маркеры-резинки; бабочка для глазодвигательной гимнастики, мяч.
Предварительная работа: заучивание стихов о животных жарких стран, разучивание нейропсихологической зарядки «Дельфины» (автор Т. Ланина из книги А. В. Семенович «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте» М., 2007г., чтение рассказа Е. Чарушина «Слон», стихотворения В. Маяковского «Что не страница,- то слон, то львица…»,разучивание ритмического упражнения «Обезьяны и упражнений, направленных на стабилизацию и активизацию энергетического потенциала организма: «Львята», «Гусеницы», «Бабочки», «Черепашки», дыхательные упражнения.
1. Организационный момент.
Логопед: Собирайтесь-ка, друзья,
Отправляться в путь пора!
Дети под ритмичную музыку двигаются по ковру, стараясь избежать столкновений друг с другом. По окончании музыки дети останавливаются.
Логопед: Конечная остановка «Зоопарк». Чтобы пройти в зоопарк, нужен разноцветный пропуск. Поднимите левую руку. (Логопед одевает на левую руку детей красные маркеры.)
2. Основная часть.
Логопед: Вот мы и приехали в зоопарк. Посмотрите, какие животные живут в зоопарке.
В этой клетке живёт самое крупное наземное животное. Самая впечатляющая особенность, конечно, длинный подвижный хобот. Через хобот он дышит, захватывает пищу, пьёт. Кто это?
Дети: Это слон.
Рассказывает ребё нок: Очень много силы в нём,
Ростом он почти как дом,
У него огромный нос,
Будто нос лет тыщу рос.
Логопед выставляет на магнитную доску картинку с изображением семьи слонов в зоопарке.
Логопед: посмотрите, ребята, здесь не один слон, а целая семья. Как вам кажется, какая у слонов семья?
Дети: Дружная, заботливая, внимательная.
Логопед: Подберите слова-признаки к слову слон. Слон какой?
Дети: Большой, огромный, серый, мощный, крупный, добрый.
Логопед: Молодцы! Продолжаем своё путешествие. А около этой клетки нужно ходить тихо. Здесь кто-то спит. Вы узнали это животное. Да, это медведь. Послушайте, как он дышит во сне и сопит. Давайте попробуем подышать как мишка. Выполним дыхательную гимнастику.
Дети ложатся на ковёр, правую руку кладут на область движения диафрагмы, левую – на живот Упражнение на дыхание выполняется 3 раза.
Логопед: Сделайте полный выдох. Наберите воздух медленно через нос. На две секунды задержите воздух. Сделайте полный выдох, медленно и плавно выпуская воздух через рот.
Дети выполняют дыхательную гимнастику.
Логопед: Мы не разбудили медведя? Идём дальше. Чтобы узнать, кто живёт в этой клетке, нужно отгадать загадку.
Ребё нок рассказывает стихотворение-загадку:
Он высокий и пятнистый,
С длинной-длинной шеей.
И питается оно листьями,
Листьями с деревьев.
Логопед: Правильно, ребята, это жираф. Сколько жирафов изображено на картинке?
Дети: Два жирафа.
Логопед: Придумайте красивые слова про красавцев – жирафов.
Дети: Жирафы – красивые, пятнистые, длинноногие, длинношеие.
Логопед: Переходим в павильон, где находятся насекомые. Каких насе5комых вы знаете? (Бабочки, жуки, гусеницы, кузнечики). Посмотрите, какие красивые бабочки. Узоры на крылышках бабочек считаются одним из чудес природы – так они интересны и необычны. Крылья покрыты мелкими чешуйками. Бабочки питаются нектаром цветов. Давайте последим за движением бабочки глазами.
Проводится глазодвигательная гимнастика по А. Семенович.
Спал цветок и вдруг проснулся -
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
Логопед: А рядом с бабочками - посмотрите кто? Это гусеницы.
Рассказывает ребё нок: Этот странный дом без окон
У людей зовётся кокон.
Свив на ветке этот дом.
Дремлет гусеница в нём.
Логопед: Какие слова-признаки можно подобрать к слову «гусеница»?
Дети: Разноцветная, яркая, полосатая.
Логопед: А сейчас покажите как гусеницы ползают.
Выполняется упражнение – растяжка «Гусеницы» : руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки и поднимая таз, выгибаем туловище вверх. Ноги «подходят» к рукам, затем руки продвигаются вперёд, снова ноги «шагают» к рукам и т. д. Во время движения ладони рук и ног не отрываются от пола.
Логопед:А в следующей клетке находится животное, которое называют «царём зверей».
Рассказывает ребё нок:
Вы разве не знаете папы –
Большого рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Он громко кричит - басом,
И слышно его далеко.
Он ест за обедом мясо,
А мы сосём молоко. (С. Я. Маршак)
Логопед: Скажите ребята, а как зовут детёнышей льва? (львята) Как называют маму львят? (львица) Покажите как ходят львята.
Выполняется упражнение на коррекцию базовых сенсомоторных координаций «Львята» : дети ползут вперёд с одновременным передвижением руки и ноги. При этом руки и ноги располагаются параллельно друг другу. Затем дети выполняют это упражнение разноимёнными руками и ногами.
Логопед: Рядом со львятами – клетка с обезьянами. Они вечно смеются и весело дразнятся. Обезьянки любят играть в звучащие мешочки. Поиграем вместе с ними.
Проводится упражнение на развитие чувства ритма со звучащими мешочками. (мешочки ритмично перекладываются из руки в руку под проговаривание стихов)
Лучшие качели –
Быстрые лианы.
Это с колыбели
Знают обезьяны.
Кто весь век качается –
Да-да-да!
Тот не огорчается
Ни-ког-да! (Берестов)
Логопед: Давайте поиграем в игру «Сложные слова». Я бросаю вам мяч и говор, из каких слов вы должны будете образовывать слово, отвечающее на вопрос «какой?»
Если у жирафа длинная шея, то он какой?
Дети: Жираф длинношеий.
Логопед: Если у жирафа длинные ноги, то он какой?
Дети: Жираф длинноногий.
Логопед: Если у слона большие уши, то он какой?
Дети: Слон большеухий.
Логопед: Если у льва длинная грива, то он какой?
Дети: Лев длинногривый.
Логопед: Если у бабочки крылья разного цвета, то крылья какие?
Дети: Крылья разноцветные.
Логопед: Вот и павильон с дельфинами.
Рассказывает ребё нок:
Дельфины - жонглёры, певцы, акробаты.
Дельфины смышлёные очень ребята.
Дельфины считают,
Дельфины читают
И даже детишек на спинах катают. (Н. Нищева)
Логопед рассказывает, а дети выполняют движения нейропсихологической гимнастики. «Дельфины» (Т. Ланина)
" На море плещутся волны: а) маленькие и б) большие. Вот такие! в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.
г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.
д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!
е) Один нырнул, а другой вынырнул.
ж) Вот плывут их хвостики, вот один плавник, вот другой плавник. А на встречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.
з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.
и) Ну-ка показали все ножки-осминожки.
й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!".
Расшифровка сценария:
а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой.
б) Руки в замке на уровне груди "рисуют" в воздухе большую волну горизонтально полу.
в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.
г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.
д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.
е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.
ж) Руки слегка согнуты в локтях на уровне талии, прижаты к телу. Кисти не сильно сжаты в кулачки, большие пальцы отогнуты и совершают волнообразные движения; так же затем работают и указательные и средние пальцы обеих рук. Далее большие пальцы каждой руки зажимают согнутые указательный и средний пальцы. Свободные мизинцы, а затем и безымянные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.
з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.
и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.
й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.
Логопед: Зашумело море, и на берег выползла черепаха.
Звучит аудиозапись шума моря.
Логопед: Покажите, как черепаха спряталась в панцирь. Сначала черепаха дростаёт правую ручку, потом левую ножку, левую ручку, правую ножку. Вытягивает шею Лежит, растягивается. Молодцы!
Логопед: Поиграем в игру «Разноцветные листочки».
Логопед раскладывает на ковре бумагу для заметок.
Логопед: Вспомните, каких животных мы видели в зоопарке. Назовите. Разделим названия животных на слоги.
Красными листочками закроем картинки со словами, состоящими из одного слога.
Зелёными листочками закроем картинки со словами, состоящими из двух слогов.
Жёлтыми листочками - картинки со словами, состоящими из трех слог
Синими- картинки со словами, состоящими из четырех слогов.
Дети выполняют задание и комментируют свои действия. Когда все животные на доске оказываются закрытыми, логопед оценивает работу детей.
3. Итог.
Логопед: Время нашей экскурсии подошло к концу. Встреча с какими животными в зоопарке запомнилась вам больше всего?