Яна Татаурова
Применение нетрадиционной техники рисования в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение Кирилловского муниципального района Вологодской области «Детский сад № 4
«Зернышко» г. Кириллова»
«Применение нетрадиционной техники рисования в развитии дошкольников»
Выполнила: воспитатель первой
квалификационной категории Татаурова Я. А.
2019г.
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Применение нетрадиционной техники рисования в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Методические разработки
- Темочки
Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества. Вот почему одним из наиболее близких и доступных видов работы с детьми в детском саду является изобразительная, художественно-продуктивная деятельность. Она создает условия для вовлечения ребенка в собственное творчество, в процессе которого появляется что-то красивое, необычное. Этому нужно учить детей шаг за шагом, от простого к сложному. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. Нужно что-то новое интересное: это нетрадиционные техники рисования.
Актуальность темы
«Нетрадиционные техники рисования помогают детям почувствовать себя свободными, помогают раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру». (М. Шклярова).
М. А. Шклярова утверждает, что нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе. Каждый из этих методов – это маленькая игра.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё : и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Обоснование проблемы
Работая с детьми дошкольного возраста в течение нескольких лет, я обратила внимание на результаты мониторинга по изобразительной деятельности, и поняла, что детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.
Для решения этой проблемы стала углублённо изучать методическую литературу. Для себя чётко выделила критерии руководства по изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребёнка, способствовать овладению необходимыми навыками. И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.
Практическая значимость
Познакомившись с методической литературой различных авторов, таких как пособие А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», И. А. Лыковой - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений», Р. Г. Казаковой «Изобразительная деятельность в детском саду» я нашла очень много интересных идей.
Свою работу я распланировала на 2 года обучения: старшая и подготовительная группа и поставила следующие цели и задачи.
Цель:
Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи на старшую группу:
1. Изучение литературы по проблеме исследования.
2. Познакомить детей с различными нетрадиционными техниками рисования.
3. Систематизация изученного материала.
4. Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования создавать свой неповторимый образ, используя различные техники и приемы рисования.
5. Формировать навыки учебной деятельности:
• умение действовать по словесным инструкциям;
• умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи;
• контроль за собственными действиями.
6. Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
7. Воспитывать художественный вкус, интерес к ручному труду.
Продолжив свою работу по обучению детей подготовительной группы нетрадиционным видам рисования, я поставила следующие задачи.
Задачи на подготовительную группу:
1. Продолжать знакомить с различными нетрадиционными техниками
рисования.
2. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и
техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке
разные материалы с целью получения выразительного образа, сюжета.
3. Развивать чувства формы, цвета, ритма, композиции, творческие
проявления и воображение, желание рисовать.
4. Воспитывать внимание, аккуратность, умениеработать в коллективе,
индивидуально.
5. Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками.
Далее составила план организации работы, который включал этапы:
I. Сентябрь-октябрь. Систематизация теоретических знаний о нетрадиционной технике рисования. Изучение литературы, отбор технологий, подбор диагностического материала.
II. Ноябрь-январь. Разработка конспектов и проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования.
III. Февраль-апрель. Проведение образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования, индивидуальная работа с детьми. Работа с родителями по развитию творческих способностей детей средствами применения нетрадиционных техник рисования.
IV. Май. Изготовление альбома с рисунками по нетрадиционной технике рисования. Выставка детских работ. Диагностика знаний и умений детей по образовательной области «Художественное творчество» на конец года.
Свою работу я начала с детьми старшей группы с хорошо знакомых для детей техник : рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники : рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, воздушными шариками, рисование по - мокрому, монотипия, набрызг, пластилином, кляксография. На первых занятиях по каждой технике я ставила задачу знакомства детей с особенностями данной техники, лишь на следующих занятиях создавались какие-либо образы или сюжеты. В первый год с детьми старшего дошкольного возраста изучали не сложные техники и приемы рисования. Занятия чаще строились индивидуально и больше работали над образом рисунка. Во второй год с детьми подготовительной группы осваивали более трудные методы и техники рисования, учились самостоятельно определять и создавать сюжет.
На каждом занятии использовались игровой прием, художественное слово, пальчиковые игры, физкультминутки, подвижные игры, музыкальное проигрывание.
Формы проведения занятий были различны. Проводились как теоретические - рассказ воспитателя, беседа с детьми, рассказы детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические: подготовка и проведение выставок детских работ.
Работа с детьми строилась как фронтальная (одновременная работа со всеми детьми, групповая (организация работы в группах) и индивидуальная (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Рисование нетрадиционным способом - увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Она привлекает тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, позволяет детям быстро достичь желаемого результата. Здесь же развитию творчества нет границ. Дети с любопытством, радостью и удовольствием размазывают следы от краски на ладошках и по листу бумаги. При рисовании ладошкой дети сначала оставляют отпечаток руки на листе бумаги, а затем дорисовывают образ какого-либо животного. Так, из ладошки может получиться птица, кошка, петушок, слоненок. Одной из увлекательных и интересных техник является кляксография. Для этого потребуется бумага и жидкая гуашь. В центр листа нужно капнуть кляксу, бумагу нужно наклонить в одну сторону, затем – в другую или подуть на кляксу. Фантазия ребенка подскажет на кого оно похоже.
Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. В группе оформила творческий уголок, где в свободном доступе для детей размещены краски, кисти, трубочки, фломастеры, мелки, различная бумага и трафареты для рисования, раскраски, штампы, поролон и альбомы с образцами жанров живописи.
Моя работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для того, чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых, поэтому считаю немаловажным совместную работу с родителями. Считаю своей задачей оказывать содействие знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования, стимулировать совместное творчество с детьми. Важно вовремя раскрыть перед родителями творческие способности их детей и дать соответствующие рекомендации, которые помогут их развивать. Решения задач добивалась через:
-индивидуальные консультации по вопросам развития у детей графо- моторных навыков;
-оформление папок-передвижек на темы «Роль рисования в развитии детей», «Зачем детям рисовать? Советы родителям».
-оформление консультаций «Приемы и методы нетрадиционного рисования», «Роль нетрадиционного рисования в развитии мелкой моторики и речи».
На начало учебного года в старшей группе провела мониторинг с целью: выявить уровень знаний и умений детей по данной теме. Были получены следующие результаты (см. диаграмму)
Результаты показали, что знания и умения детей находятся на разных уровнях развития. Проведенная диагностика и её результаты говорят о необходимости проведения систематической, целенаправленной работы по развитию изобразительных умений у детей посредством нетрадиционных техник рисования. С помощью различных педагогических методов и приемов необходимо повысить уровень развития изобразительных умений и навыков детей.
На конец учебного года были получены следующие результаты (см. диаграмму)
В результате целенаправленной и систематической работы по изобразительной деятельности были получены заметные положительные результаты: дети приобрели знания о свойствах и особенностях традиционных и нетрадиционных изобразительных материалов, стали использовать в работе различные техники и приемы. С расширением спектра изобразительных техник и приемов, работы детей стали более выразительными и богатыми по тематике, улучшилось качество изображения, стал заметен более творческий подход к изобразительной деятельности.
Работая в этом направлении, я убедилась, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции и все это способствовало тому, что у детей:
- возрос интерес к рисованию,
- они стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные его оттенки,
- приобрели опыт эстетического восприятия,
- научились создавать новые оригинальные образы, сюжеты, задумывать и реализовывать свой замысел, находить средства для его воплощения.